logo
Otvety_po_Kuzminu_2011

Управление коммуникациями при проведении pr-кампаний: ведение переговоров.

Деловые переговоры -- речевое общение между собеседниками, которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций (учреждений, фирм и т.д.) для установления деловых отношений, заключения договоров, контрактов, разрешения спорных вопросов или выработки конструктивного подхода к их решению.

Предметом деловых переговоров являются:

· элементы профессиональной деятельности;

· проблемы, представляющие взаимный интерес;

· координация действий для уточнения средств выполнения ранее достигнутых соглашений;

· сглаживание возникших противоречий, конфликтных ситуаций;

· налаживание контактов и организация взаимоотношения с партнерами и т.д.

Все деловые переговоры связаны с решением конкретных задач, достижением определенных целей и реализацией коммуникативной установки.

Организация деловых переговоров

Проведение деловых переговоров предполагает знание правил их подготовки, нормативно-законодательных актов и других документов, которые регламентируют переговорный процеcc, соблюдение протокола, принятого на официальных встречах.

Как правило, деловые переговоры по любым вопросам подразумевают последовательность выполнения трех этапов:

I этап - подготовительный;

II этап - основной;

III этап - заключительный.

При контакте с внешними заинтересованными лицами, а иногда и с руководителями

отдельных подразделений внутри организации-исполнителя проекта, необходимо

проводить переговоры. В ходе переговоров выявляются интересы различных сторон, а они

получают представление о нуждах проекта. С другой стороны, во время переговором часто

находятся технические, организационные и административные решения, позволяющие

решить проблемы проекта. Основная задача переговоров — добиться согласия по тем

вопросам, по которым исходные мнения сторон отличались.

В ходе подготовки к переговорам нужно выполнить ряд действий.

o Провести консультации с заинтересованными лицами, находящимися на вашей стороне,

и собрать информацию об интересах, критериях и возможных действиях другой

стороны.

o Определить ваши интересы. По всем параметрам, по которым нет согласия, нужно

определить удовлетворяющие вас решения и оптимальные значения. При этом ряд

параметров может представлять интерес для данного проекта независимо от будущих

ваших отношений с другой стороной (это основные интересы), а другие характеристики

будут влиять на возможные будущие отношения (это дополнительные интересы).

Важной особенностью интересов часто является их неосязаемость и нечеткость. Для их

прояснения как раз и выполняется предыдущий шаг. o Определить проблемы, т.е. те позиции и параметры, по которым у вас нет согласия с

другой стороной, а также приоритеты, которые четко обозначают, чем и насколько

можно пожертвовать ради достижения других выгод.

o Определить возможные предложения. Обычно, исходя из ваших интересов,

определяются три вида предложений: начальные позиции на переговорах, оптимальные

результаты с учетом известных вам интересов другой стороны, а также предельные

позиции, выйти за рамки которых вы не можете себе позволить.

Каждое предложение должно быть обосновано, например, с помощью принципа

справедливости (деление издержек пополам или в соответствии с выгодами) или

принципа необходимости (большие издержки несет та сторона, которой решение

необходимо в большей степени).

Для определения возможных предложений нужно также выявить возможные

альтернативы ведению переговоров — обращение в суд, к другому поставщику, разрыв

отношений и пр. Определив цену этих альтернатив для вашей стороны, можно не

принимать те предложения, которые будут менее выгодны, тем самым усиливая

собственную позицию.

В команде, участвующей в переговорах, выделяют следующие роли.

o Лидер, который руководит переговорами и формулирует позиции.

o Аналитик, который внимательно выслушивает противоположную сторону, иногда

вмешиваясь в дискуссию, чтобы переформулировать утверждения оппонентов или

уточнить определенные моменты. Это нужно, чтобы лидер получил более четкое

понимание позиции другой стороны и имел больше времени для ее обдумывания.

o Протоколист, который не высказывается без явной просьбы. Он наблюдает за

действиями другой стороны, пытаясь понять ее интересы и проблемы, фиксируя ее

предложения и контрпредложения своей стороны. Он может быть экспертом в какой-

либо области и, по просьбе лидера, выступать с экспертной оценкой тех или иных

предложений.

Обычно выделяют пять стратегий ведения переговоров, аналогичных методам разрешения

конфликтов, — поскольку переговоры всегда нацелены на урегулирование какого-то

конфликта между участвующими в них сторонами. Взаимоотношения между стратегиями и

уровнями приверженности интересам сторон изображены на Рис. 93.

Решение

проблемы

Уступки

Высокая

Заинтересованность в

результатах другой

стороны

Компромисс

Пассивное

ожидание

Соперничество

Низкая

Заинтересованность в

собственных результатах

Низкая Высокая

Рисунок 93. Выбор стратегии проведения переговоров.

o Пассивное ожидание. Это стремление избежать переговоров, не участвовать в них или

отложить их проведение.

Такая стратегия нацелена на затягивание переговоров для получения дополнительных

преимуществ с течением времени или использование альтернативных решений.

Используется, когда заинтересованность в результатах переговоров, как своих, так идругой стороны, мала, или когда с течением времени ваша позиция значительно

усиливается.

o Уступки. Это одностороннее изменение своей позиции в сторону увеличения ее

выгодности для противоположной стороны.

Используется при необходимости быстро достичь решения и большой

заинтересованности в продолжении отношений с другой стороной. При этом

заинтересованность в собственной выгоде должна быть меньше.

В результате непродуманных уступок другая сторона может не воспринять ваших

интересов или прийти к выводу, что вы сами нечетко их понимаете или не очень

привержены им, а это порождает сомнения в вашей надежности как партнера.

o Соперничество. Это попытки убедить другую сторону в необходимости сделать ее

предложения более выгодными для вашей стороны и менее выгодными для нее самой.

Такая стратегия применяется, когда другая сторона менее заинтересована в своих

результатах, чем ваша — в своих, и риск значительно ухудшить отношения невелик.

При этом могут использоваться запугивание, например, альтернативными переговорам

возможностями, и отклонение любых предложений другой стороны.

Может привести к ухудшению отношений между сторонами, и к снижению статуса и

влияния человека, возглавлявшего переговоры с другой стороны.

o Компромисс. Эта стратегия предполагает взаимные уступки сторон, которые, однако,

могут не привести к выгодному для обеих решению.

Он используется для быстрого решения сложных вопросов, для сохранения отношений

между сторонами, не имеющими преимуществ друг пред другом, когда

заинтересованность в результатах обеих сторон не слишком велика.

o Решение проблемы. Такая стратегия предполагает открытое сопоставление интересов и

приоритетов для нахождения взаимовыгодного решения с наибольшим выигрышем для

обеих сторон.

Применяется при наличии достаточного времени, взаимном доверии сторон и их

обоюдной высокой заинтересованности в получении выгодных результатов.

Часто стороны не готовы сразу открыть друг другу свои истинные намерения, и такая

стратегия реализуется методом проб и ошибок, подачей множества предложений с

разными комбинациями параметров решения, после долгих обсуждений и споров