logo
Авторитет и лидерство как проблема современного управления

1.2 Концепции лидерства

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории тщательное их изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидеров.

1. Теория лидерских качеств. Она является наиболее ранним подходом к изучению в объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Лидерские качества, наиболее встречающиеся у успешных лидеров:

1. Интеллектуальные способности

· Ум и логика;

· Рассудительность;

· Проницательность;

· Оригинальность;

· Концептуальность;

· Образованность;

· Знание дела;

· Речевая развитость;

· Любопытство и познавательность;

· Интуитивность.

2. Личностные черты характера

· Инициативность;

· Гибкость;

· Бдительность;

· Созидательность;

· Честность;

· Личностная целостность;

· Смелость;

· Самоуверенность;

· Уравновешенность;

· Независимость;

· Самостоятельность;

· Амбициозность;

· Потребность в достижениях;

· Настойчивость и упорство;

· Энергичность;

· Властность;

· Работоспособность;

· Агрессивность;

· Стремление к превосходству;

· Обязательность;

· Участливость.

Приоритетные качества

· Умение заручаться поддержкой;

· Умение кооперироваться;

· Умение завоевывать;

· Такт и дипломатичность;

· Умение брать на себя риск и ответственность;

· Умение организовывать;

· Умение убеждать;

· Умение менять себя;

· Умение быть надежным;

· Умение шутить и понимать;

· Умение разбираться в людях;

2. Концепции лидерского поведения. Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х годов. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиска одного единственного верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.

Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как делают лидеры. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:

1) три стиля руководства;

2) исследования университета штата Огайо;

3) исследования Мичиганского университета;

4) системы управления (Ликерт);

5) управленческая сетка (Блейк и Моутон);

6) концепция вознаграждения и наказания,

7) заменители лидерства.

3. Концепции ситуационного лидерства. Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

К концепции ситуационного лидерства относятся: континуум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель «путь-цель» Хауза-Митчела; модель Стинсона-Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго.