logo
Т

2.2. Лидерство и авторитет в группе

Проблема лидерства актуализировалась из-за ее важно­сти в образовании, социально-групповой работе, управлении и особенно политике. Классическим образцом изучения ли­дерства является исследование групповой атмосферы и сти­лей лидерства, проведенное К. Левиным, Р. Липпиттом и Р. Уайтом. Основная цель этих исследователей состояла в изу­чении влияния на группу и отдельных ее членов некоторых экспериментально вводимых «групповых атмосфер» или «сти­лей лидерства». Изучались три типа групповой атмосферы: демократическая, авторитарная и атмосфера невмешательст­ва. В ходе исследования в лабораторных условиях были сфор­мированы группы 10-и 12-летних детей под лидерством взрос­лого, который регулярно (через период в несколько недель) создавал различные групповые атмосферы. Исследование по­казало, что в зависимости от характера лидерства меняется поведение членов группы.

Для того чтобы уяснить характер влияния лидера на груп­пу, необходимо определить само это понятие. Понятие «лидер» не является однозначным.

Лидерство рассматривается и как наибольшая осведомленность, и как наибольший авторитет, и как законная власть. Все эти подходы позволяют утверждать, что лидер группы это лицо, обладающее максимальным статусом.

Непосредственно с проблемой лидерства связана проблема авторитета в группе. Авторитет данного лица характеризуется индексом авторитета, равным числу людей, над которыми доминирует это лицо в группе.

Социологические исследования позволяют изучать и типы лидерства, и уровни авторитета отдельных членов группы по разным проблемам. Однако, для групп с большим числом членов вычислить конечное распределение авторитета в группе сложно.

Лидерство, как и авторитет, выступает формой организации отношений и управления ими.

Социологические исследования позволяют изу­чать и типы лидерства, и уровни авторитета отдельных членов группы по разным проблемам. Однако оказывается, что для групп с большим числом членов сложность вычисления конеч­ного распределения авторитета в группе возрастает настолько, что может превзойти возможности современных ЭВМ. В этом случае можно выделить только ожидаемый иерархический ин­декс равновесия.

Будучи по природе социально-психологическим феноменом, лидерст­во, так же, как и авторитет, выступает формой организации отношений и управления ими. Обобщив ряд исследований по проблеме лидерства в разнообразных по специфике группах, можно представить общую схему анализа этого явления:

Общая схема анализа явления лидерства:

- выяснение структурных характеристик группы;

- исследование динамики протекания групповых процессов.

- определение механизмов реализации целей группы.

В то время как посредством лидерства осуществляется организация и управление, в основном, системой неофициальных отношений, руководство (формальное лидерство) оказывает (или может оказывать) влияние практически на все системы внутригрупповых отношений, и официальных и неофициальных.

При условии реализации руководителем ведущих лидерских ролей (он принимает решение, «продает» решение, предлагает идеи, позволяет подчиненным действовать в определенных пределах норм, обеспечивает социальный контроль и т.д.) эффективность управления группами возрастает.

Таким образом, лидерство (руководство) можно рассматривать:

- как системное явление, предполагающее вероятностный характер связи между важнейшими переменными (показателями);

- как субъект реализации обмена в структуре взаимодействия «руководитель – группа (подчиненные)»;

- как феномен выражения когнитивных процессов, являющихся результатом коммуникаций в группе.