2.2. Лидерство и авторитет в группе
Проблема лидерства актуализировалась из-за ее важности в образовании, социально-групповой работе, управлении и особенно политике. Классическим образцом изучения лидерства является исследование групповой атмосферы и стилей лидерства, проведенное К. Левиным, Р. Липпиттом и Р. Уайтом. Основная цель этих исследователей состояла в изучении влияния на группу и отдельных ее членов некоторых экспериментально вводимых «групповых атмосфер» или «стилей лидерства». Изучались три типа групповой атмосферы: демократическая, авторитарная и атмосфера невмешательства. В ходе исследования в лабораторных условиях были сформированы группы 10-и 12-летних детей под лидерством взрослого, который регулярно (через период в несколько недель) создавал различные групповые атмосферы. Исследование показало, что в зависимости от характера лидерства меняется поведение членов группы.
Для того чтобы уяснить характер влияния лидера на группу, необходимо определить само это понятие. Понятие «лидер» не является однозначным.
Лидерство рассматривается и как наибольшая осведомленность, и как наибольший авторитет, и как законная власть. Все эти подходы позволяют утверждать, что лидер группы – это лицо, обладающее максимальным статусом.
Непосредственно с проблемой лидерства связана проблема авторитета в группе. Авторитет данного лица характеризуется индексом авторитета, равным числу людей, над которыми доминирует это лицо в группе.
Социологические исследования позволяют изучать и типы лидерства, и уровни авторитета отдельных членов группы по разным проблемам. Однако, для групп с большим числом членов вычислить конечное распределение авторитета в группе сложно.
Лидерство, как и авторитет, выступает формой организации отношений и управления ими.
Социологические исследования позволяют изучать и типы лидерства, и уровни авторитета отдельных членов группы по разным проблемам. Однако оказывается, что для групп с большим числом членов сложность вычисления конечного распределения авторитета в группе возрастает настолько, что может превзойти возможности современных ЭВМ. В этом случае можно выделить только ожидаемый иерархический индекс равновесия.
Будучи по природе социально-психологическим феноменом, лидерство, так же, как и авторитет, выступает формой организации отношений и управления ими. Обобщив ряд исследований по проблеме лидерства в разнообразных по специфике группах, можно представить общую схему анализа этого явления:
Общая схема анализа явления лидерства:
- выяснение структурных характеристик группы;
- исследование динамики протекания групповых процессов.
- определение механизмов реализации целей группы.
В то время как посредством лидерства осуществляется организация и управление, в основном, системой неофициальных отношений, руководство (формальное лидерство) оказывает (или может оказывать) влияние практически на все системы внутригрупповых отношений, и официальных и неофициальных.
При условии реализации руководителем ведущих лидерских ролей (он принимает решение, «продает» решение, предлагает идеи, позволяет подчиненным действовать в определенных пределах норм, обеспечивает социальный контроль и т.д.) эффективность управления группами возрастает.
Таким образом, лидерство (руководство) можно рассматривать:
- как системное явление, предполагающее вероятностный характер связи между важнейшими переменными (показателями);
- как субъект реализации обмена в структуре взаимодействия «руководитель – группа (подчиненные)»;
- как феномен выражения когнитивных процессов, являющихся результатом коммуникаций в группе.
- Тема 1.4. Групповая динамика
- Тема 1.4. Групповая динамика
- Вопросы лекции
- Задачи лекции
- 1. Понятие и классификация социальных групп. Особенности формальных и неформальных групп
- 1.1. Характеристика и классификация социальных групп
- 1.1.1. Условная и реальная группы.
- 1.1.2. Первичная и вторичная социальные группы.
- 1.1.3. Интерактивная и номинальная группы.
- 1.1.4. Гетерогенная и гомогенная группы.
- 1.1.5. Референтные группы.
- 1.2. Формальная и неформальная группы
- 1.3. Особенности малых групп
- 1.3.1. Понятие малой группы
- 1.3.2. Размеры малой группы
- 2. Групповая динамика: типы, виды, характер взаимодействия в группе
- 2.1. Формирование и развитие социальных групп в организации11
- 2.1.5. Нормативное поведение и групповая сплоченность
- 2.2. Лидерство и авторитет в группе
- 2.3. Социодинамика малых групп
- 2.4. Становление коллектива и методы управления
- Вопросы для самоконтроля
- 5 См.: Новикова с.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Первичные и вторичные группы. – www.Vuzlib.Net/beta3/html/1/20322/20366/