logo
Sovremennyy_menedzhment

37. Лидерство и авторитет менеджера

Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть власть и устойчивое объединение лю¬дей. Само слово «лидер» в переводе с английского (leader) означает «ру¬ководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характери¬зуется неоднозначно.

Лидерство — это целенаправленное влияние на людей, для того, чтобы объединить их усилия ради достижения цели, которую все они разделяют.

-основанное на авторитете и (или) руководящей должности постоянное приоритетное легитимное влияние одного человека (или нескольких лиц) на всю группу или организацию.

Успех в управленческой деятельности за¬висит не столько от силы власти, сколько от воздействия личного авторитета менеджера. Есть такие духовные ценности, без кото¬рых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям и отно¬сится авторитет менеджера.

Авторитет — это заслуженное доверие, которым пользуется ру¬ководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Ав¬торитет следует рассматривать как систему отношений, ценнос¬тей и результатов работы.

Авторитет руководителя, связанный с выполнением основных функций согласно занимаемой им должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: официальный авторитет, определяемый занимаемой должнос¬тью (должностной статус); реальный авторитет — фактическое влияние, реальное дове¬рие и уважение (субъективный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей и положительно влияет на них. К решениям авторитет¬ного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся по-разному. В первом случае указание принимается без внутренне¬го сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряже¬ния неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внут¬ренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачива¬ется недоверием к его решениям.

Следует иметь в виду, что забота об авторитете руководителя — это не только его личное дело, но и задача высшего руководства, руководителя одного с ним уровня и особенно подчиненных, ко¬торые призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него они должны брать пример добросовестного отношения к труду, орга¬низованности, честности, скромности. Авторитет следует рассмат¬ривать как фактор, облегчающий управление и повышающий его эффективность.

Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, что¬бы он не подавлял им инициативу подчиненных. Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в об¬ществе нормам этики и морали.