1.2 Структура и содержание бизнес-плана
На рис. 1 дана схема бизнес-плана предприятия.
8
Рис. 1 Схема бизнес-плана предприятия
Рассмотрим подробнее содержание бизнес-плана.
Титульный лист
Титульный лист имеет следующее содержание:
заголовок плана;
дата его подготовки;
кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон;
для кого подготовлен план;
иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, - так фиксируется право предпринимателя на свою идею.
Резюме
Фактически резюме является предельно сокращенной версией плана (3-4 страницы текста). Этот раздел является первым, хотя его написание осуществляется в конце всей работы. Цель резюме - изложение основных положений разработанного бизнес-плана, чтобы в сжатом виде дать представление о содержании этого документа. Резюме - это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжит чтение бизнес-плана.
Структура резюме должна состоять из трех частей:
введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;
основное содержание: сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей (род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т. д.);
заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.
Оглавление
Оглавление - это наиболее читаемая част бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана и не забыть пронумеровать страницы.
История бизнеса
Этот раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития.
Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты/услуги были представлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.
Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Лучше, если это будет сделано в количественных показателях.
Организационный план
Организационный план знакомит с полным и сокращенным наименование предприятия, датой регистрации, с основными видами деятельности предприятия, с организационно-правовой формой, формой собственности, с долей государства в капитале, а также с подчиненностью предприятия.
Описание продуктов/услуг
Бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара. Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги), могут представлять собой следующий перечень:
конкретное описание товара и способов его применения. При этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей.
тенденции применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшаться, возможны ли новые способы его применения?). Каким фирма видит жизненный цикл своего товара?
каков диапазон подобных продуктов/услуг, предлагаемых конкурентами?
обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов, требует ли рынок наличия уникальности, специфичности товара?
каков уровень защиты товара, то есть располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами и т. п.?
Таким образом, кредитор или инвестор, читающий бизнес-план, должен из этого раздела сделать для себя вывод о преимуществе потребительских свойств продукции именно данного предприятия, понять, чем они отличаются от аналогов других производителей.
Маркетинг-план
Это один из важнейших разделов бизнес-плана, так как многие кредиторы и инвесторы считают, что успех нового предприятия или выпуска новой продукции и услуг можно предсказать, принимая во внимание факторы, определяющие спрос на товар или услугу.
Маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы:
предприниматель мог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы;
работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара;
инвесторы могли убедится в достаточной емкости и перспективности рынка.
Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и отвечать на следующие вопросы:
Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку, поведенческим принципам и т. д. можно выделить, то есть каковы основные сегменты данного рынка? На какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие?
На какое место (долю) в данном сегменте рынка может претендовать бизнес? Намерена ли фирма потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?
Какова основная методика расчета цены на товар фирмы? Какой чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены? Предусмотрена ли система скидок?
Какие каналы распределения товаров будет использовать фирма?
Какие мере предпримет меры для эффективного продвижения своих товаров?
Будет ли фирма применять систему технических гарантий на свою продукцию?
Производственный план
Результаты разработки производственного плана по каждому году прогнозного периода обычно сводятся к основным проектировкам и представляются в нескольких табличных формах:
прогнозируемый объем выпуска продукции (в физическом измерении);
определение потребности в основных фондах (в стоимостном выражении);
определение потребности в ресурсах: сырье, материалах, топливе, энергии и т. п. (в физическом измерении и в стоимостном выражении);
расчет потребности в кадрах и затрат на оплату труда;
смета расходов и калькуляция себестоимости продукции.
Данные разработки, итогом которых является расчет объемов затрат предприятия по каждому году прогнозного периода, является основополагающим для дальнейшего определения потребностей в финансовых средствах. Реалистичность этих проектировок очень важна для потенциального инвестора или кредитора, так как правильное определение потребностей в финансовых ресурсах, а значит, и их источников позволит предприятию успешно реализовать поставленные цели.
Другим важнейшим параметром, получаемым в процессе разработки производственного плана, является себестоимость планируемой к выпуску продукции по всему ассортименту. Этот показатель используется для расчета уровня рентабельности продукции при финансовых проектировках.
Организация управления
В данном разделе должна быть проведена оценка имеющихся кадров, а также определена потребность в привлечении специалистов.
Далее целесообразно охарактеризовать организационную структуру, показывающую связь и разделение ответственности между звеньями управления. Часто в данный раздел включаются разъяснения по поводу подбора необходимых кадров, их специальной подготовки, подходов к уровню оплаты труда.Могут быть приведены структура заработной платы, системы стимулирования и премирования работников.
Капитал и организационно-правовая форма предприятия
В этом разделе дается обоснование выбору организационно-правовой формы предприятия. Здесь необходимо указать, какие финансовые ресурсы потребуются для того, чтобы предприятие успешно развивалось в прогнозируемый период. Дав общие объемы потребностей в финансовых ресурсах, следует назвать источники средств, имеющиеся в данный момент и планируемые на перспективу, а также указать направления использования финансовых средства.
Финансовый план
Данный раздел является ключевым в бизнес-плане. В нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся средств на основе текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды. Именно этот раздел бизнес-плана позволяет оценить целесообразность вложения средств в это предприятие: инвесторы узнают об уровне прибыли, на который они могут рассчитывать, кредиторы - со способности возможного заемщика обслуживать долг в определенных объемах.
Очень важным является полное соответствие информации данного раздела с расчетами, представленными в остальной части бизнес-плана.
Финансовый план обычно разрабатывают в виде следующих прогнозных финансовых документов:
прогноз финансовых результатов;
прогноз движения денежных средств;
прогнозный баланс предприятия.
После выполнения проектировок финансового раздела бизнес-плана переходят к экспресс-анализу финансовой деятельности предприятия а прогнозируемый период.
Экспресс-анализ прогнозируемых показателей
Важнейшим этапом финансового планирования является проведение серьезной аналитической работы посредством расчета наиболее важных относительных показателей - финансовых коэффициентов, динамические ряды которых позволяют определить тенденции развития финансовой ситуации на предприятии при принятии конкретных решений (в нашем случае - при выпуске новой продукции).
Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес-план текущей деятельности (или создания новой фирмы) состоит из трех частей:
описание бизнеса (разделы маркетинга и производства);
финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение кредитов, страхование и расчеты рентабельности);
сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т. п.).
- Введение
- §1 Понятие, содержание и порядок реализации бизнес-плана
- 1.2 Структура и содержание бизнес-плана
- 1.3 Организация процесса реализации бизнес-плана
- §2 Экономические показатели бизнес-плана
- §3 Разработка экономических показателей на примере бизнес-плана по производству товарного бетона для нужд ОАО «ХХХ»
- Литература
- Разработка бизнес-плана
- 18. Разработка бизнес-плана предприятия: принципы, виды, основные разделы бизнес-плана и их содержание
- 23. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
- Этапы разработки бизнес-плана
- 2.1. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- 8. Сущность и задачи бизнес-плана. Основные этапы разработки бизнес-плана.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- Тема 2. Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана