Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
Как уже отмечалось, основным методическим документом, определяющим состав, структуру и содержание бизнес-планов, разрабатываемых в Республике Беларусь, являются Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов.
Данный документ устанавливает основные рекомендации по составлению бизнес-планов, систематизирует наиболее важные определения и понятия бизнес-планирования, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов.
В процессе разработки бизнес-планов могут использоваться различные методики и пособия, выбор которых сегодня достаточно широк.
Имеются различные типовые иностранные методики. Среди них наибольшую популярность получили: «Руководство по оценке эффективности инвестиций», подготовленные ООН по промышленному развитию (методология ЮНИДО) и его компьютерный вариант«Комфар».
При всем разнообразии методик в них соблюдаются определенные принципы построения бизнес-планов, состав разделов, которые различаются незначительно.
На какой методике, пособии остановиться – не принципиально. Важно, чтобы разработанный документ содержал ряд обязательных разделов, в которых анализируются конкретные аспекты; исходная и итоговая информация (показатели) была достоверна и базировалась на документальных источниках и расчетах.
В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению. В связи с этим существует типовая структура бизнес-плана. Она включает:
1.Титульный лист;
2. Вводная часть (резюме);
3. Анализ положения дел в отрасли;
4. Сущность проекта;
5. План маркетинга;
6. Производственный план;
7. Организационный план;
8. Оценка рисков;
9. Финансовый план;
10. Приложения.
Предлагаемая структура бизнес-плана может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана, объем, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений зависит от специфики проекта, которая обусловлена:
размером предприятия;
характером проекта;
условием финансирования;
величины предполагаемых инвестиций и специфики потенциального инвестора;
целью разработки и др.
В таблице 2 приведены состав, наименования разделов, их цели для бизнес-планов, разрабатываемых за рубежом и в нашей практике. Как правило, в деталях они различны, но в принципе – одинаковы.
Таблица 2
Состав разделов бизнес-плана и их цели
Наименование раздела | Состав раздела | Цель |
1 | 2 | 3 |
Резюме | Результаты и выводы бизнес-плана –предполагаемого проекта Новизна производства Новизна предполагаемой продукции Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли. Срок возврата кредитов | Объективная оценка продукции, деятельности фирмы Анализ объема продаж и затрат Оценка риска, прибыли |
Исходные данные и характеристика | Функциональные особенности, местоположение, условия использования территории | Основание для анализа и расчетов |
Прогноз конъюнктуры рынка | Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере | Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм |
Стратегия маркетинга | Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители Рыночная конъюнктура Цены. Каналы сбыта Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели | Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы Оценка сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей |
Конкуренция | Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов | Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон |
Товар (услуга) | Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса | Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции |
Определение затрат | Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования | Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям |
План производства | Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции | Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства |
Организация работ и финансирования | Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов | Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений |
Рынок сбыта | Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура | Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры |
Определение доходов | Виды производства, себестоимость работ (услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса инфляции | Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) и т.п. |
Финансовый план | Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности | Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения |
Формирование потока чистых средств | План и структура управления (например, недвижимостью на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п. | Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов |
Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности | Расчетные показатели и их интерпретация, сроки окупаемости затрат, рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта и др. | Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций |
Страхование коммерческого риска | Типы риска, условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков Программа страхования и внешнего страхования от рисков | Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования |
По объему, полноте изложения фактов бизнес-планы могут быть 3 видов:
1.Полный– содержащий все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы, хранится у руководителя и предъявляется ограниченному числу лиц.
Объем полного бизнес-плана может составлять порядка 100 страниц, длительность разработки – 3-5- месяцев, при численности группы разработчиков – 7-10 человек.
2.Достаточный(краткий) – содержит все разделы бизнес-плана по предлагаемому варианту и не обязательно включает подробные расчеты.
Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития предприятия. Объем такого бизнес-плана 30-50 страниц; при сроке разработки 1 месяц группой 2-3 человека.
Выступает как основа для переговоров с потенциальными партнерами, инвесторами.
3.В виде «резюме»(«проспект») – содержит краткие выводы по каждому разделу, без обоснования и расчетов.
Может содержать от 1 до 7 страниц с ответами без решений, имеет значение некоей «визитной карточки» или даже рекламы.
Как и любой другой плановый документ, бизнес-план разрабатывается с учетом принципов. Часть их уже была рассмотрена ранее, применительно к традиционному планированию. Учитывая особенности бизнес-планов, приведем еще раз основные принципы планирования, дополнив их специфическими, характерными только для этого документа:
Гибкости– приспособления первоначально разработанных планов к изменяющимся условиям (введение плановых резервов, применение эвентуального (на случай) планирования, альтернативных планов);
Непрерывности– планирование должно иметь скользящий характер, по истечении части планового периода составляет обновленный план;
Коммуникативности– взаимосвязь и взаимозависимость всех разделов, показателей;
Интерактивности– творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составленных разделов;
Многовариантность расчетов;
Адекватности– т.е. отражение реальных проблем;
Участия– предусматривает вовлечение в процесс планирования всех участников, в том числе личное участие руководителя предприятия;
Динамизма– необходимость постоянной корректировки, пополнения и обновления важной информацией, т.к. даже самый лучший бизнес-план может поменять смысл при изменении условий;
Наглядности– система подачи текста должна быть четкой, логичной, последовательной.
Структура бизнес-плана и последовательность его разработки – не одно и то же. Т.е. нельзя утверждать, что существует некая линейная схема, а в ней позиции №1, №2 и т.д. Здравый смысл подсказывает, что это не так. Особенности систем, их функционирования, состояния дел приводит к появлению различных подходов, различных последовательностей разработки бизнес-планов. Для одних главное маркетинг, для других персонал, а для третьих – и то, и другое. Чаще бизнес-планы разрабатываются методом итераций, по нескольку раз возвращаясь к тому или иному разделу. Один из вариантов составления бизнес-планов приведен на рис. 7.
1 – принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта; 2 – анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию; 3 – выбор продукции или услуги, производство которых будет являться целью проекта; 4 – исследование рынка сбыта; 5 – прогноз объема сбыта; 6 – выбор места для осуществления коммерческой и (или) производственной деятельности; 7,8 – разработка плана производства; 9 – разработка организационного плана; 10 – разработка юридической схемы; 11 – расчет издержек; 12 – решение вопросов страхования; 13 – разработка финансового плана; 14 – написание резюме к бизнес-плану.
Составлению бизнес-плана должны предшествовать следующие работы:
анализ и оценка текущего состояния предприятия;
анализ возможностей и проблем рынка (потребители, конкуренты…);
состояние отрасли и ее влияние на предпринимательскую деятельность;
определение направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на планируемый период;
определение планов действий, предпринимаемых для достижения целей и определение необходимых ресурсов.
При составлении бизнес-плана используются статистическая, бухгалтерская и другая информация.
Бизнес-план обычно составляется на несколько лет вперед, а затем может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости.
Бизнес-план разрабатывается в соответствии с приказом (распоряжением), издаваемым руководителем предприятия или заданием на разработку, если в качестве разработчика выступает привлеченная организация.
Этапы разработки бизнес-плана:
1 шаг– предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать: учебники, положения, рекомендации, курсы и др.;
2 шагопределение внешних и внутренних целей разработки, цели вытекают из перечня проблем, которые призван решить бизнес-план;
3 шагопределение круга читателей бизнес-плана. Это определяет специфику содержания, стиль, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности, экономических показателей;
4 шаг– установление общей структуры бизнес-плана;
5 шаг– сбор информации для подготовки разделов бизнес-плана;
6 шаг– непосредственное написание бизнес-плана;
7 шаг– экспертиза бизнес-плана (независимая, авторитетным сотрудников или вышестоящей организацией, для самоуспокоения).
В процессе разработки бизнес-плана могут подготавливаться два или более альтернативных варианта с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов. В этом случае следует проводить сравнительную характеристику вариантов бизнес планов. Содержание бизнес-плана должно отражать результаты единственного варианта, выбранного заказчиком для реализации.
Разработку бизнес плана следует осуществлять отдельными блоками, позволяющими комплектовать ту или иную структуру в зависимости от требований заказчика. Особые требования должны предъявляться к изложению материала, стилю написания бизнес-плана.
В зарубежной практике принято разработку бизнес-плана осуществлять с привлечением экспертов и консультантов. Для объективной оценки подготовленного документа проводится его проверка специализированными организациями.
- Содержание
- Тема 6 финансовый план 165
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия 185
- Введение
- Тема 1. Основы бизнес-планирования Лекция 1. Основы бизнес-планирования
- Сущность планирования в рыночной экономике. Границы и возможности
- Методология планирования. Принципы планирования
- Методы планирования
- 1. По роли в управлении:
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Бизнес-план в системе планов предприятия Лекция 2. Бизнес-план в системе планов предприятия
- Система планов предприятия
- Бизнес-план: сущность, цели, функции
- Виды бизнес-планов
- Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов
- Бизнес-план инвестиционного проекта
- Чистый дисконтированный доход (чдд)
- Внутренняя норма доходности (внд)
- Бизнес-план предприятия
- Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия Лекция 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия
- Содержание и назначение диагностики
- Определение целей в бизнес-плане
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Планирование маркетинга Лекция 4. Планирование маркетинга
- Сущность маркетинга и задачи предприятия
- Анализ рынков сбыта
- Планирование ассортимента
- Оценка конкурентоспособности товара (услуги)
- Планирование цены
- Прогнозирование объема продаж
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Планирование производства Лекция 5. Планирование производства
- Производственная программа предприятия
- Планирование материально технического обеспечения
- Планирование запасов материальных ресурсов
- Планирование персонала
- Планирование роста производительности труда
- Метод прямого счета
- Планирование фонда оплаты труда
- Планирование себестоимости
- Планирование снижения себестоимости продукции
- Определение цены продукта
- Планирование сметы затрат на производство продукции
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6 финансовый план Лекция 6. Финансовый план
- Назначение, состав, виды финансового плана
- Долгосрочное финансовое планирование
- Краткосрочное финансовое планирование. Прогноз движения наличности
- Показатели оценки финансового состояния предприятия
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия Лекция 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия
- Понятие и виды рисков в предпринимательстве
- Показатели риска и методы его оценки
- Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков
- Контрольные вопросы к теме №7
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Телешук Галина Яковлевна Бизнес-планирование
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.