2.1. Незамерзающие акватории
Общеизвестно, что в целом ряде случаев (большие расстояния, маргинальные месторождения, большие глубины, сложный рельеф дна, наличие сейсмических зон и т.д.) транспортирование углеводородов танкерным флотом обходится значительно дешевле трубопроводного транспорта, особенно при использовании супертанкеров с водоизмещением свыше 500 тысяч тонн.
Наливные устройства причального типа (нефтепричалы)
Нефтепричалы выполняются в виде узких пирсов, расположенных параллельно, под углом или перпендикулярно к берегу.
Пирсы бывают односторонние и двухсторонние.
Пирсы состоят из:
технологических площадок;
швартовых палов;
отбойных палов;
разворотных палов;
эстакад;
трубопроводов.
Технологические площадки.
На технологической площадке располагаются все шланговые устройства для заполнения (опорожнения) танкера. Площадка имеет небольшие размеры и на неё передаются только незначительные вертикальные нагрузки, вызванные весом наливного оборудования. Горизонтальные нагрузки от танкеров на технологическую площадку не передаются. Верхний передний край технологической площадки выходит за линию отбойных палов и нависает над палубой танкера. Иногда на технологической площадке располагают вспомогательные швартовые тумбы, рассчитанные на небольшие усилия при закреплении швартовых, устраняющих продольные подвижки танкеров.
Швартовые палы это устройства на которых устанавливаются швартовые тумбы (кнехты) или любые другие устройства для закрепления носовых, кормовых и прижимных швартовов. Швартовые палы воспринимают основную горизонтальную нагрузку, отжимающую танкер от причала. Борт танкера швартовых палов не касается.
Отбойные палы это устройства наиболее выдающиеся в акваторию (не считая нависающей части технологической площадки) к которым и прижимается борт танкера. Отбойные палы воспринимают основную горизонтальную нагрузку, прижимающую танкер к причалу.
Разворотные палы это устройства устанавливаемые у головы пирса, пользуясь которым судно разворачивается у причала.
Эстакады (соединительные мостики) это устройства, объединяющие выше названные элементы в единый технологический комплекс и связывающие его с берегом. По эстакадам прокладываются трубопроводы, дороги и подъездные пути. Эстакада, ведущая к берегу, иногда переходит в дамбу.
Наиболее распространенной конструкцией нефтепричалов в настоящее время являются пирсы на свайных основаниях.
При массивных конструкциях технологических площадок отбойные палы обычно не делаются, а сами площадки снабжаются отбойными приспособлениями.
Причалы для обслуживания крупнотоннажных танкеров сейчас сравнительно редко проектируют в виде набережных.
Однако:
многие традиционные порты не в состоянии принимать корабли с такой большой осадкой;
многие традиционные фарватеры так же не в состоянии пропустить суда с такой большой осадкой;
во многих странах есть законодательные ограничения по водоизмещению танкеров, разрешенных к швартовке, вызванные наличием близко расположенных крупных городов;
продолжительное время налива, которое в условиях постоянно и повсеместно меняющейся погоды (особенно в северных условиях) создаёт массу дополнительных проблем;
строительство же искусственных глубоководных гаваней со всей их инфраструктурой чрезвычайно дорогое удовольствие.
- Лекция № 1
- 1. Краткий экскурс в историю морской добычи нефти
- 1.1. Развитие Российской морской добычи нефти
- Газпром
- Роснефть
- 1.2. Развитие морской добычи нефти в других странах
- 2. Приоритетные составляющие морского потенциала
- 2.1. Размер месторождения
- 2.2. Количество жидких углеводородов
- 2.3. Величина транзитной доли мелководья
- 2.4. Зоны нефтегазонакопления
- 2.5. Приграничные акватории
- 2.6. Центры морской нефтегазодобычи
- Лекция № 2
- 1. Состав и строение морских нефте- газоносных районов рф.
- 1.1. Арктический регион
- Баренцевоморский нгб
- Расположение Баренцевоморского нгб
- 1.1.2. Тимано - Печорский нгб
- 1.1.3. Южно - Карский нгб
- 1.1.4. Бассейн моря Лаптевых
- 1.1.5. Североморской нгб
- 1.1.6. Норвежско-Западно-Баренцевоморский нгб
- 1.1.7. Свердрупский нгб
- 1.1.8. Нгб дельты реки Маккензи (море Бофорта)
- 1.1.9. Северо – Аляскинский нгб
- 1.1.10. Северо и Южно Чукотский нгб
- 1.2. Дальневосточный регион
- 1.2.1.Охотский нгб
- Основные характеристики месторождений с-в шельфа о. Сахалин
- 1.2.2. Анадырский и Наваринский нгб (акватория Берингового моря)
- 1.3. Каспийский регион
- 1.4. Балтийский регион
- 1.5. Азово – Черноморский регион
- Лекция № 3
- 1. Морское право
- 3.1. Международное морское право
- 12 Морских миль
- 24 Мор. Мили
- Исключительная экономическая зона
- 1.2. Морское право рф
- 1.2.1. Законы рф и их анализ
- Закон рф «о соглашениях о разделе продукции» Регистр морского судоходства Министерства транспорта рф
- Состояние законодательной базы для пространств со смешанным правовым режимом.
- Перспективы развития законодательства рф
- Коррекция законодательства в пользу Госкомпаний
- Госкомпании и зарубежные инвестиции
- Госкомпании и федеральные проекты Госкомпании «Роснефть» и «Газпром» возглавляют список участников, допущенных к федеральным проектам в нефтегазовом секторе рф.
- Недостатки Госкомпаний
- 3.2.2. Государственные стандарты и их краткое описание
- Ведомственные нормативные документы и их краткое описание
- Лекция № 4
- 1. Системы сбора продукции скважин
- 1.1. Принципы формирования систем сбора
- 1.2. Надводное окончание скважин на платформе
- 1.2.1. Размещение скважин на платформе
- 1.2.2. Замер добываемой продукции
- 1.3. Подводное окончание скважин
- 1.3.1. Нефтяные месторождения
- 1.3.2. Экспертная оценка технико – технологические аспектов подводной
- Баренцево море
- Карское море
- Район Обской и Тазовской губ
- 6.3.3. Маргинальные месторождения
- 1.3.4. Газовые месторождения
- Лекция № 5
- 1. Подготовка нефти, газа, конденсата и воды
- 1.1. Надводная подготовка нефти, газа, конденсата и воды
- 1.1.1. Подготовка газа и конденсата
- 1.1.1. 1. Осушка газа метанолом
- II 7 10 VIII X 9 IX VII
- 1.1.1. 2. Осушка газа гликолями (дэг или тэг)
- С хема установки осушки газа гликолями (дэг или тэг)
- VIII 9 12 XII XIII
- 1.1.1. 3. Осушка газа гликолями (дэг или тэг) с отдувкой конденсата
- X IX V VII VIII
- 1.1.1. 4. Осушка газа гликолями (дэг или тэг) с подогревом газа с хема установки осушки гази гликолями (дэг или тэг) с подогревом газа
- VIII II III IV
- 1.1.1. 5. Осушка газа глубоким охлаждением
- IV 6 7 8 XXVI
- Лекция № 6
- 1.1.2. Подготовка нефти.
- Стабильная нефть транспортируется на берег танкерами; газ и конденсат отдельно или совместно транспортируются на берег по подводным трубопроводам.
- 1.1.2.1. Технология подготовки нефти с большим газовым фактором.
- III II III XI XIII
- 1 11 12 VIII
- XVII XX XIX XVIII IX
- Нестабильная обезвоженная нефть транспортируется на берег по подводному нефтепроводу; сухой газ транспортируется на берег по подводному газопроводу.
- 1.1.2.2. Технология подготовки нефти со средним газовым фактором.
- 1.1.2.4. Отечественные технологии подготовки продукции скважин.
- С хема подготовки продукции скважин на одной северной платформе лсп – с
- VI V VIII
- 6 XI на лсп-ю XIII
- С XII хема подготовки продукции скважин на двух южных платформах лсп – ю
- 1. Особенности сепарации высокообводнённых нефтей.
- 3. Особенности сепарации высоковязких нефтей.
- 4. Особенности сепарации нефтей с повышенным содержанием h2s.
- Лекция № 7
- 1.1.3. Подготовка воды
- 1.1.3.1. Подготовка пластовых (сточных) вод для целей ппд
- Содержание растворённых компонентов нефти в пластовых водах
- Содержание тяжелых металлов в сточных водах
- Отстаивание
- Флотация
- Коагуляция
- Применение циклонов
- Центрофугирование
- Фильтрование
- Электрохимические методы
- Озонирование
- Перегонка, мембранные технологии
- С X хема установки подготовки сточных вод для сброса в море
- 1.1.3.2. Подготовка морских вод для целей ппд
- Лекция № 8
- 1.2. Подводная подготовка нефти, газа, конденсата и воды
- 2. Морские наливные устройства
- 2.1. Незамерзающие акватории
- Наливные устройства причального типа
- Сводные данные о основных системах беспричального налива (сбн)
- 2.2. Замерзающие акватории
- 3. Береговые терминалы
- Основные сведения о наиболее крупных береговых терминалах
- Объёмы отгруженной экспортной нефти в 2002 – 2006 г. И планируемые мощности на 2010 г., тыс.Т.*
- Море Лаптевых
- Карское море
- Обская губа
- Печорское море
- Белое море
- Баренцево море Восточный берег Кольского залива
- Западный берег Кольского залива
- Норвежское море
- Лекция № 9
- Проекты освоенния шельфовых месторождений рф
- 1.1. Варианты хранения и погрузки нефти в Арктической зоне рф
- Хранение
- Погрузка
- Хранение
- Погрузка
- Проект «Баренц-1»
- 1.2.1. Месторождение Медынское море
- Месторождении Варандней – море
- Сахалинские проекты
- 2.3.1. Проект «Сахалин-1»
- 2.3.2. Проект «Сахалин-2»
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 2.3.3. Проект «Сахалин-3»
- 2.3.4. Проект «Сахалин-4»
- 2.3.5. Проект «Сахалин-5»
- 2.3.6. Проект «Сахалин-6»
- Каспийские проекты
- Проект «Северный Каспий»
- 2.4 Северные проекты Газпрома
- 2.4.1. Проект «Газпрома-1»
- 2.4.2. Проект «Газпрома-2»
- 2.5. Южные проекты «Роснефти»
- 2.5.1. Черное море