Состояние законодательной базы для пространств со смешанным правовым режимом.
Под данное определение попадают территории на которых действуют международные соглашения и национальное российское законодательство, а именно: территориальные моря РФ, исключительная экономическая зона РФ и континентальный шельф РФ.
При обсуждении данного вопроса удобно пользоваться термином «морская зона», который включает как пространства со смешанным правовым режимом, так и участки внутренних морских вод вместе с береговой зоной, если, конечно, отсутствует иная возможность однозначного правового толкования статуса прилегающих участков земель.
Правовой статус любого искусственного сооружения в морской зоне определяется:
правовым режимом той части морской зоны, где он расположен,
характер сооружения, позволяющий отнести его к определённой группе сооружений,
характер юридических прав собственника на сооружение,
характер юридических прав на размещение сооружения в морской зоне РФ.
Проанализируем первую составляющую.
Все природные ресурсы, находящиеся на пространствах со смешанным правовым режимом являются объектами федеральной собственности, а регулирование их охраны, защиты и использования осуществляет РФ.
Но в РФ, как и в некоторых других странах, например, США, существует своя собственная независимая система навигационной (гидрографической) и наземной (топографической) картографии, использующая свою собственную систему высот и картографических проекций; при этом механизм перехода от одной системы к другой сложен и нормативно – правовыми актами не зафиксирован.
В результате, практика не даёт однозначного толкования целого ряда ситуаций, например, прохождения береговой линии, и в случае приливно – отливных морей внутренняя граница участков морских вод, исчисляемая различными методами, может различаться на многие километры. Но при использовании недр участков дна всё регулирование, согласование и надзор полностью сосредоточены в органах исполнительной власти РФ; а при использовании смежных участков недр (т.е. частично располагающихся на суше и частично на дне) субъектов РФ часть регулирования, согласования и надзора сосредоточена в органах исполнительной власти субъектов РФ и даже в органах местного самоуправления.
Также налог на имущество организаций, земельный налог и налог на прибыль в случае размещения только в море зачисляется в доход Российского бюджета, а в случае размещения на смежных –участках или только на берегу – в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Точно также при размещении искусственных сооружений на территории внутренних морских вод или на территории субъекта РФ будут существенно различаться и предъявляемые к хозяйствующему субъекту технические и экологические требования, включая необходимость согласования и оформления лицензии на особенное водопользование.
Способы исправления ситуации:
Представляется целесообразным введение в российское законодательство так называемого института береговой зоны, который будет включать в себя как морской район, так и прилегающую полосу земель в пределах территории приморского субъекта РФ. Подобный подход существует в ряде стран (Китай, Испания, Новая Зеландия).
Проанализируем вторую составляющую.
Согласно зарегистрированных Министерством юстиции РФ нормативно – правовых актов отсутствует чёткая классификация стационарных платформ, плавучих буровых установок и другого оборудования, использующегося на шельфах. Поэтому их приходится рассматривать как морские гидротехнические сооружения.
Но морские гидротехнические сооружения в РФ относятся к перечням объектов, находящихся только в федеральной собственности, и не подлежащих приватизации.
Понятие рейдовых портов и их гидротехнических сооружений есть в нормативно – правовых актах Министерства транспорта РФ, но ничего не сказано о том можно ли считать стационарные платформы и плавучие буровые установки, с которых осуществляется отгрузка углеводородного сырья на морские транспортные суда (или его приёмка), причальным сооружением рейдового терминала или нет.
При определении правового статуса подводных морских трубопроводов чрезвычайно важно определить какими нормативными актами регулируются требования к его конструкции. В настоящее время в этой сфере действует целый комплекс норм, содержащихся в Регистре морского судоходства Министерства транспорта РФ, в нормативных актах Министерства топлива и энергетики РФ, в нормативных актах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, а также в нормативных актах Федерального агентства по строительству. Но все они не дают чёткого ответа на вопрос считать ли данный трубопровод магистральным или любым другим. А ведь первые могут находиться только в федеральной собственности, а вторые в частной.
Проанализируем третью и четвёртую составляющую.
Законодательная база РФ позволяет регистрировать платформу или любой аналогичный объект как судно под любым иностранным флагом; в результате объект не попадает под юрисдикцию РФ и прежде всего по вопросам технической безопасности и экологического воздействия на окружающую среду. т.е. соответствующие платежи не взымаются согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 72/78).
Но платформа, как правило, находится в прибрежной зоне моря, скорость её движения равна нулю и применение норм МАРПОЛ 72/78 по крайней мере спорно.
Способы исправления ситуации:
В Российское законодательство должны быть введены нормы, однозначно закрепляющие порядок юридического оформления размещения искусственных сооружений в морской зоне Российской Федерации, устанавливающий отнесение платформ и подобных сооружений к объектам недвижимого имущества, на которые должны быть распространены вопросы платности и платежей за загрязнение окружающей среды.
- Лекция № 1
- 1. Краткий экскурс в историю морской добычи нефти
- 1.1. Развитие Российской морской добычи нефти
- Газпром
- Роснефть
- 1.2. Развитие морской добычи нефти в других странах
- 2. Приоритетные составляющие морского потенциала
- 2.1. Размер месторождения
- 2.2. Количество жидких углеводородов
- 2.3. Величина транзитной доли мелководья
- 2.4. Зоны нефтегазонакопления
- 2.5. Приграничные акватории
- 2.6. Центры морской нефтегазодобычи
- Лекция № 2
- 1. Состав и строение морских нефте- газоносных районов рф.
- 1.1. Арктический регион
- Баренцевоморский нгб
- Расположение Баренцевоморского нгб
- 1.1.2. Тимано - Печорский нгб
- 1.1.3. Южно - Карский нгб
- 1.1.4. Бассейн моря Лаптевых
- 1.1.5. Североморской нгб
- 1.1.6. Норвежско-Западно-Баренцевоморский нгб
- 1.1.7. Свердрупский нгб
- 1.1.8. Нгб дельты реки Маккензи (море Бофорта)
- 1.1.9. Северо – Аляскинский нгб
- 1.1.10. Северо и Южно Чукотский нгб
- 1.2. Дальневосточный регион
- 1.2.1.Охотский нгб
- Основные характеристики месторождений с-в шельфа о. Сахалин
- 1.2.2. Анадырский и Наваринский нгб (акватория Берингового моря)
- 1.3. Каспийский регион
- 1.4. Балтийский регион
- 1.5. Азово – Черноморский регион
- Лекция № 3
- 1. Морское право
- 3.1. Международное морское право
- 12 Морских миль
- 24 Мор. Мили
- Исключительная экономическая зона
- 1.2. Морское право рф
- 1.2.1. Законы рф и их анализ
- Закон рф «о соглашениях о разделе продукции» Регистр морского судоходства Министерства транспорта рф
- Состояние законодательной базы для пространств со смешанным правовым режимом.
- Перспективы развития законодательства рф
- Коррекция законодательства в пользу Госкомпаний
- Госкомпании и зарубежные инвестиции
- Госкомпании и федеральные проекты Госкомпании «Роснефть» и «Газпром» возглавляют список участников, допущенных к федеральным проектам в нефтегазовом секторе рф.
- Недостатки Госкомпаний
- 3.2.2. Государственные стандарты и их краткое описание
- Ведомственные нормативные документы и их краткое описание
- Лекция № 4
- 1. Системы сбора продукции скважин
- 1.1. Принципы формирования систем сбора
- 1.2. Надводное окончание скважин на платформе
- 1.2.1. Размещение скважин на платформе
- 1.2.2. Замер добываемой продукции
- 1.3. Подводное окончание скважин
- 1.3.1. Нефтяные месторождения
- 1.3.2. Экспертная оценка технико – технологические аспектов подводной
- Баренцево море
- Карское море
- Район Обской и Тазовской губ
- 6.3.3. Маргинальные месторождения
- 1.3.4. Газовые месторождения
- Лекция № 5
- 1. Подготовка нефти, газа, конденсата и воды
- 1.1. Надводная подготовка нефти, газа, конденсата и воды
- 1.1.1. Подготовка газа и конденсата
- 1.1.1. 1. Осушка газа метанолом
- II 7 10 VIII X 9 IX VII
- 1.1.1. 2. Осушка газа гликолями (дэг или тэг)
- С хема установки осушки газа гликолями (дэг или тэг)
- VIII 9 12 XII XIII
- 1.1.1. 3. Осушка газа гликолями (дэг или тэг) с отдувкой конденсата
- X IX V VII VIII
- 1.1.1. 4. Осушка газа гликолями (дэг или тэг) с подогревом газа с хема установки осушки гази гликолями (дэг или тэг) с подогревом газа
- VIII II III IV
- 1.1.1. 5. Осушка газа глубоким охлаждением
- IV 6 7 8 XXVI
- Лекция № 6
- 1.1.2. Подготовка нефти.
- Стабильная нефть транспортируется на берег танкерами; газ и конденсат отдельно или совместно транспортируются на берег по подводным трубопроводам.
- 1.1.2.1. Технология подготовки нефти с большим газовым фактором.
- III II III XI XIII
- 1 11 12 VIII
- XVII XX XIX XVIII IX
- Нестабильная обезвоженная нефть транспортируется на берег по подводному нефтепроводу; сухой газ транспортируется на берег по подводному газопроводу.
- 1.1.2.2. Технология подготовки нефти со средним газовым фактором.
- 1.1.2.4. Отечественные технологии подготовки продукции скважин.
- С хема подготовки продукции скважин на одной северной платформе лсп – с
- VI V VIII
- 6 XI на лсп-ю XIII
- С XII хема подготовки продукции скважин на двух южных платформах лсп – ю
- 1. Особенности сепарации высокообводнённых нефтей.
- 3. Особенности сепарации высоковязких нефтей.
- 4. Особенности сепарации нефтей с повышенным содержанием h2s.
- Лекция № 7
- 1.1.3. Подготовка воды
- 1.1.3.1. Подготовка пластовых (сточных) вод для целей ппд
- Содержание растворённых компонентов нефти в пластовых водах
- Содержание тяжелых металлов в сточных водах
- Отстаивание
- Флотация
- Коагуляция
- Применение циклонов
- Центрофугирование
- Фильтрование
- Электрохимические методы
- Озонирование
- Перегонка, мембранные технологии
- С X хема установки подготовки сточных вод для сброса в море
- 1.1.3.2. Подготовка морских вод для целей ппд
- Лекция № 8
- 1.2. Подводная подготовка нефти, газа, конденсата и воды
- 2. Морские наливные устройства
- 2.1. Незамерзающие акватории
- Наливные устройства причального типа
- Сводные данные о основных системах беспричального налива (сбн)
- 2.2. Замерзающие акватории
- 3. Береговые терминалы
- Основные сведения о наиболее крупных береговых терминалах
- Объёмы отгруженной экспортной нефти в 2002 – 2006 г. И планируемые мощности на 2010 г., тыс.Т.*
- Море Лаптевых
- Карское море
- Обская губа
- Печорское море
- Белое море
- Баренцево море Восточный берег Кольского залива
- Западный берег Кольского залива
- Норвежское море
- Лекция № 9
- Проекты освоенния шельфовых месторождений рф
- 1.1. Варианты хранения и погрузки нефти в Арктической зоне рф
- Хранение
- Погрузка
- Хранение
- Погрузка
- Проект «Баренц-1»
- 1.2.1. Месторождение Медынское море
- Месторождении Варандней – море
- Сахалинские проекты
- 2.3.1. Проект «Сахалин-1»
- 2.3.2. Проект «Сахалин-2»
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 2.3.3. Проект «Сахалин-3»
- 2.3.4. Проект «Сахалин-4»
- 2.3.5. Проект «Сахалин-5»
- 2.3.6. Проект «Сахалин-6»
- Каспийские проекты
- Проект «Северный Каспий»
- 2.4 Северные проекты Газпрома
- 2.4.1. Проект «Газпрома-1»
- 2.4.2. Проект «Газпрома-2»
- 2.5. Южные проекты «Роснефти»
- 2.5.1. Черное море