logo search
Технологии программирования / ++Информ технол в экономике 1-11 / 6

6.4. Особенности оперативных постановок информационных вычислительных задач и их комплексов

Информационные задачи (ИЗ) должны обеспечивать автоматизированный сбор, хранение, поиск и выдачу на рабочие места должностных лиц информации, необходимой им в процессе управления предприятиями. Задачи этого типа являются достаточно простыми с точки зрения их создания и вместе с тем достаточно эффективными средствами автоматизации деятельности должностных лиц органов управления. Применение ИЗ позволяет существенно сократить затраты времени на решение различных задач учета, контроля и подготовки документов.

Информация, которую перерабатывает ИЗ, может поступать по каналам связи либо храниться в базах данных (БД). База данных может содержать как постоянную информацию (характеристики операции, кадровый состав сотрудников и т. д.), так и переменную (оперативную) информацию (текущие данные о персонале фирмы, состоянии средств связи и ЭВТ и т. д.).

Для создания БД и работы с ними создается или выбирается из существующих комплекс специальных программ, называемый системой управления базами данных (СУБД) и входящий в состав общего программного обеспечения АИС.

Создание ИЗ осуществляется, как правило, с использованием программных элементов СУБД.

Основными сложностями, которые могут возникнуть при разработке оперативной постановки информационной задачи, являются:

Оперативная постановка ИЗ должна включать шесть основных элементов. Перечислим их, указывая лишь специфические (по сравнению с оперативной постановкой модели) особенности.

  1. Название ИЗ.

  2. Место и роль задачи в процессе управления сотрудниками фирмы.

  3. Состав, формы представления, а также порядок ввода и вывода информации на различные технические устройства (дисплеи, печатающие устройства и т. д.).

  4. Состав, структура информации, необходимой для работы задачи, с указанием источников получения этой информации. В данном пункте указываются БД или результаты работы других ИЗ, которые должны использоваться в ИЗ. Если создаваемая ИЗ использует для своей работы информацию, поступающую по каналам связи, необходимо указать состав и структуру этой информации.

  5. Режимы работы и допустимое время работы ИЗ.

  6. Требования по обеспечению достоверности и защите входной и выходной информации.

Вычислительные задачи (ВЗ) предназначены для обеспечения оперативных или специальных расчетов числовых значений искомых показателей, необходимых руководителям предприятий при выработке решений по управлению. ВЗ создаются, как правило, на основе сравнительно простых и известных алгоритмов с использованием информации из нормативных документов (источников).

Примерами ВЗ являются: расчёт времени движения автомобильного транспорта, составление графика дежурства, расчет графика ведения ремонтно - восстановительных работ и т. д.

Использование ВЗ в процессе управления персоналом наиболее целесообразно на этапе постановки задачи, а также на этапе определения сил, средств и способов выполнения поставленных задач.

Оперативная постановка ВЗ должна включать семь элементов.

  1. Название ВЗ.

  2. Место и роль ВЗ в процессе управления персоналом предприятия.

  3. Состав, формы представления, а также порядок ввода и вывода информации на различные технические устройства.

  4. Состав, структура информации, необходимой для работы задачи, с указанием источников получения этой информации.

  5. Перечень приказов, директив и других нормативных документов (или сведений из них), которыми должен руководствоваться разработчик при создании ВЗ. В некоторых случаях может быть непосредственно приведен алгоритм переработки информации, который должен быть реализован в ВЗ.

  6. Режимы работы и допустимое время работы ВЗ в каждом режиме.

  7. Требования по обеспечению достоверности и защите входной и выходной информации.

Создаваемые ИРЗ как элементы специального прикладного программного обеспечения АИС ВН объединяются в комплексы. Оперативная постановка такого комплекса задач должна отражать четыре вопроса.

  1. Название комплекса задач.

  2. Место и роль комплекса задач в процессе управления персоналом и в АИС.

  3. Перечень ИРЗ, входящих в комплекс, и структура информационных связей между ними.

  4. Меры по обеспечению информационной совместимости между задачами комплекса и другими комплексами.

Следует особо отметить, что в качестве обязательного приложения к оперативной постановке комплекса задач выступают оперативные постановки входящих в него задач.