Сводные данные о основных системах беспричального налива (сбн)
Тип СБН | Рекомендуемые глубины, м | Примечание |
Выносной точечный причал с анкерным креплением CALM
Выносной одноопорный причал с анкерным креплением SALM
Шарнирно закреплённая на дне колонна для отгрузки нефти ALC
Выносной точечный причал для незащищенных акваторий ELSBM
Буй SPAR
Буй SEMI – SPAR
Швартовая турель
Башня с шарнирным и цепным креплением CAT
Моносвая
PRODIGIOUS
SMART
MINI – SMART GREAT PROUD |
30 – 200
35 – 500
90 – 120
30 – 200
110 – 500
150 – 370
180 – 700
80 – 200
350
19 – 50
50 – 90
30 – 50 70 – 180 50 | Затруднительность обслуживания. Сильная подверженность воздействию волн
Требует меньше ремонта. Недостаток – подводное расположение вертлюга и распределительных клапанов; трудность доступа
Масса около 500 т. Обычно, есть место для установки крана большой грузоподъёмности и вертолётной площадки
Масса около 375 т. Является усовершенствованной моделью CALM
Имеется ёмкость на 47700 м3
Сочетаются элементы SPAR и полупогружной платформы. Размещено оборудование для добычи нефти
Ёмкость для хранения нефти. Буй отсутствует. Возможность установки оборудования на верфи и повторного использования. Недостаток – удары цепей
Сочетает в себе элементы шарнирно Закреплённой на дне колонны ALC и выносного точечного причала ELSBM
Продолжение концепции стационарной башни
Самоплавучий, имеет факел, подъёмный кран, вращающуюся платформу, швартовое кольцо
Самоплавучий, имеет факел
Буксировка в вертикальном положении Альтернатива MINI – SMART Самоплавучий, имеет факел |
Выносной одноопорный причал с анкерным креплением SALM.
Это узкий цилиндрический буй на 90 % погруженный в воду. Через шарнир он соединен с натяжным райзером любой конструкции (от тяжелой цепи до трубы). Райзер через шарнир соединен с гравитационным основанием. Причал не предназначен для постоянной швартовки. У основания буя (под водой) – вертлюг, а от него погружные загрузочные шланги, которые надо вылавливать из моря. Клапана тоже находятся под водой. Соединительные шланги жестко прикреплены к райзеру. Швартовка осуществляется к надводной части буя. Буй применим на глубинах 35 – 200 м; если же райзер сделать составным (на шарнирах) глубину можно увеличить до 500 м. Обслуживание только с катера. SALM в 3 – 5 раз дороже чем CALM.
Шарнирно закрепленная на дне колонна ALC, она же шарнирно закрепленная башня ALT, она же шарнирно закрепленная платформа ALP.
Это одиночная стальная колонна с камерами плавучести, которая снизу с помощью тяжелого универсального шарнира соединена со свайным основанием. Верх колонны намного выше уровня моря. Он имеет жилые палубы для ремонтников, поворотное (на 360о) устройство для швартовки со свободно плавающим в море концом, кран, вертолетную площадку, стрелу для грузовых шлангов. Колонна покачивается на волнах и при швартовке может недопустимо наклониться. Чтобы этого не случилось на верху колонны устанавливается минимум оборудования и используются челночные танкеры минимальных размеров. Колонна применима на глубинах 90 – 120 м. При меньших глубинах колебания колонны могут войти в резонанс с волнами. При больших глубинах увеличивается масса колонны, а это вновь ведет к усилению колебаний. ALC, ALT или ALP примернов 13 раз дороже чем CALM.
Выносной точечный причал для незащищенных акваторий ELSBM.
Это усовершенствованная система CALM для более суровых условий. Размеры буя (особенно подводной части) резко увеличины. Отсюда малая подвижность на волнах, а, значит, малый износ подводных шлангов. Грузовые шланги расположены выше уровня волн на вьюшке с контргрузом. Имеется запасной грузовой шланг. Постоянного персонала нет. Это единственный выносной точечный причал в Северном море с жесткой кранцевой защитой от столкновения с танкером. Есть жилые помещения и вертолетная площадка. Вес оборудования до 500 т. Минимальная глубина до 60 м. ELSBM в 4 раза дороже чем CALM.
Буй SPAR.
Это развитие системы ELSBM, но: в конструкции есть ёмкость для хранения нефти, отсюда насосы, автономная энергетическая установка, постоянный персонал, хорошие жилые помещения. Над водой лишь малая часть, поэтому волновые нагрузки незначительны. К донному трубопроводу буй подсоединен короткими гибкими райзерами. Шесть тяжелых якорных цепей и бетонные якоря по 1000 т. Над водой на большом поворотном круге находится оборудование для швартовки, стрела для грузовых шлангов и вертолетная площадка. Поворотный круг имеет механический привод. Швартов поднимают на борт танкера с помощью плавучего троса – проводника, который поднимают лебедкой. Этот же проводник вытягивает концы загрузочных шлангов. Ёмкость нефти рассчитана на
3 – х дневную добычу (обычно 19 – 50 тыс.т) – отсюда высота буя превышает 80 м. Значит, глубина моря от 110 до 500 м. Это самая дорогая система. SPAR в 17 раза дороже чем CALM, но из – за ёмкости для нефти все равно выгодна.
Буй SEMI – SPAR.
Это развитие системы SPAR выполнено фирмой «Шелл».
В ней сочетаются элементы SPAR (плавучая ёмкость для хранения нефти и принципы отгрузки) и некоторые свойства полупогружной платформы (большая остойчивость, большие палубы, большая грузоподъёмность). Это позволяет дополнительно разместить на конструкции оборудование для добычи нефти. Диаметр платформы 67 м. 12 якорных цепей. Есть специальная швартовая платформа с механическим приводом, перемещающаяся по рельсам, проложенным по периметру верхнего строения. Отбор нефти достигает 9,5 тыс м3/сутки. Рассчитана на глубины 150 – 370 м. 56 человек постоянного персонала. Швартовка при высоте волн до 3,5 м.
Швартовая турель.
Это точечный причал с ёмкостью для хранения нефти, но буй отсутствует. Вместо него – постоянно (стационарно) пришвартованный танкер, на носу которого и смонтирован вертлюг. Танкер упрочнен и служит для хранения нефти. По данным фирмы «IMODCO» устройство может работать при глубинах до 700 м, а, вероятно, и до 1400 м, причём, до 180 м лучше использовать жесткий райзер.
Башня с шарнирным и цепным креплением САТ.
Фирма «IMODCO». Это сочетание ALC и ELSBM. От ALC – хорошая защита райзера, отсутствие вертикальной качки, грузовой шланг расположен высоко над морем, имеется вертолётная площадка. От ELSBM – хорошая остойчивость, малый объём камер плавучести, малая масса. Рекомендуется на глубинах 80 – 200 м.
Моносвая МР компании «Technomare and Aker Enginering».
Предназначена для швартовки танкеров в глубоководных акваториях Северного моря. Используется до глубин 350 м. Основной элемент – толстостенная труба конической формы, в верхней части которой находится камера плавучести, расположенная на 40 м ниже уровня моря. Над ней установлена решетчатая конструкция из труб, внутри райзер, по которому продукция подается на поворотный круг и стрелу. На резиновых демпферах установлена жесткая кранцевая защита.
Беспричальное устройство SMART.
Это самоустанавливаемая морская многоцелевая башня, сооружаемая тогда, когда ещё нет платформы. Устройство используют при глубинах 50 – 100 м.
Имеются аналоги – Prodigionus, Proud и Mini – SMART, применимые при глубинах в 20 – 50м и Great, применимая при глубинах 70 – 180 м.(фирма IECo – США)
Устройство плавучее, буксируется и погружается на дно прямо на скважину. Состоит из трубчатых балластных секций диаметром 5 м, служащих в качестве опорной плиты. Вертикальная часть дополнительно усилена F – образной опорой. На границе вода – воздух плавучая решетка, препятствующая столкновению с танкером. Надводная часть снабжена сепаратором и факелом.
Таким образом:
Все выше перечисленные устройства имеют следующие основные
недостатки:
малая надёжность узлов швартовки;
малая надёжность наливных (особенно плавучих) шлангов;
вертлюги надёжно работают только при низком давлении.
Пути устранения недостатков:
Швейцарская корпорация «Сингл Буй Муринг Инк» разработала следующую систему:
точечный причал выполнен в виде колонны, закрепленной на дне анкерным креплением в виде трубчатой сваи. У дна через специальный опорный шарнирный блок к колонне присоединена стрела. Верхний конец стрелы шарнирно связан с поплавками. От поплавка через упорный подшипник идет еще одна стрела, которая шарнирно соединена с танкером. Танкер используется в качестве нефтехранилища к которому бортом швартуется челночный танкер. Ёмкость танкера хранилища 70000 т. Диаметр поплавков 13,5 м. Глубина моря до 75 м. Конструкция выдерживает швартовое усилие до 250 т.
Подобная конструкция сооружена в заливе Габес (Тунис).
Аналогичная конструкция сооружена у берегов Индонезии, но она используется для отгрузки сжиженных нефтяных газов. Загрузочные гибкие шланги заменены на теплоизолированные стальные трубы.
Фирма «Чикаго Бридж энд Компани» разработала очень похожую конструкцию, но швартовая стрела состоит из двух частей V – образной формы, соединённых шарнирно. Стрела может вращаться вокруг оси с помощью гидроцилиндров.
Корпорация «Тэксако» решила проблему прочности и гибкости стояка при его креплении к анкерному основанию. Основание стояка выполнено в виде металлической сваи, которая выдерживает волны до 20 м.
Фирма «Шелл» предусматривает полное погружение буя под воду, состоящего из двух цилиндров, разделённых на отсеки. Шланги и тросы очень долговечны, т.к. наматываются на барабаны автоматических лебёдок. Эта же фирма разработала свайное основание, к которому швартуется судно с плавучим заводом по переработке газа.
Итальянская фирма «Индежко С.П.А» разработала точечный причал с неподвижными верхними строениями, покоящимися на пучке свай, вбитых в дно, но они окружены внутренним и внешним кольцом, способным вращаться.
Корпорация «Софэк» разработала устройство для непосредственного подключения судовых шлангов к подводному трубопроводу, конец которого поддерживается буем точечного причала.
И т.д.
- Лекция № 1
- 1. Краткий экскурс в историю морской добычи нефти
- 1.1. Развитие Российской морской добычи нефти
- Газпром
- Роснефть
- 1.2. Развитие морской добычи нефти в других странах
- 2. Приоритетные составляющие морского потенциала
- 2.1. Размер месторождения
- 2.2. Количество жидких углеводородов
- 2.3. Величина транзитной доли мелководья
- 2.4. Зоны нефтегазонакопления
- 2.5. Приграничные акватории
- 2.6. Центры морской нефтегазодобычи
- Лекция № 2
- 1. Состав и строение морских нефте- газоносных районов рф.
- 1.1. Арктический регион
- Баренцевоморский нгб
- Расположение Баренцевоморского нгб
- 1.1.2. Тимано - Печорский нгб
- 1.1.3. Южно - Карский нгб
- 1.1.4. Бассейн моря Лаптевых
- 1.1.5. Североморской нгб
- 1.1.6. Норвежско-Западно-Баренцевоморский нгб
- 1.1.7. Свердрупский нгб
- 1.1.8. Нгб дельты реки Маккензи (море Бофорта)
- 1.1.9. Северо – Аляскинский нгб
- 1.1.10. Северо и Южно Чукотский нгб
- 1.2. Дальневосточный регион
- 1.2.1.Охотский нгб
- Основные характеристики месторождений с-в шельфа о. Сахалин
- 1.2.2. Анадырский и Наваринский нгб (акватория Берингового моря)
- 1.3. Каспийский регион
- 1.4. Балтийский регион
- 1.5. Азово – Черноморский регион
- Лекция № 3
- 1. Морское право
- 3.1. Международное морское право
- 12 Морских миль
- 24 Мор. Мили
- Исключительная экономическая зона
- 1.2. Морское право рф
- 1.2.1. Законы рф и их анализ
- Закон рф «о соглашениях о разделе продукции» Регистр морского судоходства Министерства транспорта рф
- Состояние законодательной базы для пространств со смешанным правовым режимом.
- Перспективы развития законодательства рф
- Коррекция законодательства в пользу Госкомпаний
- Госкомпании и зарубежные инвестиции
- Госкомпании и федеральные проекты Госкомпании «Роснефть» и «Газпром» возглавляют список участников, допущенных к федеральным проектам в нефтегазовом секторе рф.
- Недостатки Госкомпаний
- 3.2.2. Государственные стандарты и их краткое описание
- Ведомственные нормативные документы и их краткое описание
- Лекция № 4
- 1. Системы сбора продукции скважин
- 1.1. Принципы формирования систем сбора
- 1.2. Надводное окончание скважин на платформе
- 1.2.1. Размещение скважин на платформе
- 1.2.2. Замер добываемой продукции
- 1.3. Подводное окончание скважин
- 1.3.1. Нефтяные месторождения
- 1.3.2. Экспертная оценка технико – технологические аспектов подводной
- Баренцево море
- Карское море
- Район Обской и Тазовской губ
- 6.3.3. Маргинальные месторождения
- 1.3.4. Газовые месторождения
- Лекция № 5
- 1. Подготовка нефти, газа, конденсата и воды
- 1.1. Надводная подготовка нефти, газа, конденсата и воды
- 1.1.1. Подготовка газа и конденсата
- 1.1.1. 1. Осушка газа метанолом
- II 7 10 VIII X 9 IX VII
- 1.1.1. 2. Осушка газа гликолями (дэг или тэг)
- С хема установки осушки газа гликолями (дэг или тэг)
- VIII 9 12 XII XIII
- 1.1.1. 3. Осушка газа гликолями (дэг или тэг) с отдувкой конденсата
- X IX V VII VIII
- 1.1.1. 4. Осушка газа гликолями (дэг или тэг) с подогревом газа с хема установки осушки гази гликолями (дэг или тэг) с подогревом газа
- VIII II III IV
- 1.1.1. 5. Осушка газа глубоким охлаждением
- IV 6 7 8 XXVI
- Лекция № 6
- 1.1.2. Подготовка нефти.
- Стабильная нефть транспортируется на берег танкерами; газ и конденсат отдельно или совместно транспортируются на берег по подводным трубопроводам.
- 1.1.2.1. Технология подготовки нефти с большим газовым фактором.
- III II III XI XIII
- 1 11 12 VIII
- XVII XX XIX XVIII IX
- Нестабильная обезвоженная нефть транспортируется на берег по подводному нефтепроводу; сухой газ транспортируется на берег по подводному газопроводу.
- 1.1.2.2. Технология подготовки нефти со средним газовым фактором.
- 1.1.2.4. Отечественные технологии подготовки продукции скважин.
- С хема подготовки продукции скважин на одной северной платформе лсп – с
- VI V VIII
- 6 XI на лсп-ю XIII
- С XII хема подготовки продукции скважин на двух южных платформах лсп – ю
- 1. Особенности сепарации высокообводнённых нефтей.
- 3. Особенности сепарации высоковязких нефтей.
- 4. Особенности сепарации нефтей с повышенным содержанием h2s.
- Лекция № 7
- 1.1.3. Подготовка воды
- 1.1.3.1. Подготовка пластовых (сточных) вод для целей ппд
- Содержание растворённых компонентов нефти в пластовых водах
- Содержание тяжелых металлов в сточных водах
- Отстаивание
- Флотация
- Коагуляция
- Применение циклонов
- Центрофугирование
- Фильтрование
- Электрохимические методы
- Озонирование
- Перегонка, мембранные технологии
- С X хема установки подготовки сточных вод для сброса в море
- 1.1.3.2. Подготовка морских вод для целей ппд
- Лекция № 8
- 1.2. Подводная подготовка нефти, газа, конденсата и воды
- 2. Морские наливные устройства
- 2.1. Незамерзающие акватории
- Наливные устройства причального типа
- Сводные данные о основных системах беспричального налива (сбн)
- 2.2. Замерзающие акватории
- 3. Береговые терминалы
- Основные сведения о наиболее крупных береговых терминалах
- Объёмы отгруженной экспортной нефти в 2002 – 2006 г. И планируемые мощности на 2010 г., тыс.Т.*
- Море Лаптевых
- Карское море
- Обская губа
- Печорское море
- Белое море
- Баренцево море Восточный берег Кольского залива
- Западный берег Кольского залива
- Норвежское море
- Лекция № 9
- Проекты освоенния шельфовых месторождений рф
- 1.1. Варианты хранения и погрузки нефти в Арктической зоне рф
- Хранение
- Погрузка
- Хранение
- Погрузка
- Проект «Баренц-1»
- 1.2.1. Месторождение Медынское море
- Месторождении Варандней – море
- Сахалинские проекты
- 2.3.1. Проект «Сахалин-1»
- 2.3.2. Проект «Сахалин-2»
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 2.3.3. Проект «Сахалин-3»
- 2.3.4. Проект «Сахалин-4»
- 2.3.5. Проект «Сахалин-5»
- 2.3.6. Проект «Сахалин-6»
- Каспийские проекты
- Проект «Северный Каспий»
- 2.4 Северные проекты Газпрома
- 2.4.1. Проект «Газпрома-1»
- 2.4.2. Проект «Газпрома-2»
- 2.5. Южные проекты «Роснефти»
- 2.5.1. Черное море