8) Социально-психологический климат группы
Срабатываемость и совместимость членов коллектива совокупно образуют такую интегральную характеристику малой группы как социально-психологический климат. Он представляет собой своего рода психологическую атмосферу, отражающую характер взаимоотношений членов группы в процессе совместной деятельности, их удовлетворенность пребыванием в группе.
Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, настроений, чувств, мнений членов группы как отдельных элементов социально-психологического климата. Отметим также, что состояния психики группы характеризуются разной степенью осознанности.
Социально-психологический климат (СПК) — это:
категория, отражающая результат определенного типа взаимоотношений в группе, т.е. состояние, отражающее духовное здоровье группы;
преобладающий и относительно устойчивый психический настрой членов группы;
своего рода обстановка в группе;
• суммарная характеристика совокупности и результатов взаимодействия всех психологических явлений и процессов, происходящих в группе.
Признаки здорового социально-психологического климата:
взаимные: доверие, уважение, выручка, информированность и т.д.;
удовлетворенность пребыванием в группе (адаптированность);
свободное выражение собственного мнения в группе;
отсутствие давления, признание права принимать участие в групповом решении;
эмпатичность, т.е. способность и возможность к сочувствию, соучастию, сопричастности к эмоциональному состоянию других;
принятие на себя ответственности за состояние дел в группе;
развитая потребность в работе на благо всего коллектива.
сплоченность; слаженность; взаимоуважение
дисциплинированность, согласованность, действий; стабильность
ответственность; взаимопомощь;
При обращении к проблемам социально-психологического климата группы особенно важным является исследование факторов, влияющих на климат. Это имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь выделив факторы, так или иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление.
Необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенности организации труда в каком-либо трудовом коллективе не являются элементами социально-психологического климата, хотя влияние организации труда на формирование того или иного климата несомненно.
Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи.
Так, например, характер взаимоотношений в группе выступает как фактор, влияющий на климат. В то же время восприятие этих взаимоотношений его членами представляет собой элемент климата.
Социально-психологический климат формируется за счет множества разнообразных воздействий. Разделим их условно на факторы макросреды и микросреды.
Под макросредой имеется в виду большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация. Что же сюда входит?
1. Особенности общественно-экономического устройства страны, что соответствующим образом проявляется в деятельности различных социальных институтов.
2. Степень демократизации общества,
3. особенности государственного регулирования экономики,
4. уровень безработицы в данном регионе,
5. вероятность банкротства предприятия и т.д.
6. уровень развития материального и духовного производства и
7. культуры общества в целом. Наконец, макросреда характеризуется и
8. определенным общественным сознанием.
Таким образом, члены каждой социальной группы и организации являются представителями своей эпохи, определенного исторического периода развития общества.
9. Министерства и ведомства, концерны, акционерные общества, в систему которых входит то или иное предприятие или учреждение, осуществляют по отношению к последним определенные управленческие воздействия, что также является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат организации и всех входящих в ее состав групп.
10. В качестве существенных факторов макросреды, воздействующих на климат той или иной организации, следует отметить и ее многообразные партнерские связи с другими организациями, а также с потребителями продукции данной организации. Заметим, что в условиях рыночной экономики влияние потребителей на климат организации будет возрастать.
Микросреда предприятия, учреждения — это "поле" повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. Именно на данном уровне те или иные воздействия макросреды обретают для каждой группы свою определенность, связь с реалиями жизненной практики.
Можно выделить целый ряд воздействий.
1. Прежде всего отметим факторы материальной среды. Это и
- характер выполняемых людьми трудовых операций, и
- состояние оборудования, и
- качество заготовок или
- исходного сырья.
2. Большое значение имеют также особенности организации труда
- сменность,
- ритмичность,
- степень взаимозаменяемости работников,
- уровень оперативно-хозяйственной самостоятельности первичной группы (например, бригады).
3. Отметим роль и санитарно-гигиенических условий труда, таких как температура, влажность, освещенность, шум, вибрация и т.д.
Известно, что рациональная организация трудового процесса с учетом возможностей человеческого организма, обеспечение нормальных условий работы и отдыха людей воздействуют позитивным образом на психические состояния каждого работника и группы в целом. И наоборот, те или иные неисправности техники, несовершенства технологии, организационные неурядицы, неритмичность труда, недостаточность свежего воздуха, чрезмерный шум, ненормальная температура в помещении и т.п. факторы материально-вещной среды сказываются негативно на климате группы. Поэтому первейшее направление совершенствования социально-психологического климата состоит в оптимизации комплекса указанных выше факторов. Эта задача должна решаться на основе разработок специалистов по гигиене и физиологии труда, эргономике и инженерной психологии.
4. Другую, не менее важную группу факторов микросреды составляют социально-психологические воздействия.
1) Один из них – характер официальных организационных связей между членами первичной трудовой группы. Эти связи закреплены в формальной структуре данного подразделения.
Возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе выделенных Л.И. Уманским следующих "моделей совместной деятельности" (Уманский, 1977):
1) совместно-индивидуальная деятельность: каждый член группы делает свою часть общего задания независимо от других (бригада станочников, прядильщиц, ткачих);
совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом группы (бригада конвейерного производства);
совместно-взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми другими ее членами (бригада монтажников).
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством Л.И. Уманского, показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива. Так, "сплоченность по направленности" (единство ценностных ориентации, единство целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности группы достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более при первой.
2) Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат первичной рабочей группы огромное влияние оказывает ее неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.
Говоря о важном формирующем влиянии неофициальных контактов на социально-психологический климат, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение. Например, в пределах одной бригады могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них (при крепких и доброжелательных внутригрупповых связях) противодействуют членам "не своих" групп.
Рассматривая факторы, влияющие на климат группы, следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат группы.
3) Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между непосредственным руководителем первичной трудовой группы и остальными ее членами, также воздействует на социально-психологический климат.
Рабочие, считающие руководителей цеха одинаково внимательными к их производственным и личным делам, обычно более довольны своей работой, чем те, кто заявлял о невнимании к ним со стороны руководителей. Демократический стиль руководства мастеров бригад, общность ценностей и норм мастеров и рабочих способствуют формированию благоприятного социально-психологического климата.
4) Следующий фактор, воздействующий на климат группы, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями ее членов.
Каждый человек уникален и неповторим. Его психический склад представляет собой то или иное сочетание личностных черт и свойств, создающее своеобразие характера в целом. Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния на нее со стороны внешней среды. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, в поведении, представляют собой его индивидуальный "вклад" в формирование климата группы.
Конечно, психику группы не следует понимать лишь как сумму индивидуально-психологических особенностей каждого из ее членов. Это качественно новое образование. Таким образом, для формирования того или иного социально-психологического климата группы имеют значение не столько индивидуальные свойства ее членов, сколько эффект их сочетания.
5) Уровень психологической совместимости членов группы также является фактором, обусловливающим в большой степени ее климат.
- 1. Психология существовала как наука о душе.
- 2. Психология существовала как наука о сознании.
- 3. Психология существовала как наука о поведении.
- 4. Психология существовала как наука о психике.
- Вопросы 29. Установки
- Виды социальных норм
- Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации
- Факторы препятствующие усвоению роли
- Социальные роли
- Социальная роль — это модель поведения личности, обусловленная ее статусом.
- Основные характеристики социальной роли
- Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
- 1. Эффект первичности
- 2. Эффект красоты
- 4. Эффект селекции (избирательность) восприятия
- 5. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 8) Социально-психологический климат группы
- 9) Психологическая совместимость членов группы
- 10) Характер Принятия решений в группах
- 3. Размер группы
- Лидерство и руководство в группах и организациях
- Большие социальные группы
- Психологические особенности этнических групп
- Массовые явления в больших диффузных группах
- Психология слухов
- 4: Развитие как смена возрастов.
- 2) Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
- Вопрос 23. Пренатальный период в развитии ребенка. Факторы, влияющие на развитие плода. Тератогены. Особенности психики новорожденного.