Психологические особенности этнических групп
Этнические группы являются, большими социальными группами и оказывают свое значимое воздействие на исторический процесс.
Самые распространенные формы этнической общности — нации, народности, национальные группы.
В соответствии с традицией, в психологии этнических общностей различают две стороны:
- наиболее устойчивую часть: это — национальный или этнический характер и темперамент, традиции и обычаи;
- эмоциональную сферу: национальные или этнические чувства.
В реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные характеристики. Правильнее говорить не столько о каких-то наборах черт, сколько о степени выраженности той или иной черты:
- немецкая пунктуальность и аккуратность,
- английская чопорность,
- итальянская экспансивность,
- испанская гордость,
- американский практицизм и оптимизм: как любят говорить американцы, «В Бога мы веруем, остальное — наличными» или «Американец улыбается даже тогда, когда его везут в морг», и т.д. и т.п.
Важной характеристикой психологии этнических групп является относительность психологических различий между группами.
Психология толпы
Есть типичные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко образуется многочисленное скопление людей (толпа). К ним относятся следующие:
- стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары);
- общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.);
- массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.);
- политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста);
- места массовых гуляний и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек) и др.
Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:
- многочисленность (в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы);
- высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные пространства;
- эмоциональная возбужденность (типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.);
- неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);
- отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель, как правило, отсутствует или, при ее наличии, слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п.).
Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной пели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.
1. По степени активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.
Пассивные (спокойные) толпы отличаются прежде всего отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия.
Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заряженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д.
В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Здесь принципиально появление нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др.
Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические.
Панические толпы отличаются от спасающихся прежде всего более высокой степенью угрозы для людей, полной утратой всякой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, а их психическое состояние характеризуется так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут вести себя неадекватно.
Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.
Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерской). Она представляет собой скопление чрезвычайно активно действующих людей, нацеленных на захват различных материальных ценностей, ставших легко доступными в результате стихийных бедствий — землетрясений, наводнениях, крупных пожаров, техногенных катастроф и т. п.
2. Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни.
Психологические особенности поведения человека в толпе.
1. Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.
2. Деиндивидуализация поведения людей в толпе — они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь, приходя к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении. Разные люди в поведении становятся похожими друг на друга.
3. Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества, по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая не критичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.
4. Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи.
5. Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах),следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.
6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например поднять что-то тяжелое, быстро бежать, высоко прыгать и т. п.
7. Не типичность, необычность поведения. По сравнению с привычными условиями, человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что он совершал какие-то действия). Поэтому поведение человека, как и толпы в целом, характеризуется непредсказуемостью.
- 1. Психология существовала как наука о душе.
- 2. Психология существовала как наука о сознании.
- 3. Психология существовала как наука о поведении.
- 4. Психология существовала как наука о психике.
- Вопросы 29. Установки
- Виды социальных норм
- Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации
- Факторы препятствующие усвоению роли
- Социальные роли
- Социальная роль — это модель поведения личности, обусловленная ее статусом.
- Основные характеристики социальной роли
- Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
- 1. Эффект первичности
- 2. Эффект красоты
- 4. Эффект селекции (избирательность) восприятия
- 5. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 8) Социально-психологический климат группы
- 9) Психологическая совместимость членов группы
- 10) Характер Принятия решений в группах
- 3. Размер группы
- Лидерство и руководство в группах и организациях
- Большие социальные группы
- Психологические особенности этнических групп
- Массовые явления в больших диффузных группах
- Психология слухов
- 4: Развитие как смена возрастов.
- 2) Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
- Вопрос 23. Пренатальный период в развитии ребенка. Факторы, влияющие на развитие плода. Тератогены. Особенности психики новорожденного.