Психология слухов
Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших диффузных группах.
Слухи — это форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:
слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;
слухи в значительной степени снимают или по меньшей мере снижают неопределенность, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;
слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ней может изменяться;
социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсроченно могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание; .
Паника —- это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.
Известно, что паника возникает далеко не во всяком скоплении людей; решающим становится сочетание многих условий, действие различных факторов, наиболее важными среди которых являются следующие:
Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности
Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов
Принципиальными оказываются личностные качества людей и наличие предрасположенных к панике, так называемых паникеров
Паника возникает при стечении не только общих, но и разнообразных частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени
24. Общие представления о развитии человека. Факторы развития. Принципы развития. Понятие возрастного кризиса. Роль среды и наследственности в формировании психических функций. Взаимодействие генотипа и среды в развитии психики. Роль воспитания в процессе развития.
Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Развитие может рассматриваться в разной временной размерности, образуя изменения на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях.
Филогенез, или развитие вида, — это предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком. общие биосоциальные закономерности развития.
Антропогенез (СОЦИОГЕНЕЗ), или развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, — это часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.
Онтогенез, или индивидуальное развитие, — это временная дистанция длиной в человеческую жизнь: она начинается с момента зачатия и завершается концом жизни. Пренатальная фаза (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма.
Микрогенез, или актуальный генез, — наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий (например, поведение при решении задач) и т.п.
Кроме уровневого аспекта «развитие» можно рассматривать и в других аспектах
1: Эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания.
2: развитие как созревание. Такое определение развития используется преимущественно в повседневном мышлении. Под созреванием понимается редукция, свертывание развития к морфологическим изменениям, протекающим под непосредственным управлением генетического аппарата. Это значит, что в таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и соответственно преуменьшается значение других сторон развития.
3: развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т.е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. самая лучшая, образцовая, идеальная форма развития
В общем-то, большинство западных ученых считают целью развития максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я», проявление индивидуальности.
Действительно, рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть не что иное, как выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей — это первый акт выделения себя. Следующий связан с началом ходьбы, делающей ребенка более независимым существом. Наконец, моменты первого открытия «Я», приходящиеся на период раннего детства и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения, демонстрируют нам следующие акты выделения ребенка из окружающей среды и установления с ней связей, уже более или менее осознанных.
Детство и отрочество завершаются вторым открытием «Я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества — формирование идентичности, создание целостного «Я». Таким образом, жизнь человека от рождения к своему финалу — процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное «Я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; Этот процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.
- 1. Психология существовала как наука о душе.
- 2. Психология существовала как наука о сознании.
- 3. Психология существовала как наука о поведении.
- 4. Психология существовала как наука о психике.
- Вопросы 29. Установки
- Виды социальных норм
- Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации
- Факторы препятствующие усвоению роли
- Социальные роли
- Социальная роль — это модель поведения личности, обусловленная ее статусом.
- Основные характеристики социальной роли
- Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
- 1. Эффект первичности
- 2. Эффект красоты
- 4. Эффект селекции (избирательность) восприятия
- 5. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 8) Социально-психологический климат группы
- 9) Психологическая совместимость членов группы
- 10) Характер Принятия решений в группах
- 3. Размер группы
- Лидерство и руководство в группах и организациях
- Большие социальные группы
- Психологические особенности этнических групп
- Массовые явления в больших диффузных группах
- Психология слухов
- 4: Развитие как смена возрастов.
- 2) Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
- Вопрос 23. Пренатальный период в развитии ребенка. Факторы, влияющие на развитие плода. Тератогены. Особенности психики новорожденного.