logo
вопросы по психологии

1. Психология существовала как наука о душе.

В народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела как результат страха перед смертью, при этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

Житейские психологические сведения, полученные из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Но эти сведения лишены систематичности, глубины, доказательности.

В рамках философии рассматривался вопрос о природе души. А именно - что первично: душа, дух, т. е. идеальное, или тело, материя. Второй, не менее значимый, вопрос философии - это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальность и самого человека.

В зависимости от того, как философы отвечали на эти основные вопросы, их всех можно отнести к определенным философским школам и направлениям. Принято выделять два основных направления в философии: идеалистическое и материалистическое. Философы-идеалисты полагали, что идеальное первично, а материя вторична. Философы-материалисты, наоборот, говорили о том, что, первична материя, а идеальное вторично.

Первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей. Эту точку зрения в большей степени отражает позиция философов-идеалистов.

Представители идеалистической философии рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Они видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи».

Душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика - вторичное, производное от материи явление.

Душа, согласно Гераклиту, рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет.

Согласно Демокриту, душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

С гораздо более сложными понятиями о душе мы сталкиваемся в воззрениях Аристотеля. Его трактат «О душе» - первое специально психологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, а сам Аристотель по праву может считаться основателем психологии. Он отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Душа, согласно Аристотелю, - это целесообразно работающая органическая система. Душа есть сущность живого тела, так же как зрение - сущность глаза как органа зрения. Следовательно, главная сущность

души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма.

Наиболее ярко этические аспекты души впервые были раскрыты учеником Сократа Платоном, а его работах изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом.

Таким образом, идеалистические воззрения Сократа и Платона раскрыли морально-этическую сторону человеческой психики.