Вопрос 23. Пренатальный период в развитии ребенка. Факторы, влияющие на развитие плода. Тератогены. Особенности психики новорожденного.
Изменения, превращающие оплодотворенную яйцеклетку в новорожденного младенца, составляют внутриутробное (пренатальное) развитие.
Внутриутробное развитие занимает в среднем 38 недель и делится на 3 периода или стадии:
- стадию зиготы (1-2 недели), - стадию эмбриона (3-8 недель) - стадию плода (9-38 недель).
Стадия эмбриона. Зиготу, полностью внедрившуюся в стенку матки, называют эмбрионом. Первый месяц внутриутробной жизни завершается тем, что связь с матерью устанавливается с помощью пуповины. Рост и развитие происходят стремительно, у 8-и недельн. эмбрион можно различить глаза, рот, руки и ноги. В той или иной форме у него присутствует большинство органов, имеющихся у взрослого человека. Образуется система кровеносных сосудов, которая осуществляет транспортировку питательных веществ по пуповине. Первым из органов эмбриона свои функции начинает сердце. Уже с 18 дней начинает действовать система кровообращения, у 23-дневного эмбриона формируются зачатки глаз и конечностей, у 50-дневного — фиксируются импульсы мозга. 10-недельный плод имеет все характеристики, присущие новорожденному.
Стадия плода - последний и самый длинный период внутриутробного развития. В это время значительно увеличиваются размеры тела плода и начинают работать системы его организма. В этот период завершается формирование жизненно важных систем организма, таких как нервная, дыхательная и пищеварительная системы. На стадии плода происходит интенсивный рост всех областей мозга, в особенности коры головного мозга. Эти стремительные изменения приводят к тому, что ко времени между 22 и 28 неделями после зачатия большинство систем развивающегося организма функционируют достаточно надежно, чтобы плод, появившийся на свет в это время, имел шанс на выживание. 6 мес. — поворачивается вниз головой. 7 мес. — плод открывает глаза. У 28-месячного плода наблюдаются мимические реакции.
На стадии плода возникает то, что мы называем поведением: 1) У плода появляются периоды активности. 2) Глаза и уши плода реагируют на стимуляцию:- его сердце бьется быстрее в ответ на громкие звуки, - глаза моргают в ответ на световое раздражение.
Факторы, влияющие на развитие плода.
С самого момента зачатия факторы окружающей среды оказывают влияние на ход внутриутробного развития ребенка.
Единственный источник питания развивающегося ребенка — это его мать, и потому если беременная женщина неправильно питается, ребенок может родиться недоношенным и слабым. Неадекватное питание в последние месяцы беременности особенно влияет на нервную систему ребенка, так как в это время активно развивается головной мозг.
Стресс. Сильный стресс может повредить внутриутробному развитию несколькими путями: 1) когда беременная женщина испытывает стресс, в ее организме вырабатываются гормоны, которые сокращают поступление кислорода к плоду, одновременно повышая частоту его сердечных сокращений и уровень активности. 2) стресс может ослабить иммунную систему женщины, делая ее более уязвимой к заболеванию, которое, в свою очередь, может причинить вред развитию плода.
Тератогены.
Физические факторы:
Радиация (излучение)
Беременная женщина, получив большие дозы радиоактивности, может родить детей с различными соматическими и нервными нарушениями (разного уровня нарушения в развитии интеллекта, гидроцефалия, микроцефалия, явно выраженные аномалии конечностей, нарушения кровообращения и т.д.).
Температурные факторы
Беременной женщине не следует работать в горячих цехах, химчистках, кухнях общественного питания и т.п., где постоянно бывает высокая температура. Отрицательное воздействие на эмбрион может оказать и повышенная температура матери из-за различных болезней
Химические факторы
Первичный результат этих факторов: интоксикация организма будущей матери, т.е. отравление. На первом месте среди химических вредных веществ находятся лекарства (антибиоьики).
алкоголь (замедляет физическое развитие плода, возникают нарушения психики, возможна эпилепсия, неврозы, сердечные и почечные нарушения, может вызвать алкогольный синдром плода, особенно страдает головной мозг).
курение (никотин сужает кровеносные сосуды и снижает поступление кислорода и питательных веществ через плаценту к плоду). В дальнейшей жизни такие дети чаще страдают нарушениями внимания, речи и когнитивных навыков.
химизированная среда (токсины, промышленные отходы) Обычно они присутствуют в очень малых количествах. Но, так же как и в случае с лекарственными препаратами, доза, безопасная для взрослого организма, может серьезно повлиять на внутриутробное развитие ребенка.
Как правило многие дети подвергаются воздействию нескольких факторов риска и нескольких тератогенов. Когда все эти факторы риска совмещаются, внутриутробное развитие редко бывает оптимальным.
НОВОРОЖДЕННЫЙ (от рождения до 1,5-2 мес.).
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОГО заключается в том, что ребёнок отделился от матери физически, но не отделился от неё биологически и психологически.
Состояния новорожденного
Новорожденные проводят большую часть суток в четырех сменяющих друг друга состояниях.
• Спокойное бодрствование. Ребенок спокоен, его глаза открыты и внимательно смотрят; создается впечатление, что он сознательно изучает свое окружение.
• Активное бодрствование. Глаза ребенка открыты, но ни на чем не сфокусированы, ребенок совершает ногами и руками беспорядочные, некоординированные движения.
• Крик— это фактически первая попытка новорожденного установить контакт с окружающими.
• Сон. Новорожденные спят от 16 до 18 часов в сутки. Новорожденные проходят через цикл «бодрствование—сон» примерно каждые четыре часа. По мере того как дети подрастают, циклы сна и бодрствования постепенно начинают соответствовать суточному циклу. Большинство детей начинает спать всю ночь в возрасте трех или четырех месяцев.
Центральное новообразование этого этапа — это формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с матерью. Новорожденный ребенок очень беспомощен, полностью зависим от взрослого человека. Это и составляет специфику социальной ситуации развития младенца.
Рефлексы новорожденного
К моменту рождения он обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов — безусловных рефлексов, облегчающими приспособление к новым условиям жизни. В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов: механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов. Прирожденными являются и реакции со слухового лабиринта, которые отмечаются уже на 9-й день: при покачивании ребенок прекращает крик, его движения тормозятся (возникает «лабиринтное (слуховое) сосредоточение»). Наблюдаются у ребенка и некоторые врожденные защитные рефлексы: он кашляет, чихает, удаляя помехи для дыхания; моргает, если в глаз что-то попало; жмурится от яркого света. У новорождённого зафиксирован зрачковый рефлекс — зажмуривание от яркого света и поворачивание головки и глазок к мягкому свету. Любопытной чертой новорождённого является то, что он часто открывает глаза, когда его поднимают и придают вертикальное положение — это явление называют «эффектом кукольных глаз». К 1— 1,5 мес. чувствительность к свету значительно снижается. Новорождённость является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявления врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.
Поведение новорождённого фрагментарно: Такая фрагментарность поведения объясняется тем, что поведение новорождённого состоит из небольшого числа несовершенных и изолированных рефлексов (поиск ртом и сосание, схватывание, случайные взгляды на близкие предметы и т.п.), вызываемых внешними раздражителями. Рефлексы включаются и выключаются быстро, автоматически и никак не контролируются произвольно. Только постепенно благодаря повторению реакции ребенка станут более надежными и скоординированными
Вопрос 24. Особенности психического развития в младенчестве и раннем детстве. Факторы психического развития в этот период. Основные новообразования. Возрастные кризисы. Специфика обучения и воспитания в этом возрасте.
младенчество (2 мес. – год)
Особые формы реагирования на взрослого:
Ребёнок выделяет взрослого —
1) как необходимого посредника при контакте с окружающим миром;
2) как источника удовлетворения потребностей.
В первые недели, месяцы мать опытно определяет ту форму привлечения внимания ребенка, которая вызывает ответную реакцию, сопровождающуюся эмоциями.
На появление взрослого у ребёнка вырабатывается эмоционально-двигательная реакция, так называемый комплекс оживления. Выражается бурным движением ручек и ножек. Ребёнок сосредотачивает взгляд, улыбается взрослому. Появление комплекса оживления считается началом периода младенчества.
На протяжении первого года ребёнок добивается больших успехов, овладевая передвижением в пространстве: - держит голову, (3—4 мес.), - ползает, садится (6—7 мес.), - встает на ноги (8—9 мес.). Принимает вертикальное положение и делает первые шаги. Ходьбе должно обязательно предшествовать активное ползанье. Ползанье способствует:- формированию правильной координации походки; - укреплению мышц спины и живота. Особое место занимает развитие движений рук: хватательные движения, манипулирование и др. Для двигательной активности ребёнка в первые 6 месяцев характерны нерасчленённые действия, которые затем становятся ориентировочными. При этом нужно иметь в виду, что у малыша не сразу формируются согласованные действия руки, глаза и предмета. На 3—4 месяце начинает овладевать действиями хватания. Как только ребёнок оказывается в состоянии удерживать в ручке предмет, он начинает им манипулировать. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий. Хватательные движения и манипулирование с предметом формирует двигательный навык, происходит знакомство ребёнка со свойствами вещей, что ведёт к развитию предметности и константности восприятия, Это существенно изменяет характер психической активности ребёнка.
раннее детство (от 1 до 3 лет);
психическими новообразованиями этого возраста являются:
- возникновение речи и
- наглядно-действенного мышления,
- стремление к новым взаимоотношениям,
- система «Я».
К 3-м годам ребёнок умеет вступать во взаимоотношения со взрослыми, способен к элементарному самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения.
Воспитатели, родители должны знать, что развитие ребёнка происходит быстрыми темпами, нервная система его очень пластична, что позволяет обучать его; и в то же время — ранима. Поэтому важен чёткий режим. Недопустимы резкие изменения условий жизни, особенно для детей 1 -го года. Не допускать дефицита общения детей и взрослых. Возможно возникновение так называемого госпитализма. Учитывая, что у ребёнка раннего возраста развита подражательность действиям, словам взрослых, необходимо активное ознакомление его с окружающим миром.
Темп развития ребёнка раннего возраста очень индивидуален.
Особое значение имеет овладение прямой походкой, и то, как она влияет на психическое развитие ребёнка. Обращается особое внимание на преодоление страха, потери равновесия при первых шагах и то, как на овладение ходьбой влияет одобрение взрослых. На втором году способность ребёнка к передвижению и преодолению различного рода препятствий способствует развитию самостоятельности при общении с внешним миром.
Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов — они выступают для ребёнка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определённое назначение и определённый способ употребления. В 3 года ребёнок, зная для чего служит предмет, использует его и для других целей. Это является предпосылкой развития игры. Овладение предметными действиями создаёт условия для появления новых видов деятельности: игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование).
Ранний возраст - это период формирования активной речи ребенка. Активная речь формируется в совместной деятельности ребёнка и взрослого. Совершенствуется понимание речи взрослых - с одной стороны и формируется собственная активная речь ребёнка — с другой.
Развитие мышления зависит от деятельности самого ребёнка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и даёт обобщённые названия предметов. Опыт предшествующего действия отражается в последующем. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Поэтому взрослый должен предоставить ребёнку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций. Овладение практической деятельностью с одной стороны, и приобщение к речи и словесным обобщениям с другой, приводит к качественным изменениям мышления ребёнка. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование и обобщение с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания — с другой, пока ещё разобщены, не связаны между собой. Дети допускают ошибки при сравнении предметов, их обобщении и др.
В развитии ребёнка раннего возраста большая роль принадлежит взрослому. При положительном отношении взрослого, его уважительного отношения к личности ребёнка, активность последнего возрастает, и он, чувствуя его расположение, активно вступает в общение и со сверстниками. В противном случае (при отрицательном отношении взрослого) социальная активность ребёнка затухает. Он не общается с детьми, замыкается в себе.
Ранний возраст — это начальный этап формирования личности ребенка. В этот период дети стремятся узнавать названия окружающих предметов. Следуя за взрослыми дети начинают называть себя по имени в именительном падеже, только к трём годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него начинают возникать начальные формы самосознания. Успехи в развитии приводят к качественным изменениям поведения. Ребёнок стремится самостоятельно удовлетворять свои потребности. Взрослый должен поощрять разумную самостоятельность. Если же взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребёнка, то возникает так называемый «кризис трёхлеток». Взрослый в этот период испытывает значительные трудности во взаимоотношениях с ребёнком, сталкивается с его упрямством, негативизмом. Активная проба сил проявляется по-разному. Взрослому важно уметь руководить, не подавляя активную самостоятельность ребёнка, умело направляя её.
27. Особенности психического развития дошкольников. Факторы психического развития в дошкольный период. Основные новообразования дошкольников. Особенности обучения и воспитания дошкольников. Психологическая готовность к школе.
Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребёнка. У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей: с одной стороны, под руководством взрослого, который создаёт условия и обучает, а с другой стороны под воздействием детского общества. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен.
Психическими новообразованиями этого возраста являются:
* становление иерархии мотивов деятельности;
* возникновение потребности в общественно-значимой деятельности.
Взаимодействие дошкольника с окружающей средой осуществляется в процессе различных видов деятельности:
- игры. В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и др.), но главным образом изменяется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения. Усложнение содержания игр ведёт к усложнению реальных взаимоотношений между детьми.
- продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования), а также
- элементов трудовой и учебной деятельности, которыми ребёнок овладевает.
Закладываются основы для появления новых видов деятельности: учебной и трудовой. Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться. Для формирования учебной деятельности большое значение имеет развитие познавательных интересов.
Для развития познавательных интересов дошкольника необходимо:
• создавать условия ребенку для его активных действий;
• вовлекать в процесс самостоятельного поиска;
• ставить вопросы проблемного характера;
• разнообразить учебную деятельность;
• показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);
• предлагать задания трудные, но посильные;
• планировать достижение результата, положительно оценивать;
• предлагать эмоциональный учебный материал.
Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.
Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.
Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:
а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;
б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);
в) контролирует себя в процессе выполнения задания;
г) достигает результата;
д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.
Овладение элементарными навыками учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.
Развивается мышление ребенка.
- Наглядно-действенное мышление развивается в процессе предметных действий с последующим высказыванием по поводу решений практических задач.
- Позднее формируется наглядно-образное мышление, которое становится основным видом дошкольного периода детства.
К 5-ти годам речевое действие предваряет практическое. Ребенок способен планировать предстоящее действие.
К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятие; при этом ребенок в состоянии продумать план действия в уме и затем выполнить соответствующее действие. Дети легче усваивают понятия, связанные с предметным миром, а труднее — абстрактные, моральные.
Надо обратить внимание, что дошкольный возраст сензитивен к обучению, особенно опирающемуся на образы.
Осознание ребенком себя как «Я» может быть ранним или поздним.
Осознавая, ребенок сравнивает себя со взрослым. Он хочет быть таким, как взрослый. Возникает противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так начинается кризис 3-х лет.
Кризис проявляется в сферах:
• Отношение к предметному миру.
• Отношение к другим людям.
• Отношение к себе.
Основная стратегия поведения взрослых
Сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе (не давать отрицательной оценки личности, в случае неудачи необходимо подбодрить ребенка, внушить уверенность в свои силы, не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей, нужно чаще давать ребенку право самому выбирать что и как он будет делать, стараться не драматизировать кризисную ситуацию, смягчать конфликтные моменты, внося в них долю юмора, уважайте запросы ребенка, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, что бы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами).
САМООЦЕНКА дошкольника формируется:
- с одной стороны под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, а - с другой стороны — под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний. У ребёнка должна быть развита и разговорная речь. Все психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе. Эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает: а) радостное ожидание начала обучения в школе; б) сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.). Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
28. Особенности психического развития младших школьников. Факторы психического развития младших школьников. Кризис 6-7 лет. Особенности обучения и воспитания младших дошкольников. Роль учителя в обучении и воспитании младших школьников.
Дошкольник
Ведущая деятельность – игра. До трех лет манипулирование предметами. Младенец с помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность.
Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.
До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Новообразованием являются комплексы готовности к школьному обучению:
коммуникативная готовность; когнитивная готовность; уровень эмоционального развития; технологическая оснащенность; личностная готовность.
Ж.Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.
Психическое развитие младшего школьника
Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре. Продукт учебной деятельности – сам человек.
Основные новообразования школьника: личностная рефлексия; интеллектуальная рефлексия.
7 – 11 лет – третий период умственного развития по Пиаже - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.
На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.
У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.
На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.
Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.
29. Особенности психического развития подростков. Факторы психического развития подростков. Подростковый кризис. Особенности обучения и воспитания подростков. Подростковые группы риска. Школьные проблемы подростков.
Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.
В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей.
Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Многочисленные исследования способствовали получению широкого круга фактов, касающихся психического развития в подростковый период. Подросток принимает изменения, происходящие с его телом в связи с процессом полового созревания, приобретает новые познавательные возможности, выстраивает иерархию мотивов, определяющих сферу его предпочтений, вырабатывает новые способы регуляции собственного поведения (учится управлять собой), формирует собственные взгляды на происходящие события, выстраивает собственную систему мировоззрения, делает первые жизненные выборы (профессия, любимый человек, направление саморазвития и т.п.), устанавливает новые отношения с родителями с учетом собственных возросших самостоятельности и независимости, вступает в избирательные межличностные отношения дружбы и любви со сверстниками. Основным итогом подросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания, т.е. к завершению данного периода человек получает некое целостное представление о себе, эмоционально относится к себе, пытается изменить в себе негативные черты, ставит перед собой задачи на саморазвитие. Познание себя предполагает сравнение себя с другими, поэтому особое значение в подростковом возрасте приобретает общение, прежде всего, общение со сверстниками (сверстники находятся в равных позициях, что предоставляет максимальные возможности для социального сравнения).
психологические особенности подросткового возраста
Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый.
Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.
ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;
формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
В молодёжной среде у подростка формируется «мы-концепция».
Формирование «Мы-концепции у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)
Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ.
В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.
копирование внешней атрибутики взрослости
Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.
Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.
Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной» карьеры. Учёба впервые как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.
30. Особенности психики в юношеском и зрелом возрасте. Особенности психического развития в юношеском возрасте и в период молодости. Возрастные кризисы в молодости. Особенности психики в зрелом возрасте. Кризис среднего возраста.
Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. границы подросткового возраста с 10-11 до 14-15 лет. Ранняя юность (15-17 лет) только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены.
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.
· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
· стремление к самопознанию.
· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
· самоуважение
· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"
примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.
Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира.
Юность особенно чувствительна к “внутренним” , психологическим проблемам.
Развитие самосознания как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. Его специфические черты - повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.
Одним из основных механизмов самопознания подростком или юношей самого себя , своего внутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя. Феноменом личностной рефлексии являются рефлексивные ожидания, которые понимаются как представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения. другие люди.
в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет. Д.Б. Эльконин отмечал это как наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет. Большинство 17-летних ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиск работы. Высшее образование им необходимо, чтобы получить профессию.
Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний.
Молодость (от 20-23 до 30 лет): любовь, семья, дети, карьера.
. Психические особенности личности в зрелом возрасте
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.
пора полного расцвета личности, время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.
В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью.
Понятие продуктивности по Эриксону - творческая, профессиональная продуктивность, а также вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения.
Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает.
Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.
Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции".
Психика пожилого, старческого возраста
Внутри периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет, связывают с начинающимся биологическим старением.
Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:
Хронологический, физический, психологический
С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.
В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.
В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:
Адекватность, отставание, опережение
Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию.
- 1. Психология существовала как наука о душе.
- 2. Психология существовала как наука о сознании.
- 3. Психология существовала как наука о поведении.
- 4. Психология существовала как наука о психике.
- Вопросы 29. Установки
- Виды социальных норм
- Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации
- Факторы препятствующие усвоению роли
- Социальные роли
- Социальная роль — это модель поведения личности, обусловленная ее статусом.
- Основные характеристики социальной роли
- Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
- 1. Эффект первичности
- 2. Эффект красоты
- 4. Эффект селекции (избирательность) восприятия
- 5. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 8) Социально-психологический климат группы
- 9) Психологическая совместимость членов группы
- 10) Характер Принятия решений в группах
- 3. Размер группы
- Лидерство и руководство в группах и организациях
- Большие социальные группы
- Психологические особенности этнических групп
- Массовые явления в больших диффузных группах
- Психология слухов
- 4: Развитие как смена возрастов.
- 2) Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
- Вопрос 23. Пренатальный период в развитии ребенка. Факторы, влияющие на развитие плода. Тератогены. Особенности психики новорожденного.