2) Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком. В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной.
определенные отношения между индивидом и средой,— это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы и которые оказывают на нее соответствующее воздействие. Условия как система отношений между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, его результаты главным образом будут зависеть от конкретных условий, в которые попадает данный индивид. И в первую очередь это будет сказываться на формировании тех психологических новообразований, которые в меньшей степени обусловлены программой развития, заложенной в генотипе. Таким образом, становится понятной ведущая роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека.
Особое значение для развития ребенка имеет СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ – сложившаяся система взаимоотношений.
Под социальной ситуацией развития понимается то особое сочетание внутренних процессов и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу
Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни.
Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества.
Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.
Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Переживание, с точки зрения Л.С. Выготского, есть такая единица, в которой в неразрывном единстве представлены, с одной стороны, среда, т.е. то, что переживается ребенком, с другой — субъект, т.е. то, что вносит в это переживание сам ребенок и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития» (Л.И.Божович).
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
3) Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды (волевая активность).
Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Благодаря ей даже «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», впрочем и «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. (Бернштейн).
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. теория психологического развития как биологического созревания; вторая – теория психологического развития как обучение и третья – теория психологического развития как качественное изменение психологических процессов, формируемых в деятельности ребенка, в его активном общении с окружающей седой. Первыя теория - Согласно основной концепции, внешняя среда может только либо остановить, либо ускорить процесс развития, но никак не может создать новых форм развития. Новые формы развития складываются только в результате мутаций, а эти мутации, как известно из биологии, появляются очень редко и на очень значительном промежутке времени. Они могут быть искусственно вызваны только специальными экстренными воздействиями, какими, например, являются воздействия рентгеновских лучей или радиации. вторая теория понимает развитие как обучение и сводит все развитие к прямому влиянию воздействий, исходящих из среды, игнорируя законы качественного развития психологических процессов ребенка. не созревание, а обучение является ведущей силой, но влияние этого обучения расценивается как количественное расширение связей, которыми располагает ребенок.Третья теория - считает организм активно действующим и исходит из того положения, что организм всегда находится в известных активных отношениях со средой. Эти отношения организма к среде или формы жизнедеятельности организма могут быть на разных этапах совершенно различными. Мы должны прежде всего, изучать эти формы реальной жизнедеятельности организма, то есть реальных отношений организма к среде, чтобы вывести из них особенности, характеризующие процессы на тех ил и иных этапах. – ВЕСЬ ЭТОТ БРЕД ВЗЯТЬ ИЗ ГУГЛА, Я НЕ УВЕРЕНА, ЧТО ОН ТУТ ДОЛЖЕН БЫТЬ. НО ПРОЧИТАЙТЕ НА ВСЯКИЙ.
Вопрос 24. Биологическое и социальное в человеке. Роль среды и наследственности в формировании психических функций. Взаимодействие генотипа и среды в развитии психики. Роль воспитания в процессе развития. Генотип-средовые корреляции.
Личность – ключевое понятие в психологии; нет единого представления. Л. – хар-ка, кот. Подчеркивает уникальность человека. Л. – то, чем мы похожи друг на друга, некий типаж.
Факторы, влияющие на становление личности:
Биолог. составляющая (определяется генами, наследственными механизмами; наследственность определяет похожесть, изменчивость опр-ет различия).
Наследственность — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки. Наследственность определяется особенностями генотипа. Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития. Генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
социальный фактор (влияние социума, межличностные отношения, особенно с матерью – определяет развитие темперамента, эмоций, познавательных способностей). Госпитализм – лишение общения, ведет к повышенной агрессивности.
Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком. В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. Онтогенез человека разворачивается в культурном (шире — социальном) пространстве и в некотором историческом промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, причем не только с целью приспособления (адаптации), но и для преобразования, изменения индивидом окружающего пространства. Об этом свидетельствуют факты творческой деятельности.
культурный фактор (надсоциальная система, книги, этнические, культ. установки) – некий фон, на котором разворачиваются социальные факторы; определяет нашу идентичность.
саморазвитие (внутренняя составляющая)
Вопрос о соотношении биологического и социального (генотипического и средового) в человеке – краеугольный камень психологии. Изучением этого вопроса занимается наука ПСИХОГЕНЕТИКА.
Методы психогенетики:
1. Метод «приемных детей» (суть: установить, насколько влияет среда и наследственность; определяются сходства с родителями и усыновителями). Среда м.б.: общая (семья) и индивидуальная (круг общения, интересы; ее учесть тяжело).
2. Метод «близнецов» (сравнивают близнецов по различным критериям; 50/50 влияют факторы на развитие способностей, кроме креативности, общий интеллект, темперамент и близкие черты). Социальные установки, стереотипы, стратегии поведения – определяет среда.
С использованием специальных методов удается выяснить некоторые закономерности. Считается, что генотип определяет 30-50% изменчивости по общим способностям, эмоциональному реагированию, адаптивности, реактивности, агрессивности и др. Однако проявление генотипа по поведенческим признакам во многом зависит от условий среды. Наследственные задатки (как положительные, так и отрицательные) проявятся только тогда, когда к этому есть предпосылки в среде (Например, генетически обусловленные музыкальные способности проявятся только в музыкальной среде, или склонность к асоциальному поведению проявится лишь в условиях жестокости, унижения, злобы).
Чтобы организм мог развиваться, он должен иметь тот или иной генотип, т. е. генетическую конституцию зиготы, но развитие при этом обязательно происходит в какой-то внешней среде. В каждом периоде развития человека имеет место повышенная избирательная чувствительность челка к определенным средовым воздействиям. При этом качества, заложенные в генотипе получают толчок для своего развития и проявления. Если в этот период соответствующего фактора среды не было, развитие качеств будет занижено. В целом развитие задатков (генетически обусловленных возможностей) зависит от насыщенности среды – чем более разнообразной и развивающей будет среда тем больше проявятся способности чел-ка но только в пределах, детерминируемых генотипом.
корреляция – математическое выражение связи между двумя переменными. Корреляция не подразумевает отношений причинности
Выяснилось:
С возрастом проявление генов усиливается, и все меньше влияет среда; чем старше, тем больше похожи на биологических родителей
Дети, ушедшие из семьи рано, больше похожи на своих родителей; совместное проживание заставляет быть другими, желание быть непохожими.
Если люди похожи, ранее думали, что дело в моделях воспитания, воспитание способно скорректировать личность, Но это не так: повлиять на ребенка можно лишь в первые шесть лет.
Д.б. система в воспитании, важен статус родителей, система и единство реакции родителей. В школе – ребенок попадает под действие большого количества факторов, сверстники для него - единственное «зеркало»
Воспитание– целенаправленное воздействие на лич-ть, способн. изменить неблагоприятную наследств-ть и улучшить её.
25. Основные подходы к описанию психического развития. Теории психического развития: теории научения (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура), теории стадийного развития (Э. Эриксон), теории когнитивного развития (Ж. Пиаже). Отечественные теории психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
БИХЕВИОРИЗМ
предполагает приоритет среды над субъектом (человек есть то, что делает из него его окружение, среда). В бихевиоризме речь идет об отождествлении развития с научением, с приобретением ребенком нового опыта. в формировании концепции развития как научения важная роль принадлежит идеям И. П. Павлова. В наиболее ранних исследованиях научения на передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов.
Научение - это приобретение организмом новых форм поведения. Согласно теориям научения, ключ к разгадке человеческой натуры в том, как она формируется окружающей средой, то есть большинство форм поведения приобретается путем научения. Научение — это всеобъемлющий процесс. Сторонники теорий научения рассматривают развитие ребенка как постепенное, пошаговое накопление образов памяти, знаний, умений и навыков. Процесс превращения ребенка в подростка, а затем — и во взрослого происходит, в основном, за счет постепенного, непрерывного накопления опыта и научения, что, в свою очередь, ведет к появлению большего количества знаний и навыков. Бихевиористы сосредоточились на строго объективном подходе, придавая особое значение стимульно-реактивному научению как главному объяснению человеческого поведения. Бихевиористы исходят из предположения, что человек по своей природе ни плох, ни хорош: люди являются реактивными существами, они просто реагируют на воздействия внешней среды. Каждый индивид формируется благодаря процессу образования связей между стимулами и своими реакциями на них или между вариантами поведения и их последствиями. Таким образом, процесс научения происходит автоматически.
Один из главных апологетов бихевиоризма, Б. Ф. Скиннер. Главное понятие Б. Скиннера — подкрепление, т.е. увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление может быть положительным или отрицательным. Положительное подкрепление в случае детского поведения — это одобрение взрослых, выражаемое в любой форме, отрицательное — недовольство родителей, страх перед их агрессией.
Типичная модель Скиннера обычно включает в себя следующие компоненты:
1) различаемый стимул,
2) реакцию индивида и
3) подкрепление.
Альберт Бандура, ведущий теоретик социального научения, утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, то есть они замечают, какие действия приводят к успеху, а какие — к неудаче, какие не дают никакого результата, и соответственно регулируют свое поведение. Наблюдая за последствиями реакций, они получают информацию, побуждение к действию и сознаваемое подкрепление. Люди способны предполагать, какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий. В отличие от более механистической теории научения, теория социального научения отводит сознательному мышлению большую роль в руководстве поведением.
Эрик Эриксон – шведский психолог. Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона во многом продолжала идеи классического психоанализа. При этом, однако, он признавал исключительную важность социального окружения ребенка. Таким образом, его теория — это теория в большей степени психосоциального, а не психосексуального развития.
Термин «эпигенез» был взят Э. Эриксоном из биологии. Согласно эпигенетическому принципу, все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. По Э. Эриксону, последовательность стадий — результат биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Любой человек проходит все эти стадии, к какой бы культуре он ни принадлежал, все зависит от продолжительности его жизни.
Эриксон считал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. Ключевым понятием теории Эриксона является приобретение эго-идентичности.
Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.
Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на возрастные и другие изменения. Формирование эго-идентичности (или личностной целостности) продолжается на протяжении всей жизни человека.
Эриксон выделяет восемь стадий развития. На каждой стадии личность разрешает конфликт, вызванный необходимостью адаптироваться к социальному окружению.
Стадия 1 (от рождения до 18 мес), Младенческий возраст, Орально-сенсорная. Вопрос: Могу ли я доверять миру? Задача: Развитие доверия к окружающему миру. Итог: базовое доверие// базовое недоверие к миру
Стадия 2 (от 1,5 до 3 лет), Раннее детство, Мышечно-анальная, В: Могу ли я управлять собственным поведением? З: Развитие ощущения контроля над своим поведением. И: чувство автономии// чувство сомнения в своих возможностях, стыда, зависимости;
Стадия 3 (3 - 6 лет), Возраст игры (дошкольный возраст, Локомоторно-генитальная. В: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? З: самоидентификация посредством идентификации с родителями; И: чувство ответственности за свои поступки, чувство инициативности// чувство вины.
Стадия 4 (6 - 11 лет), Школьный возраст, Латентная. В: Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? З: Самоидентификация через общение со сверстниками. И: чувство достижения (трудолюбие)// чувство неполноценности.
Стадия 5 (11 - 18 лет), Пубертатный (подростковый) и юношеский возраст, В: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? З: Интенсивная самоидентификация Эго, И: формирование Я-концепции эго-идентичность (личностная индивидуальность)// диффузия идентичности (смешение ролей).
Стадия 6 (18-25 лет), Молодость (ранняя взрослость), В: Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? З: развитие прочных отношений с другими, И: переживание интимности (близости)// переживание изоляции (одиночества).
Стадия 7 (25-50 лет), Зрелость (взрослость) В: Что я могу предложить будущим поколениям? З: самоутверждение, И: формирование «взрослых» ролей творчество (производительный труд)// стагнация, застой.
Стадия 8 (после 50 лет), Старость. В: Доволен ли я прожитой жизнью? Осознание неизбежности смерти, поиск смысла жизни. И: вторичная эго-интеграция (личностная целостность)// разочарование в жизни (отчаяние)
Когнитивные теории развития.
развитие есть совершенствование способов обработки информации или интеллектуальных структур. Человек не просто реагирует, он исследует мир все более рациональными способами.
Жан Пиаже. Его теория «интеллектуального развития» сложилась на основе общебиологического понимания процесса развития, как процесса, стремящегося уравновесить внешний окружающий мир и человека, т. е процесса гомеостаза.
Основные работы: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Представление ребенка о мире» (1926).
У ребенка он выделил интеллект как основной инструмент гомеостаза (взаимодействие между организмом и окружающей средой) С помощью интеллекта формируется мыслительная схема и путь развития ребенка лежит в контексте развития мыслительных операций, а так же расширения представлений об окружающем мире.
Пиаже выделяет 2 основных процесса:
Процесс ассимиляции – использование старых мыслительных схем для решения новых задач. Случайная форма приводит к аккомодации.
Процесс аккомодации – создание новых мыслительных схем для решения новых задач, не решаемых с помощью старых мыслительных схем.
Развитие интеллекта Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации, усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду. При этом, подчеркивая роль собственных усилий ребенка, Ж. Пиаже явно недооценивал влияния взрослых, социальной среды.
Таким образом, по мнению Пиаже, на пути от младенчества к взрослому состоянию, мысль претерпевает ряд качественных преобразований, стадий, которые имеют собственную характеристику. В его теории описан переход от одной формы мыслительной операции к другой.
Пиаже выделяет 4 полноценных стадии:
Сенсомоторная (от рождения до 1,5 – 2 лет). Происходит психологическое отделение ребенка от матери. Ребенок начинает выделять себя и внешний мир, начинает осознавать себя как субъект действия. Для этого периода характерно появление волевого управления в начале поведения, формируется устойчивость постоянства внешних объектов (прятки), осознает, что предметы продолжают оставаться на своем месте даже тогда, когда они не воспринимаемя с помощью органов чувств. Эта стадия заканчивается на этапе перехода к стадии освоения языка.
Дооперациональная стадия.(от 1.5 – 2 до 7 лет). На этой стадии происходит усвоение языка. Ребенок начинает представлять предметы и образы словами. Характерен эгоцентризм речи и мышления. Ребенок пока не может встать на позицию другого человека. Наиболее ярко эгоцентризм проявляется в речи, ребенок не использует 3 – лицо, редко использует имена. На этой стадии ребенок осуществляет классификацию объектов по отдельным, случайным признакам.
Стадия конкретных операций.(от 7 до 12 лет). Появляются элементарные логические рассуждения относительно объектов и суждений.
Происходит усвоение представлений о сохранение числа.
Сохранение массы. Представление. Что масса меняется от формы и объёма. (ок. 7 лет).
Представление о сохранности веса. Может сравнить массу предметов. ( к 9 годам).
Классификация объектов по определенным существенным признакам.
4.Стадия формальных операций. (С 12 лет). Способность мыслить логически, использовать абстрактные понятия. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме. Появляется способность к формулированию и проверке предположений гипотетического характера (возможность абстрагироваться от реальных вещей). К 12 годам созревают лобные отделы головного мозга, которые отвечают за формальные операции.
Лев Семенович Выготский стал основателем советской психологии.
В анализе когнитивного развития ребенка Л. С. Выготский предлагал различать два уровня. То, что ребенок может делать и понимать сам, - это его реальный уровень развития, а то, что он может делать и понимать с помощью взрослого или более знающих сверстников, - это зона его ближайшего развития. Ближайший уровень показывает возможности, реальный - обученность. Переход из зоны ближайшего развития на уровень реального, актуального развития происходит в обучении, как в школе, так и в жизни. Именно обучение движет развитие и ведет его за собой. Эта формула Л. С. Выготского стала основополагающей в советской системе образования.
В отличие от теоретиков поведенческой психологии (бихевиоризма) и психоанализа Л. С. Выготский поставил своей задачей исследовать сознание - «вершинную психологию». Он утверждает культурно-историческую и знаковую природу сознания. Знаки, значения создаются обществом, их усвоение перестраивает психическую деятельность ребенка.
Работы «Развитие высших психических функций», «Мышление и речь». Высшие психические функции опосредуются знаками, главным образом речью, они приобретаются в общении со взрослыми и только потом переходят во внутренний план сознания по механизму интериоризации.
Личность отождествляется с самосознанием. Личность есть надприродное в человеке, результат его культурного развития, она формируется в процессе интериоризации традиций, социальных форм поведения, которые становятся способами индивидуальной адаптации и саморегуляции. Личностные структуры есть результат переживания воздействий среды. В зависимости от возраста и развития интеллекта ребенок по-разному переживает даже одинаковые воздействия. В этом состоит «социальная ситуация развития» -понятие, введенное Л. С. Выготским. Развитие может быть плавным, эволюционным и резким, кризисным. Кризисы изменяют социальную ситуацию, обостряют отношения и выводят ребенка на новую ступень развития. В этом плюсы и минусы кризисов.
Социальная среда в концепции Л. С. Выготского не противостоит индивиду и не служит только условием созревания; она - источник развития, формирующий все новые сложные формы психической жизни индивида. Обучение как всеобщая форма социальной жизни перестраивает систему сознания.
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.
Развитие есть изменение качественное, и ребенок не есть маленький взрослый.
Психическое развитие не совпадает с физическим возрастом, у него свой ритм и свои темпы. Год жизни в детстве не равен году жизни в отрочестве.
Каждая функция, каждая сторона детской психики развивается в свои сроки, имеет пик проявлений и последующее затухание, стабилизацию. Так, у детей ярко выражена функция роста, они стремятся стать взрослее, но в юношеском возрасте такое стремление сведено к минимуму, затухает. Изменение одной функции вызывает изменение других, и сознание остается системным образованием. (Например, развитие речи вызывает развитие словесной памяти, логического мышления и т. д.)
26. Развитие ребенка до 3-х лет. Особенности психики новорожденного. Особенности психического развития в младенчестве и раннем детстве. Основные новообразования раннего детства. Кризис 3-х лет. Особенности обучения и воспитания ребенка до 3-х лет.
- 1. Психология существовала как наука о душе.
- 2. Психология существовала как наука о сознании.
- 3. Психология существовала как наука о поведении.
- 4. Психология существовала как наука о психике.
- Вопросы 29. Установки
- Виды социальных норм
- Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации
- Факторы препятствующие усвоению роли
- Социальные роли
- Социальная роль — это модель поведения личности, обусловленная ее статусом.
- Основные характеристики социальной роли
- Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
- 1. Эффект первичности
- 2. Эффект красоты
- 4. Эффект селекции (избирательность) восприятия
- 5. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 8) Социально-психологический климат группы
- 9) Психологическая совместимость членов группы
- 10) Характер Принятия решений в группах
- 3. Размер группы
- Лидерство и руководство в группах и организациях
- Большие социальные группы
- Психологические особенности этнических групп
- Массовые явления в больших диффузных группах
- Психология слухов
- 4: Развитие как смена возрастов.
- 2) Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
- Вопрос 23. Пренатальный период в развитии ребенка. Факторы, влияющие на развитие плода. Тератогены. Особенности психики новорожденного.