logo search
Lektsii_po_distsipline_Sovremennyy_menedzhment

Лекции по дисциплине

«Современный менеджмент»

Лекция №1

Раздел 1. История развития и современное состояние менеджмента.

1.1 Исторические предпосылки менеджмента.

1.2 Научные школы менеджмента.

1.1 Исторические предпосылки менеджмента

Управление появилось вместе с людьми. Оно выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организаций, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объе­динялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возника­ла задача координации их совместных действий, решение кото­рой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один ста­новился руководителем, т.е. управляющим, а другой - его подчи­ненным, т.е. управляемым.

Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне. Около 6 тыс. лет назад они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планиро­вания и контроля результатов, а также поставили вопрос о децен­трализации управления.

Примерно в то же время в соседнем Вавилоне царь Хаммурапи применил для нужд управления и контроля письменные до­кументы на глиняных табличках и свидетельские показания, при­знал недопустимым перекладывание должностными лицами от­ветственности на своих подчиненных, законодательно установил уровень зарплаты.

На глиняных табличках, датированных третьим тысячеле­тием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах Древней Шумерии, что также свидетельствует о наличии там практики управления.

Определенный вклад в теорию управления был внесен в эпоху античности, за 400 лет до н. э. Сократ сформулировал принцип универсальности управления. Его современник - пер­сидский царь Кир выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, т.е. мо­тивации. Он рассматривал также проблему обработки управлен­ческой информации и составления планов. Чуть позже в Греции занимались изучением метода выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации.

В 325 г. до н. э. Александр Македонский создал впервые штаб как центр управления боевыми действиями.

В древности организации имели определенную структуру, в которой выделялись уровни управления. Существовали и круп­ные политические организации, руководителями которых явля­лись короли и генералы. Были также и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы террито­рий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность этих, организаций.

Шли годы, управление многими организациями станови­лось более четким и сложным, а сами организации - сильными и устойчивыми. Примером может служить Римская империя, кото­рая просуществовала сотни лет. Римские легионы, отличавшиеся четкой структурой управления, состоящей из генералов и офице­ров, подразделением армии на дивизии, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились доро­ги, чтобы установить связь с Римом.

Почти все формы современного управления можно просле­дить в древних организациях, хотя их характер и структура управления существенно отличались от сегодняшних.

В эпоху рабовладения также имели место элементы управле­ния, однако преобладали методы прямого принуждения и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду.

В дальнейшем, с развитием общественного производства, такой труд обнаружил органически присущую ему неэффектив­ность. Его заменила система наемного труда зарождающейся буржуазной эпохи. Она основывалась на использовании принципиально иного, опосредованного механизма принуждения, применявшего материальные стимулы и экономические рычаги в правлении трудом. Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капитализм имел совсем иную основу - денежный капитал. Вместо прямых и грубых форм принуждения к труду при капитализме формировался и повсеместно использовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена меновыми стоимостями и предполагавший формальную личную зависимость и равенство обменивающихся сторон.

Хотя управленческая практика развивается с древних времен, до XX в., вероятно, никто не задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей в основном интересовало» как сработать больше денег, завоевать политическую власть, но не сак управлять организациями.

В начале XIX в. английский исследователь Р. Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы оцен­ки результатов их труда и путем дополнительных выплат стиму­лировал хорошую работу. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Но несмотря на это, бизнесмены того време­ни видели мало здравого смысла в реформах Р. Оуэна, ни один из них не последовал его примеру, так как у них отсутствовал инте­рес к управлению.

В связи с этим менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX-XX вв.

Американец Джозеф Вартон в 1881 г. впервые разработал курс менеджмента для преподавания в колледже. Американский инженер Ф. Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу «Принци­пы научного менеджмента», которая вызвала всеобщий интерес и в которой управление впервые признано наукой и самостоя­тельной областью исследования. Это были первые работы, в ко­торых сделана попытка научного обобщения накопленного опы­та и формирования основ научного управления. Они явились от­ветом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации-гиганты ис­пытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответ­ствии с научно обоснованными принципами, нормами и стан­дартами.

Основной силой, которая первоначально подстегнула инте­рес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления. В начале XX в., в период бурного развития, Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек, преодолев трудности, связанные с его происхождением, национальностью, мог проявить инициативу и личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку, создав тем самым огром­ный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех желающих, что способствовало росту числа людей, ин­теллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе и управлении. Трансконтинентальные железнодорожные линии превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. В то время практически не существовало государственного регули­рования в бизнесе, поэтому предприниматели, которые добива­лись успеха, становились, монополистами. В результате создава­лись крупные отрасли и предприятия, для управления которыми требовались формализованные способы.

Таким образом, появление менеджмента связано со сле­дующими условиями:

• органическим строением капитала, развитием машинно­го производства, возрастанием требований к управлению, неспо­собностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления;