2.2. Сущность и система управления (менеджмента). Роль общественного мнения в современном менеджменте
В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:
субъект управления направляет объекту управления им пульсы воздействия (команды управления), которые содержат ин формацию о том, как должен функционировать объект управления;
объект управления получает данные импульсы (команды) и действует в соответствии с ними.
В качестве субъекта управления можно рассматривать совокупность отделов и служб фирмы или отдельное подразделение, индивидуума и др. В качестве объекта управления выступают работник, трудовой коллектив, товары, ресурсы, документы и т.д. Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управления, а рабочие - объектами управления. Коммерческий директор организации организует работу коммерческих подразделений организации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные подразделения - объекты управления.
Имеются также другие определения управления. Так, видный исследователь П. Друкер (США) считает, что управление - это «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу». Американский ученый К. Киллен определил управление как «выполнение работы чужими руками».
Следует заметить, что управление нередко определяют как воздействие субъекта на объект, т.е. его сводят к деятельности субъекта управления. При этом управление рассматривается как одностороннее воздействие субъекта на объект, что приводит к неверным выводам о сущности управления. В результате подмены диалектической взаимосвязи, единства субъекта и объекта их субординационным расположением за пределами рассмотрения остается движущее начало управления - противоречие между субъектом и объектом. Поэтому как бы полно ни учитывались возможности и готовность объекта управления выполнять управленческие команды, если они рассматриваются только как основа для поиска наиболее эффективных управленческих воздействий, оценка возможностей управления будет неадекватной фактическим возможностям осуществления управления. Следовательно, нельзя рассматривать управление исключительно с позиций субъекта управления.
Для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уровнях управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.
Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой - потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.
Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с целями, преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление.
Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т.п.), во-вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т.е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.
Так, если объект управления не является собственником средств производства, то его готовность выполнять управленческие команды зависит от того, насколько его потребности будут удовлетворены в результате этого, а его возможность выполнять команды связана с его производственными возможностями. В этом случае для того, чтобы разрешить противоречие между субъектом и объектом управления, необходимо разработать механизм стимулирования. Если же объект управления является собственником, то возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления одновременно как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют.
Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.
Следует вспомнить, что система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы: 1) целостности свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов; 2) структурности; 3) взаимозависимости структуры и среды; 4) иерархичности; 5) множественности описания каждой системы.
Всякая система управления обладает соответствующей структурой, т. е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов. В связи с этим систему управления можно представить в общем виде состоящей из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.
О.С. Виханский и А.И. Наумов выделяют в системе управления три подсистемы. Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление. Данную подсистему можно определить как единство организации, технологии и методов управления. Она называется структурно-функциональной и выступает как бы в роли «остова» системы управления.
Вторая подсистема - информационно-поведенческая. Ее основными блоками являются:
управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
интересы и поведенческие нормы участников процесса управления;
информация и коммуникации в системе управления.
Совокупность данных блоков в основном охватывает всю рассматриваемую подсистему, хотя у отдельных систем управления могут быть и дополнительные блоки, например блоки национальных интересов, национальных управленческих стереотипов и т.д. В настоящее время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения информации резко возрастает роль данной подсистемы.
Третьей подсистемой является подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает указанные качества, но и способствует их воспроизводству, распространению и практическому воплощению.
Данная подсистема может быть разделена на две части: первая - ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие; вторая - обеспечивает ее развитие.
Р.А. Фатхутдинов предлагает следующую структуру системы менеджмента организации.
При этом компонентами целевой подсистемы системы менеджмента организации являются: повышение качества выпускаемых товаров и услуг, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товара, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.
Обеспечивающая подсистема системы менеджмента организации включает: методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, информационное обеспечение и правовое обеспечение.
Функциональная подсистема включает следующие компоненты: маркетинг, планирование, организацию процессов, учет и контроль, мотивацию и регулирование.
Управляющая подсистема системы менеджмента организации включает: управление персоналом, социологию и психологию менеджмента, разработку и реализацию управленческих решений, анализ в принятии решений, прогнозирование в принятии решений.
- Лекции по дисциплине
- 1.2 Научные школы менеджмента
- Лекция №2
- Принципы управления социалистическим производством
- 1.4 Современный российский менеджмент
- 1.5 Зарубежные модели менеджмента. Социокультурные различия в международных моделях менеджмента
- Характеристика японской и американской моделей менеджмента
- Лекция №3
- 2.2. Сущность и система управления (менеджмента). Роль общественного мнения в современном менеджменте
- Лекция №4
- Подходы к менеджменту
- Принципы менеджмента
- 2.4 Методы управления
- Лекция №5
- 3.2 Мотивация деятельности
- Лекция №6
- 3.4 Процесс принятия управленческого решения
- Лекция №7
- Распределение организаций рф по организационно-правовым формам на 1 января 2004 г.
- Критерии группировки предприятий по размерам, разработанные и используемые Европейским союзом
- Распределение малых предприятий рф по отраслям экономики на 1 января 2004 г.
- 4.2 Организация и социальная среда, соотношение прагматических целей организации и проблем социума.
- 4.3 Структуризация деятельности организаций. Типы организационных структур
- Масштаб управляемости для различных звеньев организационной иерархии и типов производств
- Лекция №8
- 4.5 Основные организационно-правовые формы. Современные тенденции в развитии организаций. Новые типы организаций
- Сравнительные характеристики подходов к организационной форме организации
- Лекция №9
- 4.8 Эффективность управления
- Лекция №10
- 5.2 Лидерство менеджера
- Лекция №11
- Содержание стилей руководства
- 5.4 Деловая этика и этикет
- Лекция №12
- 6.2 Научная организация управленческого труда
- Целесообразность применения различных методов
- Изучения содержания труда и структуры затрат
- Рабочего времени служащих в зависимости от сложности
- Задач и масштабов исследования
- Лекция №13
- 6.4 Инструментарий планирования и организации деятельности менеджера
- Лекция №14
- 7.2 Влияние и власть
- Лекция №15
- Функции конфликтов
- 7.4 Работа с персоналом в кризисных ситуациях. Разрешение конфликтов в рабочих коллективах