logo search
PR_kak_kommunikatsionnyy_menedzhment

1. История развития коммуникационного менеджмента, его «школы» и отличительные черты

Коммуникационный менеджмент – теория и практика управления социальными коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и ее средой, с целью проведения оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов, формирования и поддержания имиджа и общественного мнения, достижения согласия, сотрудничества и признания. 

Коммуникационный менеджмент, как инструмент и практика социального взаимодействия, получил свое развитие в 1990-е годы, что связно с происходящими в мире глобальными социально-экономическими изменениями, интенсификацией жизни, информатизацией общества и глобализацией. Как управленческая дисциплина коммуникационный менеджмент сформировался в процессе развития паблик рилейшнз. Классические паблик рилейшнз ориентированы на информирование внутренней и внешней среды организации, коммуникационный менеджмент нацелен на взаимодействие, на управление. Коммуникационный менеджмент прошел в своем развитии 3 стадии:

1) «детства» - до 60-х г.г. XX века. Основное действующее лицо - журналисты. Содержание информации диктовалось руководством;

2) «отрочество» - после 60-х г.г., когда серьезно изменились социальные факторы (общественная безопасность, охрана труда, принцип равенства возможностей, охрана окружающей среды и т.д.). Руководство все чаще спрашивает у журналистов: «Как надо сказать?»;

3) «зрелости» - с 80-х гг. Средства глобальных возможностей значительно расширились, и общественность проявляет все возрастающий интерес к тому, что говорит и делает бизнес.

Руководство вынуждено не только советоваться с пиарменами по поводу информации, но и спрашивать: «Что мне делать?» Коммуникационный менеджмент включает в себя планирование и управление коммуникативными процессами, в том числе, выявление целевых аудиторий, разработку коммуникационных стратегий, контроль, оценку эффективности коммуникаций; организацию информационного трансферта и диалога; формирование корпоративной философии; утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях; формирование и усиление доверия и симпатии. Объектами коммуникационного менеджмента являются клиенты и потребители, персонал организации, инвесторы и акционеры, органы власти и структуры местного самоуправления, коммуны.

В качестве значимых направлений теоретических и прикладных интересов коммуникационного менеджмента выделаются:

1. социальные структуры общества, а также внутрикорпоративные структуры;

2. виды коммуникаций, а также средства, каналы и уровни коммуникационного процесса, обеспечивающие передачу и восприятие информации.

Процесс управления коммуникациями является достаточно уязвимым с этической точки зрения. Проблемными в данном случае являются ситуации манипуляции и использования психологического влияния на бессознательное и подсознательное, вмешательство в частую жизнь, использование стереотипов, приукрашенная информация, информация, оскорбляющая чувство достоинства, коммуникации с детьми. Вопросы этичного применения механизмов и инструментов коммуникационного менеджмента регулируются общественной моралью, законодательными актами, кодексами и нормами, принятыми общественными и профессиональными объединениями субъектов коммуникационного менеджмента. Особенностью коммуникационного менеджмента является то, что он не рассматривает систему управления информационным процессом с точки зрения техники, а акцентирует внимание на социальном аспекте технологии управления, где определяющим компонентом является человеческий фактор. Основное предназначение коммуникационного менеджмента – влияние на информационное воздействие людей, их групп и формирований.