logo search
вопросы по психологии

5. Фундаментальная ошибка атрибуции

Наше поведение в целом обусловлено взаимодействием внутренних индивидуальных характеристик и внешних факторов. Однако, объясняя действия других людей, мы чаще всего ищем причину в их диспозициях, а не в каких-либо ситуационных обстоятельствах. Л. Росс назвал эту тенденцию фундаментальной ошибкой атрибуции.

Одна из самых известных ошибок социальной перцепции — это фундаментальная ошибка атрибуции, или тенденция преувеличивать значимость диспозиции или личности и преуменьшать значимость ситуации в качестве причины поведения. Во-первых, нам хочется думать, что жизнь справедлива, и диспозиционная атрибуция помогает нам сохранить веру в то, что мы получаем то, что заслужили.

Во-вторых, нам нравится считать, что ход жизни предсказуем. Когда поведение других людей определяется их личностными особенностями, их будущие поступки более предсказуемы, чем тогда, когда их поведение постоянно меняется от ситуации к ситуации.

18. Общение. Общение как социально-психологическое явление. Структура и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Понятия и типы коммуникативных барьеров. Развитие коммуникативных навыков у школьников как педагогическая задача.

Проблема общения занимает одно из центральных мест в современной психологии, поскольку общение является составной частью практически всех сторон жизнедеятельности человека.

межличностное общениеэто процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

В соответствии с таким подходом в отечественной социальной психологии стало общепринятым выделение в структуре общения трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.:

- коммуникативной (обмен информацией между людьми),

- интерактивной (организация взаимодействия между людьми, согласование позиций, распределение ролей, воздействие на убеждения, настроение и поведение собеседника),

- перцептивной (восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания).

Общение является важнейшим фактором развития личности. В процессе общения развиваются интеллект человека, его эмоционально – волевая сфера, осуществляется самооценка и самопознание, выстраиваются отношения с другими людьми, происходит социализация личности.

Таким образом, общение сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Функции общения (В.Н. Панферов)

1. Коммуникативные функции. В процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия

2. Информационные функции. В процессе общения накапливается содержание практического опыта людей и происходит передача информации от одного человека другому. Информационная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникативной. По целям сообщения информация может подразделяться в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, то эта информация приобретает регуляторную нагрузку. Если же информация направлена на пробуждение каких-либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.

3. Когнитивные функции. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления. Когнитивные функции проявляются в процессах познания человека человеком. Эти функции реализуются более полно при взаимопонимании участников общения.

4. Эмотивные функции. Проявляются в переживании человеком своих отношений с другими людьми. Эти переживания находят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений (симпатии — антипатии, любви — ненависти, дружбе — вражде и др.).

5. Конативные функции. Обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Посредством обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимодействия партнеров по общению.

6. Креативные функции. Направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение.

Выделяют различные уровни общения:

1. Ритуальный, или социально – ролевой уровень. Целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.

2. Деловой уровень. Целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнять поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным – доминирует Я – Вы контакт.

3. Интимно – личностный уровень. Цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность – доминирует Я – Ты контакт.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:

речевой (вербальныйот латинского слова «устный, словесный») и

неречевой (невербальный).

Вербальная коммуникация – это процесс общения с помощью речи. Средствами вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений.

При вербальной коммуникации используются сообщения, выраженные в словах (устно, письменно или в печатной форме). Важнейшим средством такой коммуникации является устная речь, хотя бы по той причине, что она не требует особых материальных затрат при межличностном общении.

Кроме того, обращаясь к устной речи, можно передавать информацию не только словами или предложениями. В такой речи люди используют еще и паралингвистические средства, которые также могут нести определенный смысл. Это степень громкости речи, ее ритм, распределение пауз, а также вокализация — смех, плач, зевота, вздохи и т.д.

Или же если человек увеличивает темп своей речи, то тем самым он хочет сообщить нам о своем беспокойстве или волнении.

Виды речи:

Внешняя речь служит общению, хотя в отдельных случаях, человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем, поэтому ее основной признак – доступность восприятию других людей. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателя, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который прочтет написанное только через некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей. Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи, допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мысли, тогда как в устной речи нет времени на шлифовку и отделку фраз.

В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонаций.

  2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки -это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др.

На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы.

Невербальные формы, которые иногда поддерживают вербальные сообщения, а иногда и противоречат им. Порой невербальные формы коммуникации даже превосходят по своей действенности вербальные формы. Невербальная коммуникация подразумевает передачу информации без использования языка слов. При этом мы получаем информацию посредством зрения, фиксируя такие выразительные элементы поведения, как лицевую экспрессию, жесты, позу, мимику, внешний вид в целом.

Невербальные поведенческие акты, которые прямо связаны с вербальным языком, называются иллюстраторами. Например, если кто-то спрашивает у вас, где находится ближайшая станция метро, вы, вероятно, будете использовать для объяснения как слова, так и жесты одновременно.

К невербальному поведению и невербальным компонентам общения относят позы, мимику, пантомимику и интонационные характеристики речи, которые обязательно присутствуют в процессе любого вида общения.

Доказано, что невербальный язык появился у человека много раньше словесного и, в отличии от него, обладает поистине уникальным свойством – интернациональностью. При этом, как уже упоминалось, невербальный канал общения, не в пример словесному, практически не несет в себе обмана, потому что невербальное поведение в большинстве своем неосознаваемо.

Телодвижения человека, его позы и жесты наряду с выражением лица, взглядом также могут нести о нем ту или иную информацию, играя определенную роль в межличностном общении.

В последние десятилетия изучение коммуникативных функций телодвижений (языка тела) выделилось в качестве отдельной ветви научного знания (кинесики). Высказывается предположение, что имеется приблизительно от 50 до 60 основных типов телодвижений, которые составляют сердцевину невербального языка тела. Его основные единицы используются одновременно, для того чтобы выражать тот или иной смысл, во многом подобно тому, как произнесенные звуки сочетаются, образуя слова, полные значения.

Конечно, не всегда жесты сопровождают вербальный язык. Иногда жесты заменяют целые фразы. Такие жесты, называемые эмблемами, являются невербальными актами, которые однозначно понимаются большинством представителей той или иной культуры.

Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку.

Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. Личная зона — это то расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках. Социальная зона — это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем. Публичная зона — это то расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты - через стол.

Феномен взаимонепонимания партнеров, возникающий в процессе общения, называется коммуникативным барьером.

Причины возникновения коммуникативных барьеров

1) Во время общения друг с другом мы используем некоторые слова с точки зрения своего собственного личностного смысла, т.е. «что это слово значит для меня». Например, «справедливость» распределения премии для одного значит всем поровну, для другого понятие «справедливость» связано с учетом вклада каждого в общее дело, для третьего – учет прежних заслуг.

2) Интонация, с которой мы требуем чего-то от собеседника, высказываем ему свое мнение, может помешать принятию информации. Собеседник может быть согласен с информацией по содержанию, однако, ирония, сарказм, насмешка в тоне говорящего могут создать барьер на пути информации к собеседнику.

3) Собеседники могут вкладывать разный смысл в одно и то же требование. Например, один из оппонентов говорит: «По этому вопросу вы ничего не делали», и имеет в виду результат работы, другой ему отвечает: «Я делал, работал», имея в виду затраченное время и силы. И если не обсуждать методы работы, способ действия, смысловой барьер останется не преодоленным.

4) Правильные предложения, исходящие от неприятного для нас или неавторитетного человека, могут быть не услышаны.

5) Один из собеседников понимает слова буквально, не чувствуя ситуации.

19. Конфликт. Основные виды и функции конфликтов. Социально-психологический анализ межличностного конфликта. Способы регуляции конфликтного поведения. Конфликты в школе и классе как педагогическая проблема.

В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия "конфликт".

«Конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Это может быть столкновение мнений, ценностей, поведенческих норм и т.д.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек.

Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категории: структуру конфликта, его динамику, функции и типологию.

К структурным элементам конфликта можно отнести следующие составляющие:

1) Конфликтующие стороны. Большое значение в протекании конфликта имеет особенность людей, которые представляют конфликтующие стороны. Поэтому очень важно определить индивидуальные особенности нашего оппонента, чтобы адаптировать к нему в споре.

2) Зона разногласий – это предмет спора. Зона разногласий не сразу распознается. Зона разногласий может расширяться и сужаться. Она разрастается, когда мы находим все новые и новые очаги спора, и сужается, когда мы по каким-то пунктам достигаем согласия.

3) Представление о ситуации. Каждый из участников конфликта имеет свое представление о зоне разногласий. Они видят дело по-разному – это, собственно, и создает почву для столкновения.

В психологической структуре конфликтов, связанных с деятельностью и общением, выделяется следующее:

1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

  1. Эмоциональные - совокупность переживаний его участников.

  2. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.

  3. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.

Кроме того, в структуру конфликта включают и предмет конфликта. Во-первых, он может быть как материальным, так и психологическим. Во-вторых, он всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной. В-третьих, с практической точки зрения преодоление значительных трудностей при определении предмета в реальном конфликте обычно оправдывается и компенсируется возможностью относительно точно спрогнозировать поведение противоборствующей стороны, так как предмет конфликта является одним из факторов, определяющих это поведение.

Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют до семи стадий его развития:

1) предконфликтная стадия;

2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации;

3) интеллектуальный этап развития;

4) критический этап развития;

5) спад напряженности в противодействии;

6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения;

7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.

Функции конфликта.

  1. Вскрывает и разрешает противоречия и способствует общественному развитию

  2. Стабилизация и интеграция, снижает социальную напряженность

  3. Придает обществу динамичный характер

  4. Получает информацию об окружающей среде

  5. укрепляет единство общества

Обычно выделяют две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную.

Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы.

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

Причины конструктивных конфликтов в профессиональной сфере: неблагоприятные условия работы; несовершенная система оплаты труда; недостатки в организации труда;

Положительное разрешение конструктивного конфликта - это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти - объективные, отражающие несовершенство организации управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации.

Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относятся неправильные действия руководителя и подчиненных, а также психологическая несовместимость отдельных людей.

Типология конфликтов.

1. ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя

реальных причин для конфликта нет;

2. потенциальный конфликт — существуют реальные основания для

возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе стороны в силу

тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не

осознали ситуацию как конфликтную;

3. истинный конфликт — реально возникшее столкновение между сторонами. В

свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

. конструктивный конфликт, возникший на основе реально существующих между

субъектами противоречий

. случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному

стечению обстоятельств;

. смещенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда

истинная причина конфликта скрыта

. неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник,

Кроме того, целесообразно выделить "деловой" и "позиционный" конфликты.

Деловые конфликты относятся к предметному содержанию конфликтного взаимодействия сотрудника и противодействующего ему лица.

Позиционные конфликты направлены на изменение взаимоотношений участников конфликтного общения.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.

Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачно сказанное слово, незначительный инцидент - и вот уже конфликт. Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения. Инцидент может спровоцировать любое неосторожно сказанное слово, какое-то действие.

По направленности конфликты делятся на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся такие конфликты, в которых задействованы люди, не находящиеся в подчинении друг у друга. К "вертикальным" конфликтам относятся те из них, в которых участвуют люди, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и "вертикальные", и "горизонтальные" составляющие.

Конфликты, имеющие "вертикальную" составляющую (т.е. "вертикальные" и "смешанные"), составляют в среднем 70-80% от общего числа конфликтов в коллективе организации.

Конфликты различаются и по сфере их разрешения - деловой или личностно-эмоционалъной. Полное разрешение конфликта заключается в устранении объективных причин, породивших его, и в восстановлении нормальных личных отношений.

Как же вести себя в ситуации конфликта? Конечно, каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него. Но все-таки можно дать общие рекомендации.

Важную роль в разрешении конфликта играют следующие моменты:

На адекватность отражения конфликта влияют многие факторы. Одним из них является "иллюзия собственного благородства". Человеку, вовлеченному в конфликт, кажется, что истина и справедливость целиком на его стороне. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов считает, что он прав, и стремится к справедливому, с его точки зрения, разрешению ситуации.

Другим фактором, влияющим на адекватность отражения конфликта, является "поиск соринки в глазу другого". Каждый из участников конфликта видит недостатки и погрешности противника, но не замечает того же за собой. Как правило, конфликтующий не оценивает объективно смысл собственных действий по отношению к оппоненту и с негодованием реагирует на его действия (психологи называют данный феномен "двойной этикой").

Последнее психологическое явление, влияющее на адекватность восприятия конфликта, по смыслу близко к второму фактору. Его содержание состоит в упрощении конфликтной ситуации, в результате которого подтверждаются представления о правильности своих действий и неадекватности действий оппонента.

Указанные психологические явления затрудняют адекватное отражение конфликта и препятствуют его разрешению.

Очень важны взаимная открытость конфликтующих сторон и создание ими климата взаимного доверия, сотрудничества. Достичь этого можно тогда, когда все участники конфликта максимально заинтересованы в достижении общего результата совместной деятельности. Это сблизит оппонентов и позволит найти новые способы преодоления конфликта.

Для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

Выделяют (К. Томас) следующие пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях.

1. Приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами).

2. Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки).

3. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу).

4. Игнорирование, уклонение от конфликта(стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин).

5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить два стратегических пути разрешения конфликта:

- либо перестроить реальность под ожидания оппонентов,

- либо попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел.

А практически чаще всего нужно действовать одновременно по обоим направлениям.

Существуют также косвенные методы погашения конфликтов. Они подчиняются некоторым принципам.

Принцип "выхода чувств"

По наблюдению психологов, если человеку дать возможность беспрепятственно выражать свои отрицательные эмоции, то постепенно они сами собой сменяются положительными. Реализация данного принципа требует от вас терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника, демонстрируя сочувствие, понимание, которое еще не гарантирует согласия с ним.

Принцип "эмоционального возмещения"

Человек, обращающийся к вам с жалобами на своего оппонента, должен рассматриваться вами как страдающее лицо, хотя действительным пострадавшим может являться не он. Показав, что считаетесь с этим, вы уже эмоционально возмещаете удрученное душевное состояние собеседника.

Принцип "авторитетного третьего"

Примиряющее, доброе мнение одного из оппонентов о другом, переданное через третье лицо, явится толчком для обиженного в направлении поисков компромисса.

Принцип "обнажения агрессии"

Вы побуждаете оппонентов в конфликте ссориться в вашем присутствии и достаточно длительное время не пресекаете ссоры. Как правило, при третьем лице конфликтующие не достигают таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле разнимать враждующих. Дав им возможность выговорить самое наболевшее, вы продолжаете работу на основе одного из принципов, которые приводятся далее.

Принцип "принудительного слушания оппонента"

Ссора происходит в вашем присутствии. Вы неожиданно останавливаете ссорящихся и предлагаете оппонентам повторить последнюю реплику друг друга. Обычно ссорящиеся не в состоянии воспроизвести реплики друг друга, поскольку каждый слышит в основном только себя, а обидчику приписывает те высказывания, которых тот в действительности не произносил. Непривычность, неожиданность такой ситуации уменьшает накал страстей и взаимного ожесточения, способствует росту самокритичности.

Принцип "обмена позиций"

Вы останавливаете развернувшуюся на ваших глазах ссору, просите враждующих поменяться местами и взглянуть на предмет ссоры глазами оппонента. Этот прием обладает универсальной эффективностью, т.е. уместен при устранении конфликтов любого типа.

Принцип "расширения духовного горизонта" спорящих

Побуждая конфликтующих ссориться в своем присутствии, вы тем или иным способом протоколируете ссору (желательно использование магнитофона или видеокамеры). Остановив ссору, вы воспроизводите ее запись. Как правило, оппоненты испытывают подавленность от того, что услышали, поскольку оба начинают понимать, что вели себя недостойно. На этом фоне вы приступаете к разбору ссоры, беспощадно показывая эгоизм каждого.

20. Малая группа. Определение малой группы и ее границ. Функции малой группы. Классификация малых групп. Характеристики малой группы. Школьный класс как малая группа.

Вопрос: Характеристики малой группы

Любая группа имеет ту или иную структуруопределенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов.

Психологическая структура группы выглядит как целостное единство социально-психологических явлений и их всесторонних связей.

Эти цементирующие связи побуждают членов группы к сотрудничеству, регулируют их жизнедеятельность, обеспечивают благоприятные условия для укрепления позитивного группового сознания и деятельностного настроя в нем.

Какие же факторы влияют на структуру различных групп?

1) цели группы. Возьмем, например, экипаж самолета. Для того чтобы самолет долетел до пункта назначения, необходимо, чтобы каждый из членов экипажа вступал в контакты с каждым из остальных его членов. Таким образом, в соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов.

2) степень автономности группы. Например, все функциональные взаимосвязи между членами бригады поточного производства заранее четко определены. Рабочие не могут внести изменения в существующую структуру этих связей без согласования с руководством. Степень автономности такой группы незначительна. Наоборот, члены киносъемочной группы, степень автономности которой высока, обычно сами определяют характер внутригрупповых взаимосвязей. Поэтому структура такой группы отличается большей гибкостью.

3) однородность социально-демографических, социальных и психологических особенностей ее членов. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как

является хорошей основой для возникновения тесных связей между ее членами. Разнородная группа обычно распадается на несколько неформальных групп, каждая из которых сравнительно однородна по своему составу.

Например, в каком-либо небольшом подразделении того или иного учреждения в отдельные неформальные группы могут объединяться мужчины, женщины, пожилые люди, молодые, болельщики футбола, любители садоводства и т.д. Структура такого подразделения будет существенно отличаться от структуры другого подразделения, состоящего только из мужчин примерно одного возраста, имеющих одинаковый уровень квалификации и к тому же болеющих за один и тот же футбольный клуб. В этом случае есть все предпосылки для возникновения постоянных и прочных контактов между членами данной группы. На основе такой общности рождается чувство спаянности, чувство "мы", когда люди идентифицируют себя с этой группой.

Структура группы с высокой степенью чувства "мы" характеризуется более тесными взаимосвязями ее членов по сравнению со структурой группы, не отличающейся таким единством. В последнем случае контакты ограничены и носят преимущественно официальный характер. Неформальные связи при этом менее значительны и не объединяют всех членов данной группы.

4) Как показывают исследования, степень сплоченности группы зависит от того, насколько принадлежность к ней удовлетворяет потребности ее членов. Факторами, привязывающими человека к группе, могут быть интересная работа, сознание ее общественной важности, престиж группы, наличие в ней друзей и т.д.

Групповые потребности — это состояние членов группы, связанное с испытанием нужды в чем-либо и выступающее источником их активности. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей членов группы, называются групповыми мотивами.

Социальные потребности связаны с взаимодействием человека с другими людьми, а именно: отдельный человек не может в одиночку удовлетворить ряд своих социальных потребностей, поэтому он их реализует с помощью других людей.

Мотивы и потребности членов группы выступают жизненно необходимыми для них составляющими, пренебрегать которыми не только невозможно, но необходимо в обязательном порядке учитывать и на этой основе управлять деятельностью малой группы. В ходе группового взаимодействия с необходимостью возникает такое социально-психологическое явление как лидерство.

В основе взаимоотношений лежат и потребности. К наиболее значимым потребностям людей во взаимоотношениях относятся: потребность в безопасности, общении, индивидуальности, доминировании, покровительстве и т.п.

Потребность в безопасности, снятии тревоги и психического напряжения ярко проявляется в обстановке опасности или конфликта. В этой ситуации людей тянет друг к другу. В такой ситуации даже незнакомые люди активно идут на контакт, становятся более общительными и разговорчивыми. И это понятно — вместе спокойней, вместе легче переносить тревожное ожидание и страх.

Потребность в общении — аффилиация (от англ. «соединение», «связь»), объясняется стремлением человека быть в контакте с себе подобным ради устранения дискомфорта одиночества. Эта потребность чаще проявляется у людей с высокой тревожностью, беспокойством, в моменты фрустрации и вынужденного уединения.

Потребность в индивидуальности проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, пытается в мимике, речи и поведении другого человека увидеть признание своей неповторимости и уникальности. Жажда быть неповторимым и значительным всегда являлась одной из важных черт личности.

Потребность в доминировании толкает человека на общение с целью оказывать активное влияние на поведение, мысли, чувства и вкусы других людей. Суть потребности в покровительстве состоит в том, что большинство людей испытывают удовлетворение, оказывая помощь другим. Тем самым они повышают свою значимость, как бы поднимаются в своих глазах.

Необходимо отметить, что удовлетворение выше перечисленных потребностей наступает лишь в том случае, если человек достиг поставленной цели в ходе общения. Неудовлетворенная потребность заставляет людей искать новых контактов с более понимающими и чуткими коллегами по малой группе. И, если эти поиски не увенчаются успехом, психика человека может быть серьезно расстроена.

5) Групповые традиции, нормы проявляются в сложившихся на основе длительного опыта совместной деятельности, укоренившихся в повседневной жизни, а также в профессиональной сфере деятельности и передающихся от одних членов группы к другим правилах, нормах и стереотипах поведения, соблюдение которых стало социальной потребностью каждого или большинства членов группы.

Иными словами, групповые традиции — это навыки и привычки членов группы, при помощи которых решаются некоторые постоянно воспроизводимые внутригрупповые проблемы.

Для каждого члена и всей группы в целом нормы и правила играют весьма важную роль стереотипа поведения и деятельности. При этом правила и нормы групповой жизнедеятельности должны быть психологически приняты членами группы, по крайней мере, большинством. В таком случае они служат ориентиром для всех остальных.

Традиции различаются по степени и широте допускаемого отклонения и соответствующему диапазону применяемых санкций со стороны группы в отношении своего члена.

В том, кто отклоняется от норм, начинают видеть источник социальной угрозы. Следовательно, большинство членов группы стремится оказать давление на него, чтобы он вернулся «на путь истинный» и стал «как все». Формы давления: насмешки, социальное осуждение, отторжение.

В зависимости от реакции на групповое давление, член группы может выступать как:

1) конформист — изменяет поведение в направлении группового давления, т.е. соглашается с требованиями группы;

2) нонконформист — наоборот, способен усиленно сопротивляться давлению группы и думать по-своему. Как правило, это — интеллектуал, личность с творческой способностью. Он верит в себя и устойчив к стрессам;

3) коллективист — избирательно реагирует на воздействие группы, соглашаясь с групповым мнением, если оно соответствует истинному положению дел.

6) Групповое мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение членов группы к различным событиям и явлениям в жизни общества, к поведению и деятельности как всей группы, так и каждого ее члена в отдельности. Групповое мнение, в определенной мере, регулирует поведение всей группы, побуждает каждого члена группы к проявлению активности.

По направленности групповое мнение может быть

Это можно понять на таком примере, когда со стороны руководства (администрации), например, вводятся новшества по организации деятельности структурных подразделений. Однако, в силу сложившихся привычек, стереотипов деятельности в ряде подразделений, представляющих собой малую группу, формируется негативное мнение в отношении новшеств. В этом случае групповое мнение по направленности будет не только отсталым, но и неофициальным, внутренним по форме проявления.

Групповое мнение обладает следующими свойствами:

  1. является активным и действенным побудителем и регулятором поведения и деятельности членов группы;

  2. служит источником информации для каждого члена группы;

  1. выполняет роль оценки поступков и действий личности;

  1. сочетает в себе все формы коммуникативного воздействия группы на личность — убеждение, внушение, подражание, заражение, подавление;

  2. устоявшееся оценочное суждение в группе превращается в стереотип;

  1. зависит от общественного мнения;

  2. обладает динамизмом, т.е. развивается во времени от единичных высказываний до сформированного группового мнения;

  3. неустойчиво на первом этапе (в период зарождения) и устойчиво на заключительном этапе.

7) Другой важной социально-психологической характеристикой группы является групповое настроение.

Групповое настроение — это совместное переживание событий, фактов из жизни группы, сходные эмоционально-психологические состояния, овладевающие каждым членом группы и влияющие на их индивидуальное и групповое поведение, а также на результаты деятельности.

Групповое настроение может усиливать или ослаблять активность членов группы, влиять на восприятие ими получаемой информации. Здоровое групповое настроение обладает большой побудительной силой, стимулирует дополнительные источники эмоционально-психологического подъема и активности каждого члена группы.

Формами группового настроения по направленности могут быть:

А) положительно ориентированными: энтузиазм, порыв, увлеченность, ожидание успеха, радость и т.п.

Б) отрицательно ориентированными: скука, уныние, недовольство, озлобление, обреченность, неприязнь и т.п.

Основные свойства группового настроения:

  1. сильная зависимость от сиюминутных обстоятельств, психологического склада членов группы;

  2. возможность резкой смены положительно ориентированного настроения на отрицательное и наоборот;

  3. относительная непродолжительность существования во времени;

  4. зависимость группового настроения от эмоционального состояния немногих, а иногда и одного человека в группе;

  5. обладает большой побудительной силой для всей группы;

  6. распространяется и действует на основе психического заражения.

Сопоставляя групповое мнение и групповое настроение, следует ориентироваться на следующее:

Данное сопоставление ориентирует на принципиально различные подходы к управлению групповым мнением и настроением. Если в формировании группового мнения ведущими средствами и способами выступают вербальные, т.е. речевые, воздействующие на сознание членов группы, то в формировании группового настроения ведущими средствами и способами будут выступать не только вербальные, но и невербальные, например, улыбка и другие эмоциональные проявления.