Исследование функций системы управления
Управленческие функции обеспечивают реализацию целей организации в процессе ее деятельности и поэтому играют важнейшую роль в процессе управления организацией. Воздействие системы управления на объект управления реализуется через функции управления.
Классификация функций управления:
-
по стадиям управленческого цикла (планирование, организация, мотивация, контроль);
-
по составу (функции менеджмента – функции, относящиеся к системе управления и бизнес-функции – функции, относящиеся к объекту управления);
-
по функциональной области (функциональная область – совокупность функций управления, выполняемых конкретным подразделением для предприятия в целом, например, управление маркетингом, управление финансами, управление персоналом и т.д.);
-
по направленности (внешние и внутренние). Внешние функции направлены на обеспечение взаимодействия организации с внешней средой, например, исследование рынка, реализация готовой продукции, найм и увольнение работников. Внутренние функции направлены на повышение эффективности управления организацией, например, планирование, бухгалтерский и управленческий учет, организация труда.
Основная цель исследования функций управления – определение их адекватности целям и стратегии организации. Для этого изучаются:
-
система функций управления организацией;
-
взаимосвязи функций;
-
распределение функций по подразделениям;
-
содержание работ по функциям на различных уровнях управления;
-
полнота реализации функций;
-
технология реализации каждой функции.
Для всех функций устанавливается степень их соответствия целям, стоящим перед предприятием с точки зрения наиболее полной их реализации. Удобным способом представления и исследования функций является декомпозиция – иерархическое представление функциональных структур. Функции разлагаются на подфункции, или комплексы задач, которые, в свою очередь, состоят из задач управления. При формировании декомпозиционной функциональной модели устанавливаются необходимые функции управления и содержание работ, связанных с их выполнением. Затем определяются задачи, стоящие перед каждой функцией управления, а также последовательность выполнения и взаимоподчиненность задач.
Различие задач и функций состоит в том, что функции – это повторяющийся, постоянно присутствующий вид деятельности организации, а задача – это деятельность, направленная на достижение конкретных конечных результатов в заданное время.
Важный принцип построения функциональной модели – первичность функции и вторичность структурных подразделений. Структурные подразделения создаются для реализации определенных функций, а не наоборот.
Для обеспечения полноты выделения функций анализ может проводиться как сверху вниз, т.е. от функций к подфункциям и задачам, так и снизу вверх, т.е. от задач к подфункциям и функциям.
Аналогично дереву целей, дерево функций может получить количественную оценку значимости функций для достижения целей организации.
Необходимо провести анализ полноты реализации функций. Такой анализ может проводиться отдельно по каждой функции или в целом по группе функций (например, по внешним и внутренним функциям).
Проводится анализ информационной обеспеченности, который выявляет необходимость и достаточность имеющейся информации для осуществления функций управления, источники этой информации, временные рамки выполнения функции и отдельных задач. Также определяются содержание и форма результата осуществления функции и его потребитель. Центральное место в данном виде анализа занимает выявление ответственного исполнителя на каждом этапе реализации той или иной функции.
Для анализа эффективности выполнения функций можно воспользоваться балльными оценками. Для каждой из наиболее существенных функций следует выделить набор качественно измеримых параметров, отражающих степень эффективности ее реализации, и составить для каждого из параметров качественную порядковую шкалу. Затем можно получить интегральную балльную оценку эффективности реализации функции в целом путем усреднения (простого или взвешенного) индивидуальных оценок по отдельным параметрам.
На основе балльных оценок эффективности реализации отдельных функций можно получить две интегральные оценки – эффективность выполнения внешних и внутренних функций в целом. Значения этих показателей, а также их сравнение между собой позволяет сделать вывод об эффективности деятельности организации в целом. Важно, чтобы не было существенного разрыва между оценками внешних и внутренних функций. В частности, высокая оценка внешних функций при низкой оценке внутренних функций может свидетельствовать о благоприятной внешней среде и рыночной конъюнктуре, но низкой эффективности системы управления, что может привести к упущению открывающихся перед организацией возможностей и растрате ресурсов. С другой стороны, высокая оценка внутренних функций при низкой оценке внешних функций может свидетельствовать об устойчивом и оптимальном внутреннем строении организации, но неблагоприятной внешней среде и возможной необходимости корректировки целевой ориентации системы управления.
- Основы системного анализа Цели и задачи изучения дисциплины
- Свойства системы
- Классификация систем
- Параметры систем
- Система с управлением
- Исследование целей систем управления
- Исследование функций системы управления
- Исследование структур управления
- Исследование процессов управления
- Исследование информационного обеспечения управления