logo
Основы системного анализа

Система с управлением

Под управлением в самом общем виде понимается про­цесс формирования целенаправленного поведения системы по­средством информационных воздействий, вырабатываемых че­ловеком (группой людей) или устройством.

К задачам управления относятся:

Часто для обозначения управляющих воздействий использу­ют понятие «руководство» – управление чужой работой в организационных, социальных, эко­номических системах.

Система с управлением включает в себя три подсистемы:

Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления (СУ) А. Основным элементом организаци­онно-технических СУ является лицо, принимающее решение (ЛПР) – индивидуум или группа индивидуумов, имеющих пра­во принимать окончательные решения по выбору одного из не­скольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи, по которому передается входная информа­ция – множество {х}, включающее командную информацию {u}, и канал обратной связи, по которому передается инфор­мация о состоянии ОУ – множество выходной информации {у}.

Множества переменных {n} и {w} обозначают соответствен­но воздействие окружающей среды (различного рода помехи) и показатели, характеризующие качество и эффективность функ­ционирования подсистемы В.

Существуют следующие виды систем с управлением:

Основные принципы действия систем с управлением:

Основными путями совершенствования систем с управлени­ем являются:

    1. Оптимизация численности управленческого персонала. Управляющая система – это прежде всего люди. Один из путей повышения производительности – увеличение числа людей и дробление функций управления. Это позволяет перерабатывать больший объем информации. До некоторых пор координация работы управленческого персонала возможна путем прямых связей между исполнителями, затем появляется необходимость в специальном аппарате, осуществляющем такую координацию. С ростом численности персонала эффективность системы управления может не расти, а падать,

    2. Использование новых способов организации работы СУ (например, параллельное сетевое планирование и управление).

    3. Применение новых методов решения управленческих задач.

    4. Изменение структуры СУ. Может производиться изменение структуры на более простую или более сложную с соответствующим перераспределением функций.

    5. Перераспределение функций и задач в управляющей системе. В системе должен быть достигнут определенный компромисс между централизацией и децентрализацией функций управления.

    6. Механизация управленческого труда – повышение эффективности обработки информации путем применения средств механизации рутинных операций (документирование, размножение документов, проведение вычислений и т.д.).

    7. Автоматизация – использование компьютерных средств для усиления интеллектуальных возможностей ЛПР. Автоматизация необходима вследствие резкого усложнения процессов управления и позволяет решать следующие задачи:

Общая схема исследования системы управления организацией:

  1. Анализ целей системы управления и исследование стратегий достижения целей.

  2. Анализ функций системы управления.

  3. Анализ состава и структуры системы управления.

  4. Анализ процессов и методов управления.

  5. Исследование обеспечения управления (информационного, кадрового, финансового, материально-технического и т.д.)