Система с управлением
Под управлением в самом общем виде понимается процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком (группой людей) или устройством.
К задачам управления относятся:
-
целеполагание – определение требуемого состояния или поведения системы;
-
стабилизация – удержание системы в существующем состоянии в условиях возмущающих воздействий;
-
выполнение программы – перевод системы в требуемое состояние в условиях, когда значения управляемых величин изменяются по известным детерминированным законам;
-
слежение – удержание системы на заданной траектории (обеспечение требуемого поведения) в условиях, когда законы изменения управляемых величин неизвестны или изменяются;
-
оптимизация – удержание или перевод системы в состояние с экстремальными значениями характеристик при заданных условиях и ограничениях.
Часто для обозначения управляющих воздействий используют понятие «руководство» – управление чужой работой в организационных, социальных, экономических системах.
Система с управлением включает в себя три подсистемы:
-
управляющую систему (УС),
-
объект управления (ОУ),
-
систему связи (СС).
Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления (СУ) А. Основным элементом организационно-технических СУ является лицо, принимающее решение (ЛПР) – индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи, по которому передается входная информация – множество {х}, включающее командную информацию {u}, и канал обратной связи, по которому передается информация о состоянии ОУ – множество выходной информации {у}.
Множества переменных {n} и {w} обозначают соответственно воздействие окружающей среды (различного рода помехи) и показатели, характеризующие качество и эффективность функционирования подсистемы В.
Существуют следующие виды систем с управлением:
-
системы с прямой связью (программные системы) – единственная прямая связь между СУ и ОУ, по которой поступают управляющие воздействия, обязательные к исполнению;
-
регулируемая система – использует информацию о реакции объекта на управление;
-
саморегулирующая система;
-
адаптивные системы – объект управления и система управления подвержены возмущающему воздействию.
Основные принципы действия систем с управлением:
-
Принцип обратной связи – использование информации, поступающей от объекта управления, для воздействия на процесс управления. Положительная обратная связь усиливает действие выходного сигнала, отрицательная – ослабляет его. Положительная связь ухудшает положение системы, а отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при его нарушении возмущающими воздействиями.
-
Принцип необходимого разнообразия (закон Эшби) – разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления. Согласно данному принципу, с увеличением сложности объекта управления сложность управляющей системы должна увеличиваться.
-
Принцип черного ящика – представление системы в виде некоего объекта ("черного ящика"), представляющего собой при данном уровне знаний объект с непознанными внутренними структурой и организацией. Однако можно изучать этот объект по изменениям между входами и выходами системы.
Основными путями совершенствования систем с управлением являются:
-
Оптимизация численности управленческого персонала. Управляющая система – это прежде всего люди. Один из путей повышения производительности – увеличение числа людей и дробление функций управления. Это позволяет перерабатывать больший объем информации. До некоторых пор координация работы управленческого персонала возможна путем прямых связей между исполнителями, затем появляется необходимость в специальном аппарате, осуществляющем такую координацию. С ростом численности персонала эффективность системы управления может не расти, а падать,
-
Использование новых способов организации работы СУ (например, параллельное сетевое планирование и управление).
-
Применение новых методов решения управленческих задач.
-
Изменение структуры СУ. Может производиться изменение структуры на более простую или более сложную с соответствующим перераспределением функций.
-
Перераспределение функций и задач в управляющей системе. В системе должен быть достигнут определенный компромисс между централизацией и децентрализацией функций управления.
-
Механизация управленческого труда – повышение эффективности обработки информации путем применения средств механизации рутинных операций (документирование, размножение документов, проведение вычислений и т.д.).
-
Автоматизация – использование компьютерных средств для усиления интеллектуальных возможностей ЛПР. Автоматизация необходима вследствие резкого усложнения процессов управления и позволяет решать следующие задачи:
-
повышение оперативности управления;
-
снижение трудозатрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов обработки информации;
-
повышение степени научной обоснованности принимаемых решений.
Общая схема исследования системы управления организацией:
-
Анализ целей системы управления и исследование стратегий достижения целей.
-
Анализ функций системы управления.
-
Анализ состава и структуры системы управления.
-
Анализ процессов и методов управления.
-
Исследование обеспечения управления (информационного, кадрового, финансового, материально-технического и т.д.)
- Основы системного анализа Цели и задачи изучения дисциплины
- Свойства системы
- Классификация систем
- Параметры систем
- Система с управлением
- Исследование целей систем управления
- Исследование функций системы управления
- Исследование структур управления
- Исследование процессов управления
- Исследование информационного обеспечения управления