logo search
Этика 2010

4.1.Рекомендуемая литература (основная ) методические указания по подготовке к зачету

Цель данный методических указаний - помочь студентам в самостоятельном изучении и освоении основных положений этики делового общения. Структура работы соответствует тематике курса, изучаемого студентами всех форм обучения, содержит краткое содержание вопросов курса, которые выносятся на зачет.

Этика делового общения как наука. Ее функции и свойства.

Этика делового общения - это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых отношениях. Выделяют макроэтику и микроэтику. Макроэтика рассматривает моральные отношения между макросу6ъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; микроэтика исследует моральные отношения внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций и клиентами.

Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике делового общения являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние моральных ценностей на экономическое поведение и деловой этикет.

Становление этики бизнеса как научной дисциплины обусловлено необходимостью повышения качества этического сознания деловых людей, особенно очевидной в свете ослабления роли традиционной морали и исторических изменений в организации современного бизнеса: 1) становление рыночной экономики, 2) рост уровня корпоративности и3) информационная революция.

1. Рыночная экономика регулируется законом максимизации прибыли, в ней отсутствуют централизованные механизмы управления, поэтому возрастает значение внеэкономических универсальных регуляторах поведения. Одним из важнейших институтов регуляции межличностных отношения является мораль. Принципы и ценности морали имеют социально всеобщее значение и распространяются на всех людей, отражая то общее и основное, что составляет культуру межличностных взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития человечества. Представления о добре и зле, справедливости, чести, достоинстве, долге и совесть являются основными категориями морального сознания и морального поведения. В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наиболее важными этическими качествами. Например, несмотря на то, что контракты с обязательными законодательными ограничениями являются основой деятельности любого предприятия, значительная часть экономической деятельности предприятий выходит за рамки их контрактных обязательств. Такого рода деятельность определяется в отличие от законодательного регулирования уровнем доверия, который зависит от репутации делового человека или компании.

2. Рост уровня корпоративности является фундаментальной тенденцией в развитии бизнеса во второй половине ХХ в. Фактически большинство стран мира в настоящее время имеет более низкий валовой внутренний продукт (ВВП), чем ежегодные доходы любой из крупных корпораций. Так, валовые ежегодные доходы Roya1 Dutch Shell находятся сегодня на более высоком уровне, чем ВВП Бельгии, Чехии или Аргентины; валовые ежегодные доходы General Motors — на более высоком уровне, чем ВВП Нигерии, Южной Африки или Австрии.

Одним из недостатков невероятного роста современных корпораций является неизбежный рост бюрократических организационных структур внутри них. А это ставит и массу этических проблем для лиц, ответственных за принятие решений внутри таких организационных структур. Поэтому возрастает значение этических регулятивов в разрастающейся административной сфере.

3. Информационная революция вызвала к жизни новые моральные коллизии. С одной стороны, значительно больше людей во всем мире в настоящее время имеют самый широкий доступ к источникам информации, чем когда-либо за всю историю человечества. С другой – компьютеризация допускает массовую концентрацию сугубо личной информации о людях и об их привычках, что создает условия для ее манипулятивного использования. Стирается граница между личной, приватной сферой жизни и публичной, общественной, все более узкой становится сфера моральных запретов. . Современные профессионалы бизнеса - главные идеологи информационной эры - несут ответственность за формулирование и введение в жизнь этических законов поведения, на которых должны базироваться демократические общества. Это предопределяет и необходимость изучения этики профессионалами бизнеса.

Трансформируемая экономика России должна создавать также и этическую инфраструктуру для новых экономических институтов. Для России недостаточно и неразумно просто скопировать экономические институты Запада. Возникает необходимость вписать и внедрить такие экономические институты в совершенно отличные от западных исторические и культурные условия и окружение России и других стран СНГ. Можно предположить, что изучение этики делового общения сможет облегчить этот труднейший процесс.

Обобщая, необходимо подчеркнуть, что изучение этики деловых отношений в высших учебных заведениях выполняет следующие функции:

--воспитательную: повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента

- нормативно- эталонную: создание ценностных ориентаций и этических стандартов поведения в деловой сфере

- утилитарно – прагматическую: овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.

Преподавание этики делового общения ставит своей целью повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентаций и этических стандартов в деловой сфере, овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.