Имидж делового человека. Внешний вид и манеры поведения
Имидж - сформировавшийся образ делового человека, подчеркивающие ценностные качества человека, которые делают его привлекательным в глазах других людей. Обретение привлекательного имиджа не является самоцелью, но составляет важную часть профессиональных качеств делового человека, поскольку от имиджа часто зависит готовность людей к сотрудничеству .
Важнейшим элементом имиджа делового человека является его внешний вид. Одежда - это "визитная карточка" делового человека, так как при встрече прежде всего внимание обращается именно на то, как он одет. Первое впечатление надолго остаётся в памяти людей, с которыми мы знакомимся. Поэтому пренебрежение своим внешним видом - непростительная ошибка. Например, аккуратность в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, умением ценить своё и чужое время. Неопрятность же - синоним суетливости, забывчивости. Самой распространённой и наиболее признанной на сегодняшний день одеждой делового человека является костюм. Деловой этикет предусматривает несколько правил ношения костюма.
Если вы надели костюм, всегда надевайте галстук. Исключения - пиджаки спортивного покроя, которые могут быть надеты даже на футболку. Но они не принадлежат к деловой одежде. Недопустимо носить двубортные пиджаки без галстука.
Рубашка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава. Считается элегантным, если её манжеты видны из-под рукавов пиджака примерно на 1,5 - 2 см. Лучше всего подобрать рубашку, на которой нет нагрудных карманов.
Не допускайте, чтобы затяжной конец галстука был на виду, выступал из-за его лицевой части. Завязанный галстук должен касаться нижним концом пряжки ремня.
Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. Эти вещи несовместимы по своему предназначению.
Надев костюм, не берите сумку спортивного типа. Желательно носить бумаги и необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке.
Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время. В повседневном общении неброский костюм считается хорошим тоном.
Не носите слишком светлые костюмы. Наиболее распространённые цвета - тёмно-синий, тёмно-серый, чёрный
Не надевайте пёстрых рубашек.
Носите не слишком яркие галстуки без броских узоров. Галстук должен быть светлее костюма и темнее рубашки.
Не допускайте несовместимости узоров деталей вашей одежды.
Всегда надевайте носки тёмных расцветок.
Несколько простых советов:
Светлые костюмы носите днём, тёмные - вечером. Галстук к вечернему костюму лучше всего подбирать из натурального или искусственного шёлка.
В официальной обстановке пиджак должен быть застёгнут. Полностью расстегнуть его пуговицы можно во время ужина или сидя в кресле театра. Вставая, необходимо застегнуть пиджак на верхнюю пуговицу.
Всегда держите выходной костюм в полном порядке. Это же относится к обуви, носкам, запонкам.
Не стремитесь угнаться за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.
Имейте при себе два носовых платка. Первый, "рабочий", должен находиться в кармане брюк. Второй - всегда абсолютно чистый - во внутреннем кармане пиджака.
Далее перейдём к имиджу делового человека. Манера держаться - это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как и опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.
В манере поведения достаточно велика роль привычек. Они могут как подчёркивать достоинства человека, так и сводить к нулю его самые лучшие черты. Иногда человек ведёт себя неестественно и при этом теряет не меньше, чем в предыдущем случае. Естественность - один из главных принципов поведения делового человека, так как попытка выглядеть иначе заметна со стороны. Жесты и движения являются частью имиджа. Очень часто случается так, что именно жест показывает настроение, лицо человека даже тогда, когда он сам этого не хочет. Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Можно расслабиться в часы досуга, но в рабочее время подтянутость - неотъемлемая черта делового человека.
Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным и тактичным, чем среди людей вашего возраста. Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант - размеренные движения, прямая осанка. Сидя на стуле, не следует раскачиваться, садиться на край. Не рекомендуется также облокачиваться на стол. Присаживаться и подниматься нужно не производя шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взяв за спинку. Привычки машинально раскачивать ногой, ёрзать на стуле, периодически постукивать по нему каблуком относятся к нежелательным. Подобное поведение может быть воспринято как отсутствие интереса к разговору и т. п. Беседуя, сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая посадка для деловой женщины: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повёрнута немного наискосок. Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво. Это может означать скуку или усталость. Скрещивание рук на груди, в принципе, допустимо, но этот жест обычно воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор. Поднятые плечи или втянутая голова означают напряжённость, производят впечатление замкнутости. Для расположения собеседника к разговору можно склонить набок голову. Наклон головы создаёт впечатление того, что человек внимательно слушает. Не стоит делать того, что может быть расценено как затягивание времени разговора (закуривание сигареты, протирание стекол очков). Это выглядит как попытка уйти от ответа.
Имидж деловой женщины. Наравне с имиджем делового мужчины существует и имидж деловой женщины. Общеизвестно, что внешний вид во многом формирует впечатление о человеке. Мода переменчива, каждый сезон фасоны одежды меняются до неузнаваемости, и только классический костюм остается неизменным вот уже почти два века. Ведь только классический костюм может скрыть все недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры.
Деловой костюм и имидж женщины. Деловой костюм, подобранный в соответствии с рекомендациями профессионалов моды и стиля, сам по себе действует, как убеждающее средство. Кроме того, он формирует образ человека, дает представление об его стабильности и профессионализме. Если вы выбираете себе костюм, то имейте в виду, что именно он должен отражать ваши деловые качества и чувство стиля. Конечно же, как и все качественные вещи, хорошие деловые костюмы стоят дорого, но стоит ли экономить на создании собственного имиджа?
Если вы колеблетесь и не знаете, на какой вещи остановить свой выбор, то воспользуйтесь нашими советами. Женский деловой костюм – это, как правило, двойка или тройка, в состав которых могут входить либо брюки, либо юбка. Учтите, что юбка считается более консервативным предметом одежды. Пиджак лучше выбирать с длинным рукавом, заканчиваться он должен примерно на косточке вашего запястья. Не следует подходить к выбору костюма с позиций вашей внешности и сексуальности. В первую очередь он должен подчеркивать деловые качества. Конечно, в облегающем костюме вы будете выглядеть неотразимо в глазах начальства, но вот оценит ли оно ваши профессиональные данные? Если вы счастливая обладательница полной фигуры, то тем более не стоит выбирать обтягивающие вещи, так они отразят недостатки вашей внешности. Профессионалы в области стиля утверждают, что костюм сидит хорошо, если на нем нет горизонтальных и вертикальных складок.
Цвет и рисунок делового костюма. Какой выбрать цвет? Достаточно сложный вопрос. Классические цвета – это синий и серый, но вполне допустимо использовать оттенки бежевого, зеленого или бордового цветов. Не следует выбирать черные, красные и белые костюмы. Если вы планируете использовать предметы одежды разных цветов, то учтите, что все они должны сочетаться между собой. Ну и напоследок правило, проверенное временем – летом носим светлые, теплые тона, а зимой – более холодные, темные.
Рисунок костюма может быть практически любым, главное, чтобы он не отличался чрезмерной пестротой. Стандартные варианты – это клеточка, елочка или полоска. Отличные деловые женские костюмы изготавливаются из шерсти, сатина или льна, в разумных пределах можно использовать эластан. А вот вискоза и все виды тканей стрейч полностью исключаются.
Если вы выбираете костюм с юбкой, то соблюдайте следующие правила – она должна быть прямой, допустимо легкое облегание бедер. Длина юбки зависит от особенностей фигуры каждой конкретной женщины, оптимальный вариант, если она будет доходить до колен. При выборе костюма - не торопитесь, походите в нем, сядьте на стул или в кресло, при этом юбка не должна иметь складки и задираться при ваших действиях. Выбирая размер юбки, прибавьте к объему своих бедер 2 см., что даст гарантии некоторой свободы в движениях. Ни в коем случае не выбирайте юбку с разрезом, поскольку он совершенно не сочетается с имиджем деловой женщины.
Брюки менее консервативный предмет одежды, но и при их выборе следует соблюдать некоторые правила. Лучшим выбором будут классические брюки, которые прекрасно будут смотреться на любой женщине. Соблюдайте меру – брюки не должны слишком обтягивать ноги, но при этом и они не должны быть чрезмерно широки, т.к. это лишает весь костюм официальности. Кроме того, учтите, что исследования психологов доказали – имидж деловой женщины не повышается, если она носит брюки. Делайте выводы.
В некоторых компаниях допускается ношение сотрудниками платьев. При желании, вы можете надеть его, однако ни в коем случае не используйте платье в деловых переговорах и совещаниях. Лучшим выбором будут платья с длинным рукавом, расцветку при этом лучше подбирать однотонную, либо в мелкую клетку или полоску. Неплохой вариант – черное платье с длинными рукавами.
Блузки – важнейший элемент одежды. Они могут, как способствовать укреплению выбранного имиджа, так и разрушать его. Деловой женщине не следует носить слишком прозрачные, яркие и декольтированные блузки. Оптимальный вариант – белая непрозрачная блузка.
Всегда надевайте на работу чулки или колготки нейтрального либо телесного цвета. В виде исключения, да и то, если вы носите брюки, допускается надевать носки.
Обувь в имидже деловой женщины. Обувь под костюм лучше подбирать классическую. Лучший выбор – это туфли-лодочки с закрытой пяткой и носком. Не следует использовать открытую обувь, а тем более спортивную или нарочито грубую. В вечернее время вы можете надеть лакированные туфли. Каблук должен быть высотой от 4 до 8 см. При этом следуйте простому правилу – чем ниже рост, тем ниже должен быть каблук. Любая обувь должна подбираться с учетом цвета костюма, но ни в коем случае не покупайте белые туфли. Зимой, когда женщины носят сапожки и полуботинки, в офисе должен присутствовать комплект сменной обуви.
В выборе украшений также соблюдайте меру. Носите необходимый минимум, например золотую цепочку или нитку жемчуга на шее и обручальное кольцо на безымянном пальце. Разумеется, недопустимо, если на обнаженных частях тела будут пирсинг или татуировки.
Макияж деловой женщины. Макияж деловой женщине необходим, как воздух, но он не должен быть слишком ярким. Вполне можно обойтись легким тональным кремом, натуральной помадой и тушью для ресниц. Руки обязательно должны быть ухоженными, но без яркого маникюра, который издали бросается в глаза. Если вы все-таки решили покрыть ногти лаком, то выбирайте оттенки бежевого или розового цвета.
Приветствие, представление в деловом мире
Общие правила. Приветствие является свидетельством уважения, своеобразным «индикатором» вежливого отношения к окружающим, и в соответствии с ним они будут выбирать свою линию поведения в данной ситуации. Форма приветствия существенно влияет на успешность знакомства.
Способы приветствия в разных странах значительно отличаются друг от друга, однако есть несколько общих правил, принятых как в России, так и в Европе. К ним, например, относится то, что при встрече мужчина обычно первым приветствует женщину, а младший по возрасту - старшего. В деловом этикете важную роль играет соблюдение субординации, поэтому подчиненный первым здоровается с начальником. Причем так же следует поступать, если речь идет не только о служебной, но и о любой другой общественной иерархии. То есть, человеку, находящемуся на более низкой ее ступени, полагается первым приветствовать того, кто занимает положение выше. Именно этим обусловлены некоторые случаи, в которых принято, чтобы женщина здоровалась первой. Это происходит, например, если мужчина является ее начальником или значительно старше по возрасту. Вообще же, в сложных ситуациях не стоит опасаться нарушить этикет, первым поздоровавшись с кем-либо.
В высшей степени невоспитанно приветствовать человека, не вынимая изо рта сигареты или трубки. Мужчина также не должен при этом держать руки в карманах. Выражение липа в этот момент тоже говорит о многом: мрачный вид, взгляд исподлобья или двусмысленная ухмылка вряд ли произведут благоприятное впечатление. Приветствуя друг друга, люди обычно смотрят в глаза, выражая этим дружелюбие и радость от встречи, а отводить взгляд в сторону невежливо.
Слова приветствия. Встречаясь друг с другом, люди, как правило, сначала здороваются, и лишь потом заводят разговор. Сказанные слова приветствия начинают беседу и могут весьма существенно повлиять на то, как будет впоследствии развиваться общение. То, какие слова сопровождают встречу, зависит от времени суток и степени знакомства людей друг с другом. Достаточно нейтральны и универсальны такие формы приветствия, как: «здравствуйте», «доброе утро» или «добрый день».
Форм приветствия множество, и каждый вправе сам выбирать, что ему больше нравится. Главное, чтобы сказанные слова подходили к ситуации, в которой происходит встреча. Например, уместные в молодежной среде и между близкими друзьями «привет» и «здорово» недопустимы в официальной обстановке. Столь же нелепо выглядит человек старшего поколения, копирующий молодежный стиль общения, а фраза «Добрый вечер, дамы и господа», обращенная к хорошим знакомым, будет, скорее всего, воспринята как шутка.
Невнятно сказанные или небрежно брошенные на ходу слова приветствия могут обидеть. Поэтому в данной ситуации важна не только сама фраза, но и то, как она произносится. Улыбка и доброжелательный тон - лучшие свидетельства, что встреча приятна и доставляет радость. Невежливо приветствовать или отвечать на это, стоя к человеку боком сторону, глядя в другую сторону или поверх его головы.
Словам приветствия обычно сопутствуют также определенные действия. Например, издавна принято, что, здороваясь с кем-либо, мужчина снимает головной убор. Раньше сложнейшие правила этикета строго регламентировали, кто и в каких ситуациях мог оставаться в шляпе. А не соблюдение этих правил считалось настоящим оскорблением. В настоящее время столь строгих правил, конечно, нет, поскольку головной убор перестал быть непременным атрибутом мужского и женского костюмов, символизирующим определенное положение в обществе, как это было раньше. В наше время мужчина обычно снимает или слегка приподнимает шляпу во время приветствия и представления. Следует отметить, что упомянутый вид приветствия является сугубо мужским. Дама не снимает головной убор при приветствии и может оставаться в нем, войдя в помещение, в то время как для мужчины последнее недопустимо
Рукопожатие. Формы приветствия, принятые в разных странах, исключительно многообразны. Особенно это касается жестов, которые совершают люди при встрече. Человека европейской культуры могут немало удивить такие формы приветствия, как сложенные перед грудью ладони, что принято во многих странах Азии, или еще более экзотическое соприкосновение носами, традиционное, например, у эскимосов и некоторых племен Африки. В Европе обычным жестом приветствия является рукопожатие. Этот обычай очень древний. Его первоначальное символическое значение состояло в том, чтобы продемонстрировать отсутствие враждебных намерений, показав другому человеку, что в протянутой руке нет никакого оружия. Времена изменились, но открытая ладонь и до сих пор символизирует дружбу. Люди пожимают друг другу руки не только во время приветствия и представления, но и в знак примирения или благодарности за что-либо, заключив некое соглашение, поздравляя друг друга и так далее.
Кто же первым подает руку при встрече? Правила, принятые в разных странах, порой существенно отличаются друг от друга. В России традиционно считается, что мужчина первым приветствует женщину, но инициатива рукопожатия должна исходить от нее, а не от него. А в Англии и некоторых других европейских государствах все наоборот: первой здороваться может женщина, а протягивать руку – мужчина. Вообще же, дамы редко используют рукопожатие в качестве приветствия. В основном это можно увидеть в официальной обстановке, причем первой, как правило, подает руку та, что старше, а сам жест отличается от аналогичного мужского: представляя собой обычно лишь легкое соприкосновение пальцами.
Поклоны В настоящее время этикет в большинстве стран становится все более демократичным и практически ориентированным. Эта тенденция привела к тому, что поклон стал скорее символическим жестом, свидетельствующим об уважении к человеку. И в России он именно в этом качестве в какой-то мере возвратил себе утраченные позиции, хотя, как и обычай снимать при встрече шляпу, постепенно уходит в прошлое.
В наши дни люди обычно кланяются друг другу в официальной обстановке: на дипломатических приемах, иногда во время встреч на высоком государственном уровне.
Как же нужно правильно кланяться? Пособия по этикету дают следующие рекомендации: держа руки вдоль тела, следует сначала слегка нагнуть голову и лишь затем сгибать спину. Корпус при этом не должен быть напряжен, иначе поклон получится неуклюжим и «деревянным», в то же время демонстрировать чрезмерную гибкость, складываясь почти пополам, тоже не стоит. В целом же можно сказать, что при совершении поклонов, как и любых других действий, предписываемых этикетом, излишнее усердие может повредить, поэтому необходимо соблюдать умеренность. К тому же в наше время люди вместо того, чтобы кланяться, обычно просто дружелюбно кивают головой. Для женщин этот вариант приветствия вообще является более уместным, чем традиционный поклон.
Поцелуи. Знаком особенно близких и теплых отношений является такая форма приветствия как поцелуй. Во многих странах распространен обычай, когда мужчина, приветствуя женщину, целует ей руку. Следует заметить, что этого не делают, если дама носит перчатки. Эта форма приветствия носит в основном символический характер, и мужчина, взяв пальцы протянутой руки своими, лишь слегка касается губами ее тыльной стороны.
Эта форма приветствия не принята при встрече на улице, а также в отношении юных девушек, которых данный жест вежливости может смутить.
Родственники и близкие друзья при встрече могут приветствовать друг друга
поцелуем в щеку.
Естественно, что при любом поцелуи между женщиной и мужчиной, последний обязательно встает и снимает головной убор.
- 1.Организационно-методический раздел Цели курса
- 2. Содержание курса.
- 3. Формы промежуточного и итогового контроля
- 4.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1.Рекомендуемая литература (основная ) методические указания по подготовке к зачету
- Принципы этики деловых отношений. Этический кодекс
- Этика телефонного разговора
- Документационное обеспечение делового общения
- Этикет работы в компьютерных сетях
- Деловое общение в процессе переговоров
- Национальные стили ведения переговоров
- Проведение выставок, приемов, презентаций в деловой сфере
- Цели и назначение деловых приемов.
- Деловой этикет. Его функции и свойства.
- Имидж делового человека. Внешний вид и манеры поведения
- Визитная карточка. Ее роль, функции, виды
- Этические стандарты оформления рабочего места, служебного помещения.
- Культура поведения за столом.
- Нравственные эталоны взаимодействия руководителя и подчиненного. Стили руководства
- Стили руководства