2.2. Классификации систем
Рассмотрим основные разновидности систем. Главным является деление систем на технические, биологические и социальные.
Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и другие объекты, имеющие инструкции для пользователя. Для данной системы характерна высокая степень определенности, число решений конечно, а их последствия, как правило, заранее известны. Примерами действий в рамках технической системы являются: работа с компьютером, вождение автомобиля, решение задач по математике и др. Решения строго формализованы и выполняются в определенном порядке. Качество решения в технической системе зависит от профессионализма специалиста, его принимающего.
Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм и др. Функционирование данной системы обладает большим разнообразием, но набор решений также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Однако последствия решений могут быть непредсказуемыми. Обычно в каждой конкретной ситуации разрабатывается несколько вариантов решений, из которых и выбирается лучшее. Задача специалиста — правильно выбрать это лучшее решение.
Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Такие системы характеризуются еще большим разнообразием, чем биологические. Так как сознание человека быстро и по-разному реагирует на различные ситуации, набор решений расширяется, а неопределенность усиливается.
Все три системы взаимодействуют друг с другом. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая — техническую. Различна и роль человека в этих системах: в технической человек отсутствует, в биологической он играет роль объекта управления, а в социальной — субъект и объект управления.
Существуют и другие классификации систем:
открытые и закрытые,
искусственные и естественные,
детерминированные и стохастические,
жесткие и мягкие.
Системы можно разделить на закрытые и открытые. Закрытые системы в чистом виде игнорируют любые внешние эффекты и в идеале не должны ничего получать и ничего отдавать. Для большинства организаций такое существование невозможно. Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды.
Искусственные системы создаются человеком для выполнения определенных программ или целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей пива, компьютер, спутниковый комплекс.
Естественные системы создаются природой, человеком, а, возможно, и Богом для реализации целей мирового существования. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник.
Детерминированные (предсказуемые) системы работают по заранее заданным правилам, с заранее известным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство стандартизированной продукции.
Стохастические (вероятностные) системы характеризуются тем, что и входные воздействия внешней и (или) внутренней среды и выходные результаты практически нельзя спрогнозировать. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в лотерею.
Для мягких систем характерна большая чувствительность к внешним воздействиям и, соответственно, низкая устойчивость. Например, система котировок ценных бумаг, только что появившаяся на рынке организация, человек при отсутствии твердых принципов.
Жесткие системы — как правило, авторитарные организации, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей. Очень устойчивы к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.
Системы также бывают простыми и сложными, активными и пассивными. Каждая организация обладает всеми признаками системы.
- Теория организации
- Тема 1. Развитие организационно-управленческой мысли
- Тема 2. Организация как система
- 2.1. Общие понятия систем
- 2.2. Классификации систем
- 2.3. Социальная организация
- 2.4. Специфические законы социальной организации
- Тема 3. Экономическая организация: понятие, формы, виды
- 3.1. Понятие экономической организации, ее виды
- 3.2. Организационно-правовые формы ведения бизнеса
- 3.3. Внешняя и внутренняя среда организации
- Тема 4. Структурный подход к организации
- 4.1. Организационные модели
- 4.2. Разновидности организационных структур
- 4.3. Концентрация и централизация производства
- 4.4. Диверсификация производства
- Тема 5. Организация и управление
- 5.1. Необходимость управления в организации и его особенности
- 5.2. Субъекты организаторской деятельности
- 5.3. Японская и американская модели менеджмента
- 5.4. Качества, необходимые менеджерам в будущих условиях
- Тема 6. Организационная культура
- 6.1. Понятие культуры
- 6.2. Особенности национальной культуры
- 6.3. Основные характеристики и типы организационной культуры
- Тема 7. Общие положения о зависимостях и законах организации
- 7.1. Понятия «зависимость» и «закон»
- 7.2. Особенности законов организации и законов для организаций
- Тема 8. Основополагающие законы организации
- 8.1. Закон синергии
- 8.2. Закон самосохранения
- 8.3. Закон развития
- Тема 9. Менее важные законы организации
- 9.1. Закон информированности-упорядоченности
- 9.2. Закон единства анализа и синтеза
- 9.3. Закон композиции и пропорциональности
- 9.4. Другие законы организации
- Тема 10. Принципы деятельности организации
- 10.1. Принципы статической и динамической организации
- 10.2. Принципы формирования процесса организации
- 10.3. Принципы рационализации деятельности организации
- Тема 11. Проектирование организационных систем
- 11.1. Понятие организационного проектирования
- 11.2. Процесс организационного проектирования
- 11.3. Методы организационного проектирования
- 11.4. Проектирование товаров, услуг, процессов их производства
- Тема 12. Основы реструктуризации организации
- 12.1. Сущность процесса реструктуризации
- 12.2. Необходимые условия для успешного проведения реструктуризации
- 12.3. Виды частичной реструктуризации организации
- 12.3.1. Реструктуризация системы человеческих отношений в организации
- 12.3.2. Организационная реструктуризация
- 12.3.3. Информационно-технологическая реструктуризация организации
- 12.3.4. Маркетинговая реструктуризация организации
- 12.3.5. Производственная реструктуризация организации
- Литература