8.1. Закон синергии
Слово синергия происходит от греческого synergeia — содружественное (совместное) действие двух или нескольких органов или агентов (частей, элементов) в одном направлении.
Закон синергии можно определить по-разному:
1. Сумма свойств организованного целого, не равная арифметической сумме свойств каждого из его элементов по отдельности.
2. Сумма свойств организованного целого, превышающая арифметическую сумму свойств каждого из его элементов по отдельности.
3. Наличие для любой организации такого набора элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.
4. С точки зрения системного подхода закон синергии формулируется так: сумма свойств системы (организации) не равна сумме свойств ее компонентов (частей, элементов).
Эффективное функционирование организации предполагает, что сумма свойств системы превышает сумму свойств компонентов.
Любая организация характеризуется такими основными элементами как производительность, научный, технический и кадровый потенциал, отношение к внешней среде, сложившийся в коллективе климат, имидж, перспективы развития и другие.
Все эти элементы характеризуют потенциал организации и ее способность к функционированию вообще. Потенциал организации зависит как от руководителей, так и от каждого работника, используемой технологии и правильности сочетания указанных элементов. Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников; при увольнении работников, генерирующих идеи; при приеме на работу конфликтного работника.
Потенциал организации может изменяться постепенно, пропорционально привлекаемым дополнительным ресурсам. Но синергия позволяет добиться резкого, скачкообразного роста потенциала, т.е. существенно больше объема привлекаемых ресурсов.
Руководитель любой организации должен стремиться к достижению созидательной синергии.
Э. А. Смирнов выделяет три варианта реализации закона синергии в зависимости от того, кто осведомлен о существовании данного закона.
В первом варианте рассматривается ситуация, когда ни руководитель, ни подчиненные не знают о законе синергии, поэтому закон действует стихийно.
Руководитель и персонал будут заботиться о преуспевании своей компании и основное внимание будут уделять личным и профессиональным качествам принимаемых на работу специалистов и техническим характеристикам оборудования. Не учитывается возможность того, что хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в сложившийся коллектив и принесет меньше пользы, чем мог бы. Точно также приобретенное современное оборудование при отсутствии у персонала необходимой подготовки может не реализовать свои возможности в полной мере. В итоге потенциал приобретенных ресурсов может быть меньше планируемого.
Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные не знают.
В этой ситуации руководитель будет стараться приобрести или правильно расставить ресурсы в организации для достижения гармонии и получения положительного синергетического эффекта. Однако подчиненные не всегда понимают идеи руководителя и будут оказывать сопротивление, что соответствует закону самосохранения (будет рассмотрен несколько позже. При введении в коллектив нового человека полезно было бы иметь подробные сведения об уже работающих, но не все захотят предоставить сведения о себе, и не всякий руководитель пожелает потратить на это время.
Согласно третьему варианту и руководитель, и подчиненные знают о законе синергии. Это наиболее благоприятная ситуация. Все работники относятся к действиям руководителя по гармонизации деятельности и ресурсов с пониманием и будут сами стремиться к достижению синергии, так как это всем приносит выгоду.
В любом случае успешной реализации закона синергии содействует налаженная система коммуникаций всех уровней: административных, функциональных, межличностных. Технологическая система, основанная на совершенном оборудовании, передовой технологии и качественном сырье и материалах, также является необходимым условием достижения синергии.
Синергия невозможна без творчества работников, для чего подходят специальные методы обсуждения: «вопросы и ответы», «мозговой штурм», «круглый стол» и др.
- Теория организации
- Тема 1. Развитие организационно-управленческой мысли
- Тема 2. Организация как система
- 2.1. Общие понятия систем
- 2.2. Классификации систем
- 2.3. Социальная организация
- 2.4. Специфические законы социальной организации
- Тема 3. Экономическая организация: понятие, формы, виды
- 3.1. Понятие экономической организации, ее виды
- 3.2. Организационно-правовые формы ведения бизнеса
- 3.3. Внешняя и внутренняя среда организации
- Тема 4. Структурный подход к организации
- 4.1. Организационные модели
- 4.2. Разновидности организационных структур
- 4.3. Концентрация и централизация производства
- 4.4. Диверсификация производства
- Тема 5. Организация и управление
- 5.1. Необходимость управления в организации и его особенности
- 5.2. Субъекты организаторской деятельности
- 5.3. Японская и американская модели менеджмента
- 5.4. Качества, необходимые менеджерам в будущих условиях
- Тема 6. Организационная культура
- 6.1. Понятие культуры
- 6.2. Особенности национальной культуры
- 6.3. Основные характеристики и типы организационной культуры
- Тема 7. Общие положения о зависимостях и законах организации
- 7.1. Понятия «зависимость» и «закон»
- 7.2. Особенности законов организации и законов для организаций
- Тема 8. Основополагающие законы организации
- 8.1. Закон синергии
- 8.2. Закон самосохранения
- 8.3. Закон развития
- Тема 9. Менее важные законы организации
- 9.1. Закон информированности-упорядоченности
- 9.2. Закон единства анализа и синтеза
- 9.3. Закон композиции и пропорциональности
- 9.4. Другие законы организации
- Тема 10. Принципы деятельности организации
- 10.1. Принципы статической и динамической организации
- 10.2. Принципы формирования процесса организации
- 10.3. Принципы рационализации деятельности организации
- Тема 11. Проектирование организационных систем
- 11.1. Понятие организационного проектирования
- 11.2. Процесс организационного проектирования
- 11.3. Методы организационного проектирования
- 11.4. Проектирование товаров, услуг, процессов их производства
- Тема 12. Основы реструктуризации организации
- 12.1. Сущность процесса реструктуризации
- 12.2. Необходимые условия для успешного проведения реструктуризации
- 12.3. Виды частичной реструктуризации организации
- 12.3.1. Реструктуризация системы человеческих отношений в организации
- 12.3.2. Организационная реструктуризация
- 12.3.3. Информационно-технологическая реструктуризация организации
- 12.3.4. Маркетинговая реструктуризация организации
- 12.3.5. Производственная реструктуризация организации
- Литература