4.1. Организационные модели
Бюрократическая (механистическая) модель коммерческой организации заимствована из классической модели военной организации. В ней наиболее явно проявляется иерархия; компетенции каждого сотрудника жестко регламентированы, личностные правила не действуют. Сотрудники назначаются на должности согласно своей квалификации и профессиональным качествам, а продвижение происходит в зависимости от стажа и личных достижений, оцениваемых начальником. В такой организации задействованы главные принципы научного менеджмента. Типичный работник был назван социологами «организационным человеком», очевидно, в силу пренебрежения личностными качествами и потребностями.
По основным характеристикам, бюрократическая модель вполне подходит для работы в стабильной внешней среде, когда не требуется серьезная технология. Изменения могут уничтожить компанию, построенную по бюрократической модели, поэтому бюрократическая модель не лучший выбор для российских компаний. Тем не менее можно согласиться с Б.З. Мильнером и его соавторами в том, что подсистемы управления в рамках крупных компаний могут быть построены по механистической концепции. По нашему мнению, это относится к тем областям деятельности компании, где требуется четкость процедур и сравнительная стабильность, например, руководство техническим обслуживанием.
Поведенческая модель рассматривает компанию с точки зрения одновременного существования двух систем: технической системы, собственно и занятой производством товаров и услуг; социальной системы, в которую включается деятельность людей, которые заставляют работать техническую систему. Если не придавать необходимого внимания социальным и психологическим аспектам деятельности работников, техническая система выйдет из состояния равновесия. Кроме того, за счет такого подхода работники становятся более лояльными по отношению к компании.
Помимо удовлетворения вышеуказанных потребностей работников целью поведенческой модели является повышение устойчивости компании к изменениям как внутренней, так и внешней среды — для этого менеджерам предоставляется сравнительно большая свобода принятия решений.
В чистом виде поведенческой модели присущи: децентрализация, открытость информационного потока, который идет как сверху-вниз, так и снизу-вверх, коллективный процесс принятия решений, слабая командная цепь по отношению к организации труда и системам отчетности, стимулирование подчиненных к повышению своей квалификации. Авторитет у коллектива дает не должность и положение, а реальные достижения и хорошие взаимоотношения.
Япония давно и успешно использует поведенческую модель организации, что определяется ее культурным наследием.
В организации, построенной по органической модели (модели скоординированной численности штата) используется небольшое количество правил (обычно, по технике безопасности), так как правила воспринимаются как препятствия, снижающие мотивацию и мешающие творчеству работников. Иерархия состоит из нескольких уровней, особого разделения труда не поддерживается, поэтому у всех работников широкая сфера ответственности, решения принимаются коллегиально группой из самых инициативных и обладающих оригинальным мышлением сотрудников. Еще более сильная децентрализация, чем в поведенческой модели способствует созданию благоприятной рабочей обстановки, общности интересов, столь важной при проведении изменений.
К положительным чертам данной модели относится быстрота ее реакции на изменения условий среды, поэтому органическая модель подходит для организаций, действующих в отраслях, характеризующихся высокой степенью неопределенности.
Модель индивидуализированной корпорации основана на инновационном менеджменте, непрерывном обучении, позволяющем соединить индивидуальный опыт с интересами организации. Работники в данной модели могут в полной мере раскрыть свои уникальные возможности. Вместо традиционной системы контроля дисциплина основана на высокой степени доверия, что заставляет работников чувствовать ответственность за свои действия и обеспечивает лояльность организации. Четкая постановка целей и параметров прибыльности и доведение этих задач до каждого работника усиливают доверие и дисциплину в компании. Организационное обучение становится возможным только с развитой информационной системой, причем в индивидуализированной корпорации информация идет по горизонтальным каналам.
Модель «организационной туманности» является экспериментальной и, очевидно, соответствует теории хаоса. Это непостоянная, непредсказуемая и творческая организация, которая активно ищет новые способы реакции на окружающую среду и в своих сотрудниках ценит изобретательность, нетривиальность мышления. Дисциплина в такой организации не имеет в своей основе команд и контроля. Очевидно, что действует принцип доверия по отношению к сотрудникам. В результате действует эффект «порядка из хаоса», при котором системы, предоставленные сами себе, уменьшают энтропию и, противореча всем законам логики, порождают порядок. Как нам кажется, в такой организации планы составляются на краткосрочный период (возможно до 1 года) и регулярно (например, раз в квартал) обновляются на основе постоянно поступающей информации и новых идей. Нам представляется, что даже в такой организации уместно задавать общие направления деятельности на долгосрочную перспективу, которые затем будут творчески развиты и воплощены в жизнь сотрудниками.
Так как все более важным аспектом деятельности компании становится ценность, современная организационная структура также должна быть подчинена идее создания наибольшей ценности, поэтому обязательно включать ценностную цепь. Концепция ценностной цепи получила развитие в модели «ценностной плеяды/созвездия», которая основана на фундаментальном понятии о видах деятельности организации, приносящих дополнительную ценность, но данные виды деятельности необязательно построены в линейную цепь. Они могут происходить одновременно или последовательно, выполняться время от времени одной или другой стороной. Данная модель совершенно меняет представления о границах организации: организации и организационные границы становятся гибкими и переменчивыми.
Один из способов сделать организацию соответствующей данной модели — преодолеть 4 типа барьеров: вертикальный, горизонтальный, внешний и географический.
Вертикальный барьер образуется в основном за счет наличия в организации вертикальной иерархии, которая ограничивает движение информации и замедляет реакцию на изменения внешней среды. В принципе модель «ценностной плеяды/созвездия» не предполагает полного уничтожения вертикальной иерархии во всех случаях: существующая иерархия должны быть тщательно изучена и проверены некоторые ключевые позиции (схема информационных потоков в рамках организации, распределение полномочий и ответственности, система вознаграждений и др.).
Преодоление горизонтального барьера предполагает устранение границ между различными внутриорганизационными функциями с целью улучшения обработки информации за счет создания не просто ценностной цепи, а матрицы ценностных цепей (matrix of value chains). Матрица ценностных цепей внутри организации использует самые современные компьютерные технологии, поэтому может считаться виртуальной.
Внешний барьер подразумевает наличие границ между организациями, но создание современных альянсов, сетей, других форм интеграции показывает, что данный барьер может быть успешно преодолен. Конечно, в данном случае важную роль играет постоянный интерес к потребностям покупателей и поставщиков, а не только партнеров.
Наконец, четвертый, географический барьер, преодолевается очень успешно с появлением и развитием электронной коммерции и электронных рынков для взаимодействия с клиентами-компаниями (business-to-business exchange, B2B exchange).
Выбор организационной модели в первую очередь зависит от внешней среды и особенно степени ее подвижности. Не все характеристики прежних промышленных моделей следует отбрасывать как устаревшие. В стабильных условиях бюрократическая модель является вполне приемлемой, кроме того иерархическая структура может с успехом применяться и в менее стабильных ситуациях для построения отдельных частей крупных организаций. Для деятельности в быстро меняющемся окружении организации следует выбирать среди следующих моделей: поведенческой, органической, модели индивидуализированной корпорации, «организационной туманности» и «ценностной плеяды». Все они являются децентрализованными, характеризуются открытостью информационных потоков. Модели индивидуализированной корпорации и «организационной туманности» более всего соответствуют принципам обучающейся организации, а модель «ценностной плеяды» отражает концепцию ценности как принципа построения организации.
Таким образом, компания должна выбрать наиболее подходящую для себя модель, исходя из конкретно сложившейся ситуации. Можно также отметить, что организационная модель в современных конкурентных условиях должна заимствовать лучшие качества многих моделей будет постоянно меняться. Более подробно достоинства и недостатки организационных моделей, а также наиболее подходящие ситуации для их применения мы показали в табл. 5.
Таблица 5
Организационные модели: достоинства и недостатки
Название организационной модели | Достоинства | Недостатки | В каких случаях лучше применять |
Бюрократическая (механистическая) модель | Четкая иерархия; жесткая регламентация компетенций каждого сотрудника; назначение на должность в соответствии с квалификацией и профессиональными качествами | Ригидность; полное пренебрежение личностными качествами и потребностями | Стабильная внешняя среда, когда для конкуренции не требуется серьезная технология |
Поведенческая модель | Внимание к психологическому и социальному состоянию работников; децентрализация и открытость информационного потока; основа авторитета — реальные достижения и хорошие взаимоотношения; устойчивость к изменениям | Слабая командная цепь по отношению к организации труда и системам отчетности | Изменения внешней среды |
Органическая модель | Небольшое количество уровней; широкая сфера ответственности и коллективное принятие решений; сильная децентрализация; быстрая реакция на изменения окружающей среды | Небольшое количество уровней; широкая сфера ответственности и коллективное принятие решений; сильная децентрализация | Изменения внешней среды; отрасли с высокой степенью неопределенности |
Модель индивидуализированной корпорации | Четкая постановка целей; развитая информационная система; дисциплина, основанная на высокой степени доверия; непрерывное обучение: соединение личного опыта с интересами организации; наличие у сотрудников возможности раскрыть свой потенциал | Отсутствие контроля; дисциплина основана только на доверии | Инновационные отрасли |
Модель «организационной туманности» | Творческая организация; дисциплина основана на доверии | Непостоянство и непредсказуемость | Гиперконкуренция; непредсказуемая и быстро меняющаяся внешняя среда |
Модель «ценностной плеяды» | Гибкость не только организации, но и ее границ; улучшение процесса обработки информации | Возможность возникновения сложностей в управлении за счет нечетких границ организации | Гиперконкуренция; инновационные отрасли |
- Теория организации
- Тема 1. Развитие организационно-управленческой мысли
- Тема 2. Организация как система
- 2.1. Общие понятия систем
- 2.2. Классификации систем
- 2.3. Социальная организация
- 2.4. Специфические законы социальной организации
- Тема 3. Экономическая организация: понятие, формы, виды
- 3.1. Понятие экономической организации, ее виды
- 3.2. Организационно-правовые формы ведения бизнеса
- 3.3. Внешняя и внутренняя среда организации
- Тема 4. Структурный подход к организации
- 4.1. Организационные модели
- 4.2. Разновидности организационных структур
- 4.3. Концентрация и централизация производства
- 4.4. Диверсификация производства
- Тема 5. Организация и управление
- 5.1. Необходимость управления в организации и его особенности
- 5.2. Субъекты организаторской деятельности
- 5.3. Японская и американская модели менеджмента
- 5.4. Качества, необходимые менеджерам в будущих условиях
- Тема 6. Организационная культура
- 6.1. Понятие культуры
- 6.2. Особенности национальной культуры
- 6.3. Основные характеристики и типы организационной культуры
- Тема 7. Общие положения о зависимостях и законах организации
- 7.1. Понятия «зависимость» и «закон»
- 7.2. Особенности законов организации и законов для организаций
- Тема 8. Основополагающие законы организации
- 8.1. Закон синергии
- 8.2. Закон самосохранения
- 8.3. Закон развития
- Тема 9. Менее важные законы организации
- 9.1. Закон информированности-упорядоченности
- 9.2. Закон единства анализа и синтеза
- 9.3. Закон композиции и пропорциональности
- 9.4. Другие законы организации
- Тема 10. Принципы деятельности организации
- 10.1. Принципы статической и динамической организации
- 10.2. Принципы формирования процесса организации
- 10.3. Принципы рационализации деятельности организации
- Тема 11. Проектирование организационных систем
- 11.1. Понятие организационного проектирования
- 11.2. Процесс организационного проектирования
- 11.3. Методы организационного проектирования
- 11.4. Проектирование товаров, услуг, процессов их производства
- Тема 12. Основы реструктуризации организации
- 12.1. Сущность процесса реструктуризации
- 12.2. Необходимые условия для успешного проведения реструктуризации
- 12.3. Виды частичной реструктуризации организации
- 12.3.1. Реструктуризация системы человеческих отношений в организации
- 12.3.2. Организационная реструктуризация
- 12.3.3. Информационно-технологическая реструктуризация организации
- 12.3.4. Маркетинговая реструктуризация организации
- 12.3.5. Производственная реструктуризация организации
- Литература