5.1. Необходимость управления в организации и его особенности
Добиться эффективного использования ресурсов можно только при сбалансированном взаимодействии всех структурных подразделений компании, для чего требуется их координация. Макфарланд говорил: «Координация есть процесс, с помощью которого управляющий направляет усилия своих подчиненных и обеспечивает единство их действий для достижения целей фирмы». Координация внутри компании происходит в двух направлениях. Вертикальная координация действует сверху вниз по командной цепи. Ее задача заключается в том, чтобы обеспечить понимание политики компании и восприятие ее целей, баланс всех направлений деятельности компании и наладить эффективную связь. Горизонтальная координация обеспечивает сотрудничество структурных частей компании, без нее невозможно добиться слаженности действий всех работников.
Чтобы цели организации были реализованы, ее деятельность должна быть тщательно скоординирована. Следовательно, управление является необходимым видом деятельности для организации. Сложность управленческой деятельности и необходимость ее отделения от других функций зависит от размеров и структуры организации. В малой организации часто не существует особой группы управляющих. Так, в партнерстве с двумя участниками оба, скорее всего, будут сочетать управленческие функции с неуправленческими: координировать деятельность немногочисленных наемных работников, заниматься закупками и обслуживать покупателей. Для успешного функционирования крупной организации необходимо отделить управление от других видов деятельности, так как оно усложняется и отнимает довольно много времени. В этом случае появляются специальные люди, основная задача которых и заключается в управлении различными аспектами деятельности организации, — менеджеры разных уровней.
Чаще всего управление рассматривают как набор определенных функций, которые выполняет любой руководитель. Такая точка зрения разделяется большинством исследователей.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Охарактеризуем перечисленные функции управления.
Планирование предполагает постановку целей организации и определение набора действий персонала, необходимых для достижения данных целей. С помощью планирования организации пытаются частично преодолеть неопределенность окружающей среды. Планирование должно осуществляться непрерывно с постоянной корректировкой целей на основе достигнутых промежуточных результатов.
В каждой организации существует иерархия целей. На самом верху находится миссия организации — глобальная цель, для которой и была создана организация. Остальные цели вырабатываются исходя из миссии и для ее реализации.
Следующими по важности являются ценности и цели высших руководителей. Они проявляются в выборе типа управления и целях организации..
Завершают иерархию цели организации, которые устанавливаются на основе миссии и определенных целей и ценностей высшего руководства. Данные цели можно разделить по масштабу на цели общие для всей организации и цели, отдельных подразделений. К целям предъявляется ряд требований:
конкретность — позволяет четко поставить задачи сотрудникам и повысить их удовлетворенность работой;
измеримость — позволяет оценить результаты работы, при необходимости внести корректировку (т.е. осуществить функцию контроля);
конкретный горизонт планирования — необходим для более адекватной оценки результатов работы. Цели могут быть долгосрочными (горизонт планирования около 5 лет); среднесрочными (от года до 5 лет); краткосрочными (в пределах 1 года). Горизонт планирования определяет и степень конкретности цели: чем он короче, тем конкретнее должна быть цель;
достижимость — необходимо для повышения эффективности деятельности организации. При отсутствии данной характеристики мотивация работников, как правило, ослабевает;
взаимно поддерживающие цели — цели, например различных подразделений, не должны конфликтовать, чтобы не возникало соперничества из-за ресурсов. Кроме того они должны поддерживать общую цель всей организации.
Организация как одна из функций управления предполагает создание некоторой структуры. Для достижения поставленных целей необходимо структурировать работу множества элементов и, в первую очередь, определить, какие задания и кто будет выполнять.
Мотивация предполагает использование внешних факторов (стимулов) таким образом, чтобы работники стремились (у них были мотивы, т.е. внутренние желания) выполнить порученные им задания наилучшим образом. Функция мотивации целиком и полностью лежит на руководителях, при этом неважно сознательно они занимаются мотивацией или нет. Очевидно, что успешно мотивировать можно только после выявления потребностей, что подчеркивают многочисленные теории мотивации.
Контроль позволяет обеспечить достижение организацией поставленных целей. Можно отметить следующие необходимые элементы (стадии) контроля: установление стандартов; измерение достигнутого и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; корректировка серьезных отклонений от плана. На третьей стадии возможен пересмотр целей исходя из требований ситуации.
- Теория организации
- Тема 1. Развитие организационно-управленческой мысли
- Тема 2. Организация как система
- 2.1. Общие понятия систем
- 2.2. Классификации систем
- 2.3. Социальная организация
- 2.4. Специфические законы социальной организации
- Тема 3. Экономическая организация: понятие, формы, виды
- 3.1. Понятие экономической организации, ее виды
- 3.2. Организационно-правовые формы ведения бизнеса
- 3.3. Внешняя и внутренняя среда организации
- Тема 4. Структурный подход к организации
- 4.1. Организационные модели
- 4.2. Разновидности организационных структур
- 4.3. Концентрация и централизация производства
- 4.4. Диверсификация производства
- Тема 5. Организация и управление
- 5.1. Необходимость управления в организации и его особенности
- 5.2. Субъекты организаторской деятельности
- 5.3. Японская и американская модели менеджмента
- 5.4. Качества, необходимые менеджерам в будущих условиях
- Тема 6. Организационная культура
- 6.1. Понятие культуры
- 6.2. Особенности национальной культуры
- 6.3. Основные характеристики и типы организационной культуры
- Тема 7. Общие положения о зависимостях и законах организации
- 7.1. Понятия «зависимость» и «закон»
- 7.2. Особенности законов организации и законов для организаций
- Тема 8. Основополагающие законы организации
- 8.1. Закон синергии
- 8.2. Закон самосохранения
- 8.3. Закон развития
- Тема 9. Менее важные законы организации
- 9.1. Закон информированности-упорядоченности
- 9.2. Закон единства анализа и синтеза
- 9.3. Закон композиции и пропорциональности
- 9.4. Другие законы организации
- Тема 10. Принципы деятельности организации
- 10.1. Принципы статической и динамической организации
- 10.2. Принципы формирования процесса организации
- 10.3. Принципы рационализации деятельности организации
- Тема 11. Проектирование организационных систем
- 11.1. Понятие организационного проектирования
- 11.2. Процесс организационного проектирования
- 11.3. Методы организационного проектирования
- 11.4. Проектирование товаров, услуг, процессов их производства
- Тема 12. Основы реструктуризации организации
- 12.1. Сущность процесса реструктуризации
- 12.2. Необходимые условия для успешного проведения реструктуризации
- 12.3. Виды частичной реструктуризации организации
- 12.3.1. Реструктуризация системы человеческих отношений в организации
- 12.3.2. Организационная реструктуризация
- 12.3.3. Информационно-технологическая реструктуризация организации
- 12.3.4. Маркетинговая реструктуризация организации
- 12.3.5. Производственная реструктуризация организации
- Литература