Концепция нот а.Ф.Журавского
В Москве в эти годы плодотворно трудился преподаватель Горной академии А.Ф.Журавский — известный специалист в области организации труда. Его можно отнести к социально-экономическому направлению НОТ. В круг его интересов входили вопросы организации, нормирования и стимулирования труда, профотбо-ра и культуры труда. Организация труда — это рациональное условие совместной, коллективной деятельности. Цель организации труда состоит в распределении работников таким образом, чтобы усилия одного были согласованы с усилиями всех [22, с.6]. Подробно рассматривая буржуазные теории труда, Журавский высказывает ряд критических замечаний в адрес системы Тейлора, обвиняя ее, в частности, в том, что здесь оплачивается не квалификация или сложность труда, а умение работать правильно [22, с.34]. В то же время, с точки зрения Журавского, она не лишена и ряда положительных моментов (например, предварительная подготовка производства). Другой элемент — умение Тейлора не только выработать правильные методы труда, но и стимулировать рабочего пользоваться ими. Поскольку в первые годы Советской власти еще продолжали действовать старые системы оплаты труда, то рабочие не были гарантированы от неожиданного понижения расценок, что в конечном счете ухудшало мотивацию людей к добросовестному выполнению своих обязанностей. Оптимальный выход — разработка научно обоснованных, отвечающих новым, социалистическим условиям, норм труда. При этом он считает, что за ошибки в установлении расценок должна платить дирекция, а не рабочие [22, с.36].
Определив интенсивность труда как уровень напряженности работы и степень уплотненности рабочего времени, Журавский спрашивает: а как же побудить человека работать с полной отдачей, напряженно? И совершенно однозначно отвечает: только заинтересовав его в конечных результатах своего труда [22, с.39]. При повременной оплате рабочий экономически не заинтересован в повышении интенсивности труда.
Напряженная работа здесь возможна лишь при условии постоянного надзора кого-то со стороны, например мастера, который и устанавливает режим работы. В этом случае человек не мотивирован совершенствовать организацию своего труда. Поэтому Журавский отдает предпочтение сдельной оплате, считая, что «сдельные расценки следует устанавливать по выработке не плохого рабочего, а хорошего» [22, с.42]. Достаточно высокая и научно установленная норма стимулирует работника к повышению производительности труда. Интенсивность труда у Журавского зависит от квалификации (степени обученности), возраста, пола и др. Умелый рабочий достигает большей интенсивности труда не ценой перенапряжения сил, а благодаря более эффективному применению своих знаний и навыков. Один из способов повышения интенсивности — эта работа не на одном, а одновременно на нескольких станках. Как известно, в 30-е годы в СССР широко распространилось движение многостаночников, чему в значительной степени способствовало хорошо поставленная организация труда на предприятиях. А в этом немалая заслуга принадлежит советским нотовцам.
Кроме того, Журавский рассматривает проблемы профотбора и психотехники, структуры управления и административной работы, биомеханики человека как рабочей силы, классификации типов рабочих в зависимости от их психофизиологических качеств, гигиены труда, организации и культуры быта.
- Проблема периодизации истории практики менеджмента (Фалмер). «Управленческие революции» по а.И. Кравченко и р. Ходжеттсу.
- Первая управленческая революция: религиозно-коммерческая
- Деловые отношения и письменность
- Вторая управленческая революция: светско-административная
- 1. Светской манеры управления;
- 2. Возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей;
- 3. В зарождении основ лидерского стиля и методов мотивации поведения. Третья управленческая революция: производственно-строительная
- 1. Строительная деятельность и разработка технически сложных проектов,
- 2. Эффективные методы управления и
- 3. Методы контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте.
- Четвертая управленческая революция
- Профессионализация менеджера
- Специализация менеджера
- Корпоративный менеджмент
- Пятая управленческая революция
- Вытеснение капиталиста
- Зарождение теории менеджерской революции
- Усиление и господство бюрократии
- Менеджеры как социальный класс
- Отделение собственности от контроля
- Менеджмент-бум
- Грядет ди новая управленческая революция?
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 1
- 2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
- 2.1. Управленческие идеи и практика: Греция
- Децентрализация общественной и хозяйственной жизни.
- Ойкономия — управление хозяйством
- Частная собственность и демократия.
- Поиск универсальных методов управления государством и хозяйственной организацией.
- 2.1. Управленческие идеи и практика: Рим
- 2.2.1. Предпринимательское начало в обществе.
- 2.2.2. Создание новой отрасли хозяйства - работорговли.
- Государственное регулирование экономической жизни.
- Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.
- Управленческие идеи и практика: Средневековая Европа.
- Теория лидерства Николо Макиавелли
- Страсть к приобретеним и страх потерять
- Победителей не судят
- Воля к власти
- Свобода — всего лишь желание не быть угнетенным
- Толпа идет за видимостью успеха
- Страх и любовь
- Честный ошибается чаще
- Руководитель не должен быть щедрым
- Полезнее держать в страхе
- Быть щедрым — значит быть зависимым
- Вознаграждай постепенно, наказывай сразу
- Качества льва и свойства лисицы
- Зависть порождает врагов, напористость — сторонников
- Личности и безликости
- Принцип относительности
- Относительность н принцип разграничения
- Кругооборот форм управления
- Принцип принятия решений
- Значение идей Макиавелли
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 2
- 3. Основоположники «научного менеджмента»
- Развитие теоретических воззрений
- Социально-экономические предпосылки
- Манчестер — центр менеджмента
- Плеяда великих англичан
- Эксперимент Болтина и Уатта
- Р.Оуэн — прагматик и утопист
- Эксперимент в Нью-Ленарке
- Крах Оуэна-социалиста
- Причины взлета и падения
- Значение идей р.Оуэна
- Подготовительный этап
- Последователи «ранних менеджеров»
- «Научный менеджмент»
- Центр менеджмента перемещается в Америку
- Старая фабричная система
- Филадельфия — новый центр менеджмента
- Общество инженеров-механиков
- Биография ф.Тейлора
- Лидеры движения «научный менеджмент»
- Ф.Джилбретт
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 3
- Зарождение менеджмента в россии и его развитие в ссср
- Дореволюционный период
- Постреволюционный период
- Тектология а.Богданова
- Язык науки — язык эпохи
- «Индустриальная утопия» о.Ерманского
- На стыке разных методологий
- Концепция нот а.Ф.Журавского
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 4
- 5. Культура труда и управления а. Гастева
- Жизнедеятельность а. Гастева
- Концепция культурных установок
- Трудовое обучение
- Культура труда
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 5
- Конкретный пример. Памятка-правила
- 6. Современный менеджмент
- Стратегическое планирование
- Маркетинг
- Управление качеством
- Логистика
- Управление проектом и управление затратами
- Новые области менеджмента
- Управление персоналом и требования к менеджеру
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 6
- Литература: