Усиление и господство бюрократии
К тому времени М.Вебер писал и об усилении роли администрации в государственном и частном секторах экономики. Администрация уже захватила господствующие высоты в общественной жизни и превратилась в самостоятельную социальную страту. Сословная сплоченность бюрократии покоится не только на субъективном ощущении принадлежности к данной группе, но и на вполне объективных процессах. В бюрократизированном обществе повышается социальная значимость «чина», своего рода пиитет должности, который защищается административно-правовыми нормами.
Рост бюрократии на самом деле отражал тот факт, что в капитализме XX века управление производством перестало служить прямой функцией собственности на орудия труда. Да и сама собственность теряет индивидуально-частный характер, становясь все больше корпоративно-коллективной. «Люди, господствующие в бюро», монополизируют технику управления и каналы коммуникации. Все чаще они засекречивают информацию под предлогом «служебной тайны», создают такие механизмы поддержания иерархической структуры, которые исключают конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам.
Бюрократия несовместима с участием всех или большинства членов организации в принятии управленческих решений. Она считает только себя компетентной в таких действиях, полагая, что управление — функция профессионалов. Чиновники — это прежде всего те, кто прошел специальную подготовку и занимается управлением всю жизнь.
Усложнение управления производством приводит к монопольному захвату ключевых позиций «статусной группой», имеющей свою идеологию и систему ценностей.
Происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата.
Бюрократия превращается в господствующий элемент социальной структуры, и сверх того — в столь жизнеспособный элемент, что практически не поддается уничтожению.
Из всего многообразия социальных действий на производстве единственно рациональными и законными признаются те из них, которые осуществляются самой бюрократией или служат поддержанию ее статус-кво.
- Проблема периодизации истории практики менеджмента (Фалмер). «Управленческие революции» по а.И. Кравченко и р. Ходжеттсу.
- Первая управленческая революция: религиозно-коммерческая
- Деловые отношения и письменность
- Вторая управленческая революция: светско-административная
- 1. Светской манеры управления;
- 2. Возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей;
- 3. В зарождении основ лидерского стиля и методов мотивации поведения. Третья управленческая революция: производственно-строительная
- 1. Строительная деятельность и разработка технически сложных проектов,
- 2. Эффективные методы управления и
- 3. Методы контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте.
- Четвертая управленческая революция
- Профессионализация менеджера
- Специализация менеджера
- Корпоративный менеджмент
- Пятая управленческая революция
- Вытеснение капиталиста
- Зарождение теории менеджерской революции
- Усиление и господство бюрократии
- Менеджеры как социальный класс
- Отделение собственности от контроля
- Менеджмент-бум
- Грядет ди новая управленческая революция?
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 1
- 2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
- 2.1. Управленческие идеи и практика: Греция
- Децентрализация общественной и хозяйственной жизни.
- Ойкономия — управление хозяйством
- Частная собственность и демократия.
- Поиск универсальных методов управления государством и хозяйственной организацией.
- 2.1. Управленческие идеи и практика: Рим
- 2.2.1. Предпринимательское начало в обществе.
- 2.2.2. Создание новой отрасли хозяйства - работорговли.
- Государственное регулирование экономической жизни.
- Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.
- Управленческие идеи и практика: Средневековая Европа.
- Теория лидерства Николо Макиавелли
- Страсть к приобретеним и страх потерять
- Победителей не судят
- Воля к власти
- Свобода — всего лишь желание не быть угнетенным
- Толпа идет за видимостью успеха
- Страх и любовь
- Честный ошибается чаще
- Руководитель не должен быть щедрым
- Полезнее держать в страхе
- Быть щедрым — значит быть зависимым
- Вознаграждай постепенно, наказывай сразу
- Качества льва и свойства лисицы
- Зависть порождает врагов, напористость — сторонников
- Личности и безликости
- Принцип относительности
- Относительность н принцип разграничения
- Кругооборот форм управления
- Принцип принятия решений
- Значение идей Макиавелли
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 2
- 3. Основоположники «научного менеджмента»
- Развитие теоретических воззрений
- Социально-экономические предпосылки
- Манчестер — центр менеджмента
- Плеяда великих англичан
- Эксперимент Болтина и Уатта
- Р.Оуэн — прагматик и утопист
- Эксперимент в Нью-Ленарке
- Крах Оуэна-социалиста
- Причины взлета и падения
- Значение идей р.Оуэна
- Подготовительный этап
- Последователи «ранних менеджеров»
- «Научный менеджмент»
- Центр менеджмента перемещается в Америку
- Старая фабричная система
- Филадельфия — новый центр менеджмента
- Общество инженеров-механиков
- Биография ф.Тейлора
- Лидеры движения «научный менеджмент»
- Ф.Джилбретт
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 3
- Зарождение менеджмента в россии и его развитие в ссср
- Дореволюционный период
- Постреволюционный период
- Тектология а.Богданова
- Язык науки — язык эпохи
- «Индустриальная утопия» о.Ерманского
- На стыке разных методологий
- Концепция нот а.Ф.Журавского
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 4
- 5. Культура труда и управления а. Гастева
- Жизнедеятельность а. Гастева
- Концепция культурных установок
- Трудовое обучение
- Культура труда
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 5
- Конкретный пример. Памятка-правила
- 6. Современный менеджмент
- Стратегическое планирование
- Маркетинг
- Управление качеством
- Логистика
- Управление проектом и управление затратами
- Новые области менеджмента
- Управление персоналом и требования к менеджеру
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 6
- Литература: