Управленческие идеи и практика: Средневековая Европа.
Решающей гранью в переходе европейских стран от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений является XI столетие Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства Средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве
Расчленение ремёсел на новые отрасли, усовершенствование техники производства и навыков труда требовали дальнейшей специализации ремесленника Но такая специализация была несовместима с положением, в котором находился крестьянин, ведущий самостоятельно своё хозяйство и работающий одновременно как земледелец и как ремесленник Необходимо было превращение ремесла из подсобного производства при земледелии в самостоятельную отрасль хозяйства
Другой стороной процесса, подготовившего отделение ремесла от сельского хозяйства, явился прогресс в развитии земледелия и скотоводства С усовершенствованием орудий и способов обработки почвы, особенно с повсеместным распространением железного плуга, а также двухполья и трёхполья, произошёл значительный рост производительности труда в сельском хозяйстве Это давало возможность обмена части продуктов сельского хозяйства на изделия ремесленников-специалистов
Возникновение средневековых городов как центров ремесла и торговли. Таким образом, примерно к X—XI вв в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от сельского хозяйства При этом отделившееся от сельского хозяйства ремесло — мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло в своём развитии ряд стадий
Основное население городов, возникших в X—XI вв в Европе, составляли ремесленники Крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка, становясь горожанами, постепенно освобождались отличной зависимости феодалу «Из крепостных средневековья, — писали Маркс Энгельс, — вышло свободное население первых городов» ( К Маркс и Ф Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч, т 4, изд 2, стр 425,) Но и с появлением средневековых городов процесс отделения ремесла от сельского хозяйства не закончился
Степень самостоятельности в городском самоуправлении, достигнутая городами, была неодинакова и зависела от конкретных исторических условий
Городское ремесло и его цеховая организация.Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи Цехи появились почти одновременно с возникновением городов В Италии они встречались уже с X в, во Франции, Англии, Германии и Чехии — с XI—XII вв, хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т п) происходило, как правило, позже Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде)
Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, были потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества ( См К Маркс и Ф Энгельс, Немецкая идеология, Соч, т 3, изд 2, стр 23 и 50—51)
Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочето инструмента и т п Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье — мастером
Цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер — член цеха — выпускал продукцию определённого качества Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т д
Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья
Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае боленни или смерти члена цеха
Развитие товарно-денежных отношений. Развитие товарного производства в городе и деревне обусловило начиная с XIII в значительное, по сравнению с предшествующим периодом, расширение торговли и рыночных связей Как ни медленно шло развитие товарно-денежных отношений в деревне, оно всё больше подтачивало натуральное хозяйство и вовлекало в рыночный оборот всё возраставшую часть сельскохозяйственных продуктов, обмениваемых посредством торговли на изделия городского ремесла
Тем не менее постепенный рост товарно-денежных отношений и обмена создавал возможность накопления денежных капиталов в руках у отдельных лиц, прежде всего у купцов и ростовщиков Накоплению денежных средств содействовали также операции по обмену денег, необходимые в средние века вследствие бесконечного разнообразия монетных систем и монетных единиц, поскольку деньги чеканили не только императоры и короли, но и всякие сколько-нибудь видные сеньоры и епископы, а также крупные города
Крупнейшим ростовщиком в Европе была церковь При этом самые сложные кредитные и ростовщические операции осуществляла римская курия, в которую стекались громадные денежные средства почти из всех европейских стран
- Проблема периодизации истории практики менеджмента (Фалмер). «Управленческие революции» по а.И. Кравченко и р. Ходжеттсу.
- Первая управленческая революция: религиозно-коммерческая
- Деловые отношения и письменность
- Вторая управленческая революция: светско-административная
- 1. Светской манеры управления;
- 2. Возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей;
- 3. В зарождении основ лидерского стиля и методов мотивации поведения. Третья управленческая революция: производственно-строительная
- 1. Строительная деятельность и разработка технически сложных проектов,
- 2. Эффективные методы управления и
- 3. Методы контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте.
- Четвертая управленческая революция
- Профессионализация менеджера
- Специализация менеджера
- Корпоративный менеджмент
- Пятая управленческая революция
- Вытеснение капиталиста
- Зарождение теории менеджерской революции
- Усиление и господство бюрократии
- Менеджеры как социальный класс
- Отделение собственности от контроля
- Менеджмент-бум
- Грядет ди новая управленческая революция?
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 1
- 2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
- 2.1. Управленческие идеи и практика: Греция
- Децентрализация общественной и хозяйственной жизни.
- Ойкономия — управление хозяйством
- Частная собственность и демократия.
- Поиск универсальных методов управления государством и хозяйственной организацией.
- 2.1. Управленческие идеи и практика: Рим
- 2.2.1. Предпринимательское начало в обществе.
- 2.2.2. Создание новой отрасли хозяйства - работорговли.
- Государственное регулирование экономической жизни.
- Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.
- Управленческие идеи и практика: Средневековая Европа.
- Теория лидерства Николо Макиавелли
- Страсть к приобретеним и страх потерять
- Победителей не судят
- Воля к власти
- Свобода — всего лишь желание не быть угнетенным
- Толпа идет за видимостью успеха
- Страх и любовь
- Честный ошибается чаще
- Руководитель не должен быть щедрым
- Полезнее держать в страхе
- Быть щедрым — значит быть зависимым
- Вознаграждай постепенно, наказывай сразу
- Качества льва и свойства лисицы
- Зависть порождает врагов, напористость — сторонников
- Личности и безликости
- Принцип относительности
- Относительность н принцип разграничения
- Кругооборот форм управления
- Принцип принятия решений
- Значение идей Макиавелли
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 2
- 3. Основоположники «научного менеджмента»
- Развитие теоретических воззрений
- Социально-экономические предпосылки
- Манчестер — центр менеджмента
- Плеяда великих англичан
- Эксперимент Болтина и Уатта
- Р.Оуэн — прагматик и утопист
- Эксперимент в Нью-Ленарке
- Крах Оуэна-социалиста
- Причины взлета и падения
- Значение идей р.Оуэна
- Подготовительный этап
- Последователи «ранних менеджеров»
- «Научный менеджмент»
- Центр менеджмента перемещается в Америку
- Старая фабричная система
- Филадельфия — новый центр менеджмента
- Общество инженеров-механиков
- Биография ф.Тейлора
- Лидеры движения «научный менеджмент»
- Ф.Джилбретт
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 3
- Зарождение менеджмента в россии и его развитие в ссср
- Дореволюционный период
- Постреволюционный период
- Тектология а.Богданова
- Язык науки — язык эпохи
- «Индустриальная утопия» о.Ерманского
- На стыке разных методологий
- Концепция нот а.Ф.Журавского
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 4
- 5. Культура труда и управления а. Гастева
- Жизнедеятельность а. Гастева
- Концепция культурных установок
- Трудовое обучение
- Культура труда
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 5
- Конкретный пример. Памятка-правила
- 6. Современный менеджмент
- Стратегическое планирование
- Маркетинг
- Управление качеством
- Логистика
- Управление проектом и управление затратами
- Новые области менеджмента
- Управление персоналом и требования к менеджеру
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 6
- Литература: