Лидеры движения «научный менеджмент»
Хотя Ф.Тейлор был яркой фигурой американского движения «научный менеджмент» и его несомненным лидером, он не был единственным его представителем. Речь должна идти о достаточно массовом научном явлении. Именно массовость «научного менеджмента» во многом предопределила его исторический успех, то огромное влияние, которое он оказал на реконструкцию и экономический подъем промышленности США. Несколько преувеличивая, можно утверждать, что нынешние успехи этой страны были бы просто невозможны, если бы в прошлом Соединенные Штаты не заложили такой прочный фундамент своего успеха.
Коротко остановимся на характеристике наиболее ярких фигур «научного менеджмента».
В.Селларс (1824—1905) —крупный бизнесмен, один из самых влиятельных машиностроителей США. Ему удалось привлечь и объединить самых известных молодых инженеров — Г.Тауна, В.Левиса, К.Барта, Ф.Тейлора. На своем предприятии он предоставил им полную свободу экспериментировать с новыми формами организации труда.
Генри Таун и Фредерик Хелси — два известных деятеля Общества инженеров-механиков, талантливые инженеры, много работавшие над улучшением системы планирования и стимулирования труда. Статья Г.Тауна (1844—1924) «Инженер как экономист» считается первой настоящей программой современного менеджмента. В ней Таун предложил вывести инженера за узкие рамки технических задач и рассматривать его как организатора производства, ставящего во главу угла экономику. Генри Гантт (1861—1919) — друг и коллега Тейлора, являлся, по оценке последнего, «первоклассным экспериментатором».
Среди учеников Тейлора обычно называют Томпсона, Гиллеспи, Уолла, Барта, Эмерсона, Джилбретта (иногда его фамилию пишут как Гилбретт) и некоторых других.
Среди наиболее горячих сторонников Тейлора Питер Друкер называет также «великого американского гуманиста» начала XX века Луиса Брендиса, который и предложил сам термин «научный менеджмент». Ученик Тейлора Аллен Монгенсен явился пионером «упрощения работы» (1920). Этот метод, говорит Друкер, удивительно похожна то, что сейчас называют «обогащением труда».
Не все ученики были настолько талантливыми, чтобы достойно продолжить дело Тейлора. Многие практиканты и помощники оказались обыкновенными шарлатанами или невежественными людьми. Другие, выросшие в тени «великого учителя» и пользовавшиеся его именем как визитной карточкой, создали собственные консультативные фирмы, которые прогорали из-за непомерных претензий и амбиций своих основателей. Находились и такие, кто просто имитировал тейлоровскую систему, хаотично соединяя различные методы, либо разрабатывал альтернативные проекты, выдвигая себя на роль нового лидера движения.
Нелегко было Тейлору не только с псевдосоратниками, бездарными последователями и открытыми противниками. Доставалось и от талантливых учеников. Так, например, Ф.Джилбретта и Г.Эмерсона по значимости сравнивали с Тейлором, но в глубине души они никогда не мирились со вторыми ролями. На то были определенные основания.
Джилбретт серьезно усовершенствовал метод изучения времени и движений, а Эмерсон достиг впечатляющих успехов в рационализации управления крупных компаний и философии менеджмента. Они получили широкую известность, стали преуспевающими бизнесменами и авторитетными консультантами по менеджменту, их слава сравнялась со славой Тейлора. Каждый из них претендовал на ведущую роль в новом движении; отсюда нередкие конфликты и споры.
- Проблема периодизации истории практики менеджмента (Фалмер). «Управленческие революции» по а.И. Кравченко и р. Ходжеттсу.
- Первая управленческая революция: религиозно-коммерческая
- Деловые отношения и письменность
- Вторая управленческая революция: светско-административная
- 1. Светской манеры управления;
- 2. Возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей;
- 3. В зарождении основ лидерского стиля и методов мотивации поведения. Третья управленческая революция: производственно-строительная
- 1. Строительная деятельность и разработка технически сложных проектов,
- 2. Эффективные методы управления и
- 3. Методы контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте.
- Четвертая управленческая революция
- Профессионализация менеджера
- Специализация менеджера
- Корпоративный менеджмент
- Пятая управленческая революция
- Вытеснение капиталиста
- Зарождение теории менеджерской революции
- Усиление и господство бюрократии
- Менеджеры как социальный класс
- Отделение собственности от контроля
- Менеджмент-бум
- Грядет ди новая управленческая революция?
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 1
- 2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
- 2.1. Управленческие идеи и практика: Греция
- Децентрализация общественной и хозяйственной жизни.
- Ойкономия — управление хозяйством
- Частная собственность и демократия.
- Поиск универсальных методов управления государством и хозяйственной организацией.
- 2.1. Управленческие идеи и практика: Рим
- 2.2.1. Предпринимательское начало в обществе.
- 2.2.2. Создание новой отрасли хозяйства - работорговли.
- Государственное регулирование экономической жизни.
- Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.
- Управленческие идеи и практика: Средневековая Европа.
- Теория лидерства Николо Макиавелли
- Страсть к приобретеним и страх потерять
- Победителей не судят
- Воля к власти
- Свобода — всего лишь желание не быть угнетенным
- Толпа идет за видимостью успеха
- Страх и любовь
- Честный ошибается чаще
- Руководитель не должен быть щедрым
- Полезнее держать в страхе
- Быть щедрым — значит быть зависимым
- Вознаграждай постепенно, наказывай сразу
- Качества льва и свойства лисицы
- Зависть порождает врагов, напористость — сторонников
- Личности и безликости
- Принцип относительности
- Относительность н принцип разграничения
- Кругооборот форм управления
- Принцип принятия решений
- Значение идей Макиавелли
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 2
- 3. Основоположники «научного менеджмента»
- Развитие теоретических воззрений
- Социально-экономические предпосылки
- Манчестер — центр менеджмента
- Плеяда великих англичан
- Эксперимент Болтина и Уатта
- Р.Оуэн — прагматик и утопист
- Эксперимент в Нью-Ленарке
- Крах Оуэна-социалиста
- Причины взлета и падения
- Значение идей р.Оуэна
- Подготовительный этап
- Последователи «ранних менеджеров»
- «Научный менеджмент»
- Центр менеджмента перемещается в Америку
- Старая фабричная система
- Филадельфия — новый центр менеджмента
- Общество инженеров-механиков
- Биография ф.Тейлора
- Лидеры движения «научный менеджмент»
- Ф.Джилбретт
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 3
- Зарождение менеджмента в россии и его развитие в ссср
- Дореволюционный период
- Постреволюционный период
- Тектология а.Богданова
- Язык науки — язык эпохи
- «Индустриальная утопия» о.Ерманского
- На стыке разных методологий
- Концепция нот а.Ф.Журавского
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 4
- 5. Культура труда и управления а. Гастева
- Жизнедеятельность а. Гастева
- Концепция культурных установок
- Трудовое обучение
- Культура труда
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 5
- Конкретный пример. Памятка-правила
- 6. Современный менеджмент
- Стратегическое планирование
- Маркетинг
- Управление качеством
- Логистика
- Управление проектом и управление затратами
- Новые области менеджмента
- Управление персоналом и требования к менеджеру
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 6
- Литература: