70. Подбор персонала и профориетация.
Подбор персонала – одна из наиболее значимых функций процесса управления персоналом. Основное отличие подбора персонала от отбора предполагает, что в первом случае сравниваются и сопоставляются деловые и личностные качества работника с качествами, требуемыми данным рабочим местом (должностью), а в последнем выделяется какой-либо кандидат из общего числа претендентов на данную должность. Подбор персонала – это рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям и рабочим местам согласно принятой в организации системе разделения и кооперации труда; по способностям, психофизиологическим и деловым качествам работников, отвечающим требованиям содержания выполняемой работы в целях обеспечения условий для наиболее
эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работников. Цели подбора персонала – формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений, создание условий для профессионального роста каждого работника. Принципы подбора
персонала – принцип соответствия, принцип перспективности, принцип сменяемости. Повышению эффективности использования кадров должны способствовать внутриорганизационные перемещения – изменения мест работников в системе разделения труда, смены места приложения труда в рамках организации. Внутриорганизационную ротацию работников следует сочетать со стабильностью рабочих мест, являющейся необходимым условием роста производительности труда при модернизации основных фондов и росте требований к качеству продукции. Среди основных путей совершенствования процесса управления персоналом, связанных с организацией труда, наиболее значимыми являются: 1) эффективное использование интеллектуальных, творческих, организаторских способностей работников через улучшение социально-экономического содержания труда посредством уменьшения его монотонности, бессодержательности; 2) необходимость соблюдения безопасности производственных процессов; 3) обеспечение нормальных условий жизнедеятельности – здоровых условий труда, более продолжительного режима отдыха, рациональных режимов питания, радикального улучшения медицинского, транспортного и других видов обслуживания. Профессионально важные качества человека изучаются с помощью анкетного и тестового методов, а также специальной аппаратуры. Требования к профессии отражаются в профессиограммах, разрабатываемых специалистами на основе наблюдения за сотрудником в процессе труда, включая эргономические измерения, хронометраж, построение социометрических матриц, анализ информации. Благодаря подбору и расстановке персонала в организации создается производственный коллектив. Профессиональная ориентация – это совокупность экономических, медицинских, социальных, психологических и педагогических мероприятий, направленных на развитие профессионального призвания, выявление интересов, способностей, пригодности и других элементов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Основные формы профориентации: 1) профессиональное просвещение – воспитание осознанной потребности в труде: начальная профессиональная подготовка студентов и школьников через уроки труда; 2) профессиональная информация – комплекс мероприятий по ознакомлению молодежи и прочих лиц с ситуацией на рынке труда; 3) профессиональная консультация – это содействие определившимся в выборе профессий предлагаемых работодателем, через изучение личных качеств консультируемых индивидов с целью выявления состояния здоровья, направленности и интересов, структуры способностей и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения; 4) профессиональная пропаганда – разновидность профессионального просвещения, которая представляет собой информационную деятельность по привлечению внимания к
определенной профессии или специальности путем показа ее привлекательных сторон с критикой конкурирующих на рынке профессий или специальностей; 5) профессиональная реклама – неотъемлемый элемент рынка труда, представляющий собой информацию о характере и состоянии конкретного вида профессиональной деятельности, должностях, требующих замещения специалистами, с целью их популяризации, создания кадрового спроса и его согласования с кадровыми предложениями; 6) профессиональная пропедевтика – различные формы участия человека в тех или иных сторонах будущей профессиональной деятельности, предваряющие принятие окончательного решения о выборе профессии; 7) профессиональный предварительный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека еще на этапе выбора профессии путем знакомства его с требованиями профессии, изучения личных особенностей, предоставления возможности включиться в определенную деятельность. Общую координацию профориентационной работы осуществляют Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На региональном и местном уровнях профориентационную работу проводят образовательные учреждения, центры социальной защиты, центры профориентации В настоящее время основными каналами воздействия на процесс выбора профессии являются: средства массовой информации, средства искусства, профессиональные клубы и ассоциации, профессиональная реклама, личные контакты с представителями избираемой профессии, ближайшее социальное окружение, персонал образовательных
учреждений, работники служб занятости, должностные лица, содействующие профессиональной ориентации.
- ЦВопросы к Государственному экзамену для студентов специальности «Менеджмент организации»
- 8. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- 10. Форма организации системы менеджмента
- 11. Мотивация деятельности в менеджменте.
- 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
- 15. Руководство: власть и партнерство.
- 16. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.
- 17. Теория поведения человека в организации.
- 18. Личность и организация.
- 19.Коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации.
- 20. Формирование группового поведения в организации.
- 22.Управление поведением организации.
- 25. Управление нововведениями в организации.
- 26. Поведенческий маркетинг.
- 28. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.
- 29. Стратегия предприятия, стратегическое управление.
- 30. Ситуационный анализ.
- 32. Стратегия и техническая политика предприятия.
- 33. Стратегия внешнеэкономической деятельности.
- 36. Функции решения в методологии и организации процесса управления.
- 37. Типология управленческих решений.
- 42. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.
- 43. Условия неопределенности и риска.
- 45. Эффективность решений.
- 46. Контроль реализации управленческих решений.
- 47. Управленческие решения и ответственность.
- 63. Персонал предприятия как объект управления.
- 64. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
- 65. Принципы управления персоналом.
- 68. Анализ кадрового потенциала.
- 69. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.
- 70. Подбор персонала и профориетация.
- 71. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
- 72. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
- 73. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
- 74. Конфликты в коллективе.
- 75. Оценка эффективности управления персоналом.