74. Конфликты в коллективе.
Конфликт - отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое. Чаще всего конфликт ассоциируется с угрозами, спорами, войной, откуда мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности группового сотрудничества и эффективности организации. Причины конфликтов. Распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как их распределить наиболее эффективным образом. Но люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта. Взаимозависимость обязанностей. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта. Расхождения в целях. Возможность конфликта увеличивается, по мере того как организации разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации. Различия в ценностях. Представление о ситуации зависит от стремления к определенной цели. Люди могут рассматривать только те аспекты ситуации, которые благоприятны для их группы и личных потребностей. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят. Различия в жизненном опыте и манерах поведения. Исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных хактеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений. Плохие коммуникации. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки из рабочих», а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов, то подчиненные могут замедлить темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей. Виды конфликтов: 1. Внутриличностный конфликт или конфликт уровней психики. Одна из самых распространенных его форм - ролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом. 2. Межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне. 3. Конфликт между человеком и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. 4. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. К.У. Томаса и Р.Х. Килменна, которые указывают на пять основных стилей поведения при конфликте: 1.Конкуренция или соперничество - это стремление к удовлетворению, в первую очередь, собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, используя для этого власть путем принуждения. 2.Компромисс. Стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. 3.Приспособление. Одна из сторон не пытается отстоять собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. 4.Игнорирование или уклонение. Этот стиль избирается, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права и тратить время на ее решение. 5.Сотрудничество. Это совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы обеих сторон. Разрешение конфликта невозможно без адекватности восприятия людьми происходящего, открытости их отношений и наличия атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
- ЦВопросы к Государственному экзамену для студентов специальности «Менеджмент организации»
- 8. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- 10. Форма организации системы менеджмента
- 11. Мотивация деятельности в менеджменте.
- 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
- 15. Руководство: власть и партнерство.
- 16. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.
- 17. Теория поведения человека в организации.
- 18. Личность и организация.
- 19.Коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации.
- 20. Формирование группового поведения в организации.
- 22.Управление поведением организации.
- 25. Управление нововведениями в организации.
- 26. Поведенческий маркетинг.
- 28. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.
- 29. Стратегия предприятия, стратегическое управление.
- 30. Ситуационный анализ.
- 32. Стратегия и техническая политика предприятия.
- 33. Стратегия внешнеэкономической деятельности.
- 36. Функции решения в методологии и организации процесса управления.
- 37. Типология управленческих решений.
- 42. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.
- 43. Условия неопределенности и риска.
- 45. Эффективность решений.
- 46. Контроль реализации управленческих решений.
- 47. Управленческие решения и ответственность.
- 63. Персонал предприятия как объект управления.
- 64. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
- 65. Принципы управления персоналом.
- 68. Анализ кадрового потенциала.
- 69. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.
- 70. Подбор персонала и профориетация.
- 71. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
- 72. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
- 73. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
- 74. Конфликты в коллективе.
- 75. Оценка эффективности управления персоналом.