20. Формирование группового поведения в организации.
Зная особенности существующих групп, их типологию и основные характеристики опытный менеджер может не только эффективно их формировать, но и управлять с помощью них общим поведением организации. Еще в 70-х годах начался процесс неуклонного роста интереса к группе как объекту исследования. Фрезер в 1978-м году предложил список 6-ти основных характеристик группы: взаимодействие членов; восприятие группы как чего-то реального; наличие групповых целей; формирование норм взаимодействия в группе; синергетический эффект от взаимодействия в группе; эмоциональные отношения между членами группы; относительная закрепленность ролей. Типы групп: сеть; рабочая; семья; дружеская; институциональная (организация); специально созданная. Свойства группы: размер; гомогенность; фоновые свойства; статусы членов; степень открытости; слаженность. Различают неформальные и формальные группы. Формальные группы имеют ряд общих характеристик: имеют формальную структуру; имеют целевую ориентацию; часто организованы на постоянной основе; вносят вклад в деятельность более крупной общности людей; сознательно организованы кем-либо. Многие проблемы группы могут быть объяснены, исходя из этапов ее развития. Действительных результатов можно добиться, лишь совместно пройдя ранние этапы развития группы. Если соотнести группу с процессом членства в ней человека может получиться схема, подобная разработанной Морлендом и Ливайном в 1982-м году. Перед вхождением в группу происходит ее исследование, затем вхождение, социализация (освоение ее норм и ценностей), затем принятие норм, затем постепенное отторжение норм, ресоциализация, выход из группы и стадия реминисценций (воспоминаний). Факторы, учитываемые менеджером при формировании рабочей группы - Влияние на сотрудников внешних и внутренних факторов, их личностный особенности и характеристики, стремление к управлению или подчинению; -Важнейшим параметром является стиль управления группой, присущий самому менеджеру. Опытный менеджер в состоянии видоизменять свой стиль в зависимости от преследуемых целей и особенностей членов группы и групповой динамики. -Учет основных параметров, которые так или иначе проявляются при взаимодействии членов группы и формировании ее менеджером. Все они могут стать предметом управления со стороны менеджера при формировании группы и управления поведением организации в целом (которые основываются на теории поведения личности в организации). 1.Эмоциональная раскованность - напряженность: Поведенчески проявляющаяся в вербальных и невербальных аспектах. Менеджер в большинстве случаев должен способствовать росту эмоциональной раскованности в группе, т.к. это снижает возможность возникновения напряжения и последующих конфликтов. 2."Разогрев" и "охлаждение" группы: Для эффективного функционирования группы необходимо производить ее «разогрев» с помощью специальных психологических техник, позволяющих снять у участников многие ограничения и защиты. Для того чтобы быстрее снять их многие важные техники и упражнения должны предваряться относительно краткосрочными упражнениями, "разогревающими" членов группы, демонстрирующими им характер происходящего, активизирующими эмоции и чувства. В то же время эмоциональность происходящих в группе процессов может превосходить оптимальный уровень и тем самым мешать продвижению в работе. Для снижения эмоциональности и накала страстей также существует некоторое количество техник. 3. Ускорение групповой динамики - замедление групповой динамики. Как уже указывалось, в своем развитии группа претерпевает ряд этапов. Если время работы группы ограничено, в интересах повышения эффективности работы ее членов полезно ускорить прохождение ею ряда начальных этапов становления. Например, пока не установлено лидерство, потенциал членов группы будет расходоваться на этот процесс, а не на решение рабочих задач. Здесь полезно ускорить групповую динамику, предложив группе техники выяснения отношений. В другой ситуации погружение членов группы во внутренние разборки может оказать чрезмерным и менеджер обязан вывести группу на уровень предметной работы.
- ЦВопросы к Государственному экзамену для студентов специальности «Менеджмент организации»
- 8. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- 10. Форма организации системы менеджмента
- 11. Мотивация деятельности в менеджменте.
- 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
- 15. Руководство: власть и партнерство.
- 16. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.
- 17. Теория поведения человека в организации.
- 18. Личность и организация.
- 19.Коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации.
- 20. Формирование группового поведения в организации.
- 22.Управление поведением организации.
- 25. Управление нововведениями в организации.
- 26. Поведенческий маркетинг.
- 28. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.
- 29. Стратегия предприятия, стратегическое управление.
- 30. Ситуационный анализ.
- 32. Стратегия и техническая политика предприятия.
- 33. Стратегия внешнеэкономической деятельности.
- 36. Функции решения в методологии и организации процесса управления.
- 37. Типология управленческих решений.
- 42. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.
- 43. Условия неопределенности и риска.
- 45. Эффективность решений.
- 46. Контроль реализации управленческих решений.
- 47. Управленческие решения и ответственность.
- 63. Персонал предприятия как объект управления.
- 64. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
- 65. Принципы управления персоналом.
- 68. Анализ кадрового потенциала.
- 69. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.
- 70. Подбор персонала и профориетация.
- 71. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
- 72. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
- 73. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
- 74. Конфликты в коллективе.
- 75. Оценка эффективности управления персоналом.