33. Стратегия внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер ее хозяйственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках. Направления, формы, методы внешнеэкономической деятельности зависит от вида предпринимательства фирмы – производственного, коммерческого, финансового или сочетания видов предпринимательства. Внешнеэкономическая деятельность включает следующие основные направления: выход на внешний рынок; экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала; валютно-финансовые и кредитные операции; создание и участие в деятельности совместных предприятий; международный маркетинг; мониторинг национальной экономической политики и экономики мирохозяйственных связей. Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений. Существуют различные способы достижения сформулированной стратегической цели и они существенно зависят от масштабов деятельности фирмы.
Для более крупных фирм такими способами могут быть следующие: 1.Перемещение внешнеэкономической деятельности из затухающих или менее экономически эффективных отраслей мировой экономики в развивающихся или более экономически эффективные отрасли мировой экономики, а это подразумевает перемещение капитала в различных его формах. 2.Осуществление прямых капиталовложений в зарубежные страны. 3.Создание международного концерна, включающего какое-то количество предприятий, расположенных в различных странах. 4.Создание или приобретение предприятия, позволяющего производить разнообразную продукцию в различные сезоны года и по этой причине снизить риск сезонного уменьшения торгового оборота. 5.Перемещение капитала из стран, в которых налоги высокие в страны с относительно низкими налоговыми ставками. 6.Использование особого вида аренды – лизинга в финансировании различных внешнеэкономических операций, как по импорту оборудования, так и по экспорту готовой продукции. Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической деятельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработке стратегии. Внешние факторы можно представить тремя блоками факторов, оказывающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономической деятельности фирмы и требующих их учета при выборе стратегии: национальная внешнеэкономическая политика. Международные экономические отношения и тенденции в мировых экономических связях. Факторы рынков страны – стратегического поля деятельности фирмы. Национальная внешнеэкономическая политика включает совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере внешнеэкономических отношений страны с миром с целью регулирования экспорта-импорта товаров, услуг и капитала, воздействия на платежный баланс страны, валютные курсы и конкурентоспособность национального производства. Под международными экономическими отношениями понимается система экономических связей между национальными экономиками различных стран. Международные экономические отношения базируются на международном разделении труда. Факторы рынков страны – стратегического поля деятельности фирмы – вытекают из политической, экономической и социальной ситуации в стране, на экономические отношения с которой нацелена фирма. Внешние факторы фирма не может изменить, их необходимо знать, анализировать и учитывать при приятии решений. В отличии от внешних, внутренние факторы зависят от фирмы, они заложены в ее организационной структуре, структуре управления, профессионализме персонала, работающего на фирме. К внутренним факторам относятся: организационная структура фирмы; гибкость системы управления внешнеэкономической деятельностью; организация международного маркетинга; принципы деятельности менеджеров в сфере внешнеэкономической деятельности; качество и быстрота получения информации, имеющей отношение к внешнеэкономической деятельности; создание побудительных мотивов для персонала, занятого в сфере внешнеэкономической деятельности фирмы. Внутренние факторы формируются стратегическим потенциалом фирмы. Национальная внешнеэкономическая политика. Внешнеэкономическая политика включает внешнеторговую, валютную, налоговую политику, контроль за экспортом и импортом. Внешнеторговая политика находит свое выражение в установлении пошлин, акцизов и тарифов на экспорт и импорт (экономические методы во внешней торговле). Внешнеторговая политика включает также совокупность организационно-административных мер, выходящих за рамки экономических методов во внешнеторговой политике: а) субсидирование государством производства и экспорта товаров; в) осуществление таможенных и административных процедур (таможенные формальности); с) технические препятствия торговле; d) количественно-лицензионные ограничения (импортные и экспортные лицензии, и квоты). Налоговая политика устанавливает платежи, взимаемые государством, в данном случае в сфере внешнеэкономической деятельности, а также за налоговые льготы, обеспечивающие защиту некоторых видов внешнеэкономической деятельности. Валютная политика – это совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере денежного обращения и валютных отношений с целью воздействия на покупательную силу национальной валюты, валютные курсы и на экономику страны в целом. Валютная политика осуществляется в сфере международных отношений путем изменения процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из других стран, в которых более низкие процентные ставки, что повышает курс валюты данной страны и улучшает состояние ее платежного баланса. Понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижение курса валюты данной страны. Регулирование валютного курса осуществляется путем покупки и продажи иностранной валюты. При серьезных, глубинных нарушениях платежного баланса регулирование валютного курса методом покупки и продажи иностранной валюты может привести к истощению валютных запасов страны, а национальная валюта будет обесцениваться. Фирмам, демонстрирующим серьезность намерений в разработке стратегии внешнеэкономической деятельности необходимо анализировать платежный баланс своей страны, для осознания позиции страны на мировых рынках товаров и капиталов. Платежный баланс отражает соотношение между суммой платежей, полученных страной из-за границы, и суммой платежей произведенных ею за границей за конкретный период времени (год, квартал, месяц). В платежный баланс включаются платежи и поступления по следующим статьям: -по внешнеторговым операциям; -по фрахтованию судов, обслуживанию их в портах, страхованию; -доходы от капиталовложений за границей и выплаты процентов и дивидендов на иностранные капиталы; -платежи по расходам туристов, дип. представительств и иностранных туристов; -платежи и поступления по различным неторговым переводам (переводы эмигрантов в свою страну); -суммы, выплачиваемые другим странам по предоставленными ими займам и кредитам, и суммы приходящие из других стран по полученным от них займам и кредитам (эта статья носит название базис движения капиталов). Если страна получила из-за границы платежей на большую сумму, чем произвела, платежей баланс является активным, в противоположном случае – пассивным. Пассивность баланса может привести к обесценению денег. Если страна не может покрывать пассивное сальдо баланса (золотом или свободно конвертируемой валютой), то это приведет к падению курса валюты, что повлечет за собой рост цен внутри страны. Активный платежный баланс противоположность пассивному оказывает влияние на повышение курса ее валюты. Международные экономические отношения. Для разработки долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы, для анализа выполнения варианта движения к выбранной стратегической цели необходимо постоянно, выявлять долгосрочные тенденции в международных, экономических отношения, перспективы развития мировой экономики, перспективы развития регионов мира. Экспорт, импорт и товарооборот различных стран и регионов мира непрерывно изменяется. Анализ показывает, что в некоторых странах существует структурные проблемы, которые оказывают ограничивающее воздействие на экономическое развитие. Международные экономические отношения между странами двигаются по пути либерализации международной торговли. Либерализация международной торговли – это процесс снижения таможенных и нетарифных барьеров в международной торговле. Либерализация международной торговли осуществляется на многосторонней, региональной и двусторонней основах. Фирмы следят за экспортно-импортными поставками стран. Если в какой-то стране расширяются экспортные поставки, то это приводит к укреплению активного торгового и платежного баланса. Центральный банк страны вынужден противодействовать этому ревальвацией своей валюты. Ревальвация, повышая курс валюты данной страны по отношению к валютам других стран, вызывает повышение цен экспортируемых товаров в иностранной валюте и тем самым снижает конкурентоспособность страны на мировом рынке, сдерживает экспорт ее товаров. Понижая выраженные в национальной валюте цены импортируемых товаров, ревальвация приводит к повышению спроса на них и увеличению импорта. Большое значение при разработке стратегии имеют способ финансирования и методы регулирования платежей, а первостепенное значение при финансовых операциях имеет вопрос ограничения валютного риска. Одним из способов финансирования внешнеэкономических операций является лизинг. Лизинг это особый вид аренды, при использовании которой не требуется первоначального выделения крупных средств в иностранной валюте. Лизинг используется при перестройке производства на базе современной технологии. На первом этапе все расходы покрывает лизинговая компания, т. е. фирма, которая является арендодателем. Экспорт продукции, произведенной на взятом в лизинг оборудовании, может быть одной из форм возмещения первоначальных, капитальных затрат. В мировой практике отлажены разнообразные модификации лизинговых договоров, позволяющие приобретать инвестиционные средства в различных условиях. Значение лизинга в области планирования инвестиций и финансирования резко возросло в странах, в которых статус лизинговых договоров отражен в налоговом законодательстве. Факторы рынков страны – стратегического поля деятельности фирмы, и внутрифирменные факторы. Оценка альтернативных вариантов по выходу на рынки конкретной страны в долгосрочном плане – задача для фирмы достаточно сложная. Среди способов достижения стратегических целей внешнеэкономической деятельности фирмы могут быть следующие: -поставка товаров, услуг на рынок страны с развертыванием торгово-сбытовой сети фирм в стране; -прямые капиталовложения в экономику страны для строительства новых предприятий и последующего выпуска товаров; -приобретение уже существующих предприятий, которые испытывают финансовые затруднения с целью развертывания выпуска товаров. Второй и третий варианты суть прямые капиталовложения в экономику страны, но различаются некоторыми нюансами. В анализе вариантов торговых отношений с зарубежными странами учитываются следующие факторы: -политические, экономические и социальные; -склад ума и психология людей, живущих в стране; -культурные традиции; -практика проведения переговоров, заключения сделок, выполнение обязательств; -финансовое положение возможности зарубежного партнера (индивидуального или коллективного) и финансовое положение страны в целом; -колебание курса национальной валюты и валютные риски; -сохранность товара при перевозках по стране. Стандартные рекомендации по ведению дел в области торговли с зарубежными странами касаются того, как собрать по возможности самую полную информацию о финансовом положении партнера, как застраховаться от рисков валютного рынка, как составить внешнеторговый контракт, какой метод платежей, т. е. перевода денег из одной страны в другую, выбрать. Серьезными побудительными мотивами для осуществления капиталовложений является вывод фирмы на новый рынок, в те страны, где более низкие издержки производства или более низкие налоговые ставки. Для оценки вариантов, в том числе для сравнения вариантов по выходу на рынок разных стран принимается во внимание следующие критерии: -политическая и экономическая стабильность; -издержки производства; -транспортная инфраструктура; -государственные льготы и символы; -наличие как квалифицированной, так и относительно дешевой неквалифицированной рабочей силы; -емкость рынка данной страны; -наличие требуемых поставщиков сырья, материалов. Существенное значение при анализе предпочтительности того или иного варианта выхода фирмы на мировой международный рынок имеет потенциальная величина трансакционных издержек. Здесь нужна особая тщательность выбора предпочтительных партнеров по трансакциям, изучение конкурентов, знание юридических аспектов трансакций. В противном случае чрезвычайно высокое трансакционные издержки сделают неэффективным принятие того или иного, казалось бы на первый взгляд выгодного, варианта выхода фирмы на новый рынок. При анализе альтернативных вариантов, относящихся к долгосрочным целям, возникает необходимость принятия стратегических инвестиционных решений. Все страны мира, даже самые промышленно развитые, поощряют инвестирование иностранного капитала в своей стране, так как новые капиталовложения иностранных фирм создают рабочие места, они являются импортом «ноу-хау» и современной технологии. Прямые иностранные инвестиции являются эффективным средством развития экономики страны, если предприятие, созданное в результате таких инвестиций, превосходит предприятие страны по уровню производительности. Польза иностранных инвестиций зависит также от таких факторов, как масштабы кооперации с фирмами и исследовательскими институтами данной стране. При принятии стратегического инвестиционного решения учитываются существенные государственные льготы и стимулы, которые практически во всех странах мира используются для привлечения иностранного капитала. Широко распространены в мировой практике следующие льготы: -предоставление земельных участков иностранным фирмам под строительство заводов или бесплатно, или по очень низким ценам; -создание государством необходимой инфраструктуры или бесплатно, или так же как и первом случае, по очень низким ценам;
осуществление прямых государственных субсидий. Важнейшим внутренним фактором является организационная структура фирмы. Фирмы вынуждены постоянно приспосабливать свою организационную структуру к меняющимся потребностям рынка. Оргструктура фирмы существенно усложняется, если фирма имеет филиалы или дочерние предприятия за рубежом. Большое значение имеет то, какую долю занимает внешнеэкономическая деятельность фирмы или, другими словами, какая часть мощностей фирмы задействована на внешний рынок. Крупные транснациональные корпорации достаточно часто меняют свою организационную структуру. Управленческая структура фирмы активно занимающейся внешнеэкономической деятельностью должна быть в высшей степени четкой, чтобы предприятие своевременно изменяло цели и приспосабливалось в соответствии с измененными целями к меняющейся ситуации в сфере внешнеэкономической деятельности. Изложив кратко факторы влияния на выбор стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы и на претворение в жизнь выбранного варианта, представим процесс выбора стратегии в виде этапов. Этап I. Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы. При этом необходимо: -анализировать положение фирмы на рынке с теми товарами и услугами, которые фирма выпускает в данный момент; -анализ деятельности фирмы с позиций потребителя товаров и услуг фирмы; -анализ деятельности фирмы с позиций рынка. Этап II. Анализ рынка будущего (анализ спроса и предложения). Фирме важно определить, каким рынок будет в ближайшем будущем, в каком направлении этот рынок развивается и что ждут потребители от фирмы в будущем. При этом необходимо: -сопоставить положение фирмы с емкостью будущего рынка; -проанализировать колебания конъюнктуры рынка. Этап III. Анализ возможностей фирмы: -анализ увеличения объема внешнеэкономической деятельности; -анализ переброски фирмы на другие рынки; -анализ деятельности в новой сфере и прекращение деятельности в старой сфере. Этап IV. Анализ бюджетно-налоговой политики: -бюджетно-налоговая политика внутри страны и ее влияние на фирму; -бюджетно-налоговая политика за рубежом и ее влияние на фирму. Этап V. Влияние тенденции в мировой экономике: -анализ мирового рынка ссудного капитала; -анализ внешнеторговой политики различных стран. Этап VI. Разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы: -формулировка глобальной долгосрочной цели внешнеэкономической деятельности; -декомпозиция глобальной цели на подцели; -формулировка вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности; -сравнение вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности. Выработка стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы – это процесс сканирования мирового рынка, определения глобальной и локальных целей внешнеэкономической деятельности, выбор предпочтительных сегментов (ниш), где эта деятельность в большей мере позволит достичь выбранных целей, - приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие с этими целями, выбор предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям с целью предотвращения неэффективных международных рыночных трансакций.
- ЦВопросы к Государственному экзамену для студентов специальности «Менеджмент организации»
- 8. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- 10. Форма организации системы менеджмента
- 11. Мотивация деятельности в менеджменте.
- 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
- 15. Руководство: власть и партнерство.
- 16. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.
- 17. Теория поведения человека в организации.
- 18. Личность и организация.
- 19.Коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации.
- 20. Формирование группового поведения в организации.
- 22.Управление поведением организации.
- 25. Управление нововведениями в организации.
- 26. Поведенческий маркетинг.
- 28. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.
- 29. Стратегия предприятия, стратегическое управление.
- 30. Ситуационный анализ.
- 32. Стратегия и техническая политика предприятия.
- 33. Стратегия внешнеэкономической деятельности.
- 36. Функции решения в методологии и организации процесса управления.
- 37. Типология управленческих решений.
- 42. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.
- 43. Условия неопределенности и риска.
- 45. Эффективность решений.
- 46. Контроль реализации управленческих решений.
- 47. Управленческие решения и ответственность.
- 63. Персонал предприятия как объект управления.
- 64. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
- 65. Принципы управления персоналом.
- 68. Анализ кадрового потенциала.
- 69. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.
- 70. Подбор персонала и профориетация.
- 71. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
- 72. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
- 73. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
- 74. Конфликты в коллективе.
- 75. Оценка эффективности управления персоналом.