30. Ситуационный анализ.
Ситуационный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения). Цель ситуационного анализа - выявить черты внутренней и внешней среды компании, которые наиболее выпукло влияют на ее стратегическое видение и возможности.
Яркими представителями ситуационного менеджмента являются Дж. Вудворд, Т. Бернс и Дж. Сталкер, П. Лоуренс и Дж. Лорш. Принцип теории гласит, что специфика организации определяется собенностями ситуации: метод управления зависит от величины организации, технологии, устойчивости, степени внешней враждебности. Ситуационная теория описывает возможные реакции организации — главным образом структурные, а также стратегические — на перечисленные выше внешние факторы. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом С.П. является ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. СП признает, что общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Например: Все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако существует множество способов построения организационных структур - может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или наоборот - руководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации и так как ситуация может меняться, руководство должно решить как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации. Ситуационный подход - пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации более эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Методологию СП можно объяснить как 4-х-шаговый процесс: 1.Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и методах принятия решений). 2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются в конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия (повышение з/п приводит к большим затратам. что ведет к разорению). 3.Рук-ль должен правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей орг-ции самым эффективным путем. Ситуационные переменные и их влияние определяют успех или неуспех сп. внутренние-ситуационные факторы внутри организации (цели, структура, задачи, технология и люди). Внешние - потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, .финансовые организации и источники трудовых ресурсов. Они разделяются на среду прямого воздействия (потребители, конкуренты, законы и гос. органы, профсоюзы, поставщики трудовых рес., материалов, капиталов) и среду косвенного воздействия (состояние экономики, социо-культурные факторы. Политические факторы, НТП, Международные события).
- ЦВопросы к Государственному экзамену для студентов специальности «Менеджмент организации»
- 8. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- 10. Форма организации системы менеджмента
- 11. Мотивация деятельности в менеджменте.
- 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
- 15. Руководство: власть и партнерство.
- 16. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.
- 17. Теория поведения человека в организации.
- 18. Личность и организация.
- 19.Коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации.
- 20. Формирование группового поведения в организации.
- 22.Управление поведением организации.
- 25. Управление нововведениями в организации.
- 26. Поведенческий маркетинг.
- 28. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.
- 29. Стратегия предприятия, стратегическое управление.
- 30. Ситуационный анализ.
- 32. Стратегия и техническая политика предприятия.
- 33. Стратегия внешнеэкономической деятельности.
- 36. Функции решения в методологии и организации процесса управления.
- 37. Типология управленческих решений.
- 42. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.
- 43. Условия неопределенности и риска.
- 45. Эффективность решений.
- 46. Контроль реализации управленческих решений.
- 47. Управленческие решения и ответственность.
- 63. Персонал предприятия как объект управления.
- 64. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
- 65. Принципы управления персоналом.
- 68. Анализ кадрового потенциала.
- 69. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.
- 70. Подбор персонала и профориетация.
- 71. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
- 72. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
- 73. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
- 74. Конфликты в коллективе.
- 75. Оценка эффективности управления персоналом.