32. Управление финансовыми рисками на предприятии.
Под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Виды финансовых рисков
Вид риска | Определение риска |
Kредитный риск (Credit Risk) | Возможность отрицательного изменения стоимости активов в результате неспособности контрагентов исполнять свои обязательства, в частности по выплате процентов и основной суммы займа |
Операционный риск (Operational Risk) | Возможность непредвиденных потерь вследствие технических ошибок при проведении операций, умышленных и неумышленных действий персонала, аварийных ситуаций, сбоев аппаратуры и т. д. |
Риск ликвидности (Liquidity Risk) | 1. Возможность потерь, вызванных невозможностью купить или продать актив в нужном количестве за достаточно короткий период времени в силу ухудшения рыночной конъюнктуры. 2. Возможность возникновения дефицита наличных средств или иных высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед контрагентами |
Рыночный риск (Market Risk) | Возможность отрицательного изменения стоимости активов в результате колебаний процентных ставок, курсов валют, цен акций, облигаций и товаров (разновидностями рыночного риска являются, в частности, процентный и валютный риски) |
Этап первый: оценка финансового риска. На этом этапе необходимо выявить все присущие рассматриваемому предприятию финансовые риски и разработать методы для их количественной оценки.
Методы оценки финансовых рисков
Наименование метода | Определение метода |
VaR (Value-at-Risk) | Оценка риска, представляющая собой ожидаемый максимальный убыток в течение установленного периода времени и с установленным уровнем вероятности |
SPAN (The Standard Portfolio Analysis of Risk) | Анализ риска стандартного портфеля, система расчета гарантийных обязательств |
Shortfall | Более консервативный метод оценки риска, требующий резервировать больший капитал, чем VaR |
VaR (мера риска). утверждение типа: «Мы уверены на X % (с вероятностью X %), что наши потери не превысят Y у. е. в течение следующих дней». В данном предложении неизвестная величина Y и есть Va R. Она является функцией двух параметров: временного горизонта и X — доверительного уровня.
Недостатки:
- не учитывает возможных больших потерь, которые могут произойти с малой вероятностью;
- поощряет торговые стратегии, которые дают хороший доход при большинстве сценариев, но иногда могут приводить к катастрофическим потерям.
Многих недостатков, свойственных VaR, лишен Shortfall: этот метод является более консервативной мерой риска, так как рассматривает потери, которые могут произойти с небольшой вероятностью, и требует резервировать больший капитал.
Этап второй: анализ финансовых рисков.
Анализ сценариев — это прием анализа риска, который наряду с базовым набором исходных данных рассматривает ряд других наборов данных, которые могут иметь место в процессе реализации. На основе полученных результатов составляются два сценария:
пессимистичный сценарий — «плохое» стечение обстоятельств;
оптимистичный сценарий — «хорошее» стечение обстоятельств.
Имитационное моделирование — это процедура, с помощью которой математическая модель какого-либо финансового показателя подвергается ряду имитационных прогонов на компьютере.
-создаются последовательные сценарии с использованием исходных данных, которые являются неопределенными;
-моделирование осуществляется таким образом, чтобы случайный выбор значений не нарушал фактических диапазонов изменения параметров;
-результаты моделирования анализируются статистически с тем, чтобы оценить меру риска.
Этап третий: поиск альтернативных путей снижения финансового риска на предприятии. Рассмотрим наиболее распространенные пути снижения финансового риска.
Страхование является формой предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда.
Хеджирование — минимизация ценового риска. Цель хеджирования — фиксация определенного уровня цен. В зависимости от формы организации торговли все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.
Достоинством данного метода хеджирования является то, что в максимальной степени учитываются требования конкретного клиента относительно типа товара, размера партии и условий поставки.
Недостатками являются:
низкая ликвидность — расторжение ранее заключенной сделки сопряжено со значительными материальными издержками;
относительно высокие накладные расходы;
существенные ограничения на минимальный размер партии;
сложность поиска контрагента;
риск невыполнения сторонами своих обязательств (при заключении прямых сделок между продавцом и покупателем).
Диверсификация является способом уменьшения совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами. Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать.
Этап четвертый: снижение финансового риска. После сравнения результатов анализа финансового риска и определения величины всех возможных убытков, которые предприятие может понести в будущем, принимается решение по снижению степени риска.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- 1)Эволюция науки управления и концепций менеджмента
- 4 Школы управления.
- 2. Менеджмент: методология и организация, современные тенденции развития менеджмента в России.
- 3. Организация как социотехническая система, менеджерский анализ ее внутренней и внешней среды. Принципы построения структуры организации.
- 5) Факторы формирования и развития организационной культуры в организации. Социальная ответственность и этика организации.
- 6. Власть и лидерство в менеджменте, современный стиль управления.
- 7) Основные задачи и методы изучения личности в организации.
- 8) Формирование группового поведения в организации.
- 9) Управленческое общение в деятельности руководителя.
- 10) Управление изменениями в организации.
- 11. Процесс исследования систем управления
- 12) Методология и организация разработки и принятия управленческих решений.
- Классификация:
- 13) Управление персоналом современной организации: цели, функции и организационная структура кадровых служб.
- 14) Планирование и механизм реализации кадровой политики организации.
- 15) Оценка труда персонала организации.
- Методы оценки потенциала работников:
- 16) Развитие и обучение персонала организации.
- 17) Мотивация и стимулирование труда персонала.
- 18) Характеристика основных содержательных и процессуальных теорий мотивации и их использование в деятельности современной организации.
- 19) Формирование систем оплаты труда в современной организации.
- 22. Понятие стратегии ее цели и основные компоненты. Разработка стратегии фирмы. Анализ альтернатив.
- 23. Инновационный менеджмент и его связь с экономическими процессами.
- 24. Управление инновационными организациями. Правовая и государственная защита инноваций и инновационной деятельности.
- 25. Управление качеством: сущность, принципы и основные методы.
- 26. Особенности организации промышленного производства. Формирование производственных программ.
- 27. Эффективность промышленного производства. Оценка эффективности управления организацией.
- 28. Система финансового планирования на предприятии
- 29. Финансовый анализ: содержание, значение, виды.
- 30. Управление оборотным капиталом на предприятии.
- 31. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов Основные методы:
- 32. Управление финансовыми рисками на предприятии.
- 1. Различные подходы к типологии экономических систем. Основные принципы функционирования и характерные черты различных экономических систем.
- 3. Теория рынка. Сущность, структура, функции рынка. Классификация рынков и их инфраструктура.
- 4. Понятие рыночного механизма, его основные элементы и функционирование. Эластичность спроса и предложения.
- 6. Сопоставление издержек производства и выручки в краткосрочном и долгосрочном периодах деятельности предприятия. Точка безубыточности.
- 11. Антициклическая политика государства
- Факторы экономического роста.
- 14. Инфляционные процессы в экономике России. Антиинфляционная политика государства и ее инструменты.
- 15. Проблемы занятости и безработицы. Безработица как социально-экономическое явление, причины возникновения и виды. Безработица и рынок труда.
- Причины безработицы
- 16. Сущность государственного регулирования экономики. Субъекты и объекты регулирования. Масштабы регулирующего вмешательства государства в экономику.
- 17. Федеральный бюджет как элемент финансовой системы государства. Дефицит и профицит. Причины, источники покрытия дефицита.
- 18. Государственный долг: понятие, причины существования, виды, структура, объем. Управление государственным долгом. Социально-экономические последствия.
- Последствия накопления государственного долга
- 19. Этапы формирования мирового хозяйства, его структура и тенденции развития. Российская экономика в системе мирового хозяйства.
- Этапы развития мирового хозяйства
- Структура мирового хозяйства
- Тенденции развития современного мирового хозяйства
- 20. Основные формы международных экономических отношений и их субъекты. Россия в системе международных хозяйственных связей.
- 21 Экономический рост: типы, факторы, пределы. Проблема качества экономического роста.
- Типы экономического роста
- Факторы, обеспечивающие экономический рост
- 22. Комплекс маркетинга, разработка целевых рынков и их сегментация. Позиционирование товара.
- 23. Сбыт и продвижение как элементы комплекса маркетинга. Управление каналами распределения.
- Управление каналами распределения
- Вертикальные маркетинговые системы
- Горизонтальные маркетинговые системы
- 24. Хозяйственный учет в системе управления предприятие. Виды, взаимосвязь данных бухгалтерского и налогового учета.
- 25. Учетная политика организации (предприятия): содержание, основные элементы.
- Учетная политика для целей бухгалтерского учёта (фз и пбу)
- Учетная политика для целей налогового учёта
- 26. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и его основные элементы.
- 28. Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России.
- 2) Второй уровень:
- 3) Третий уровень: