logo
к госам

3. Теория рынка. Сущность, структура, функции рынка. Классификация рынков и их инфраструктура.

Рынок – совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Рынок – это институт или механизм сводящий вместе продавцов и покупателей с целью совершения ими различного рода экономических сделок.

Условия возникновения рынка:

  1. Общественное разделение труда;

  2. Экономическое обособление производителей;

  3. Самостоятельность производителя, свободы предпринимательства.

Функции рынка:

  1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров и услуг, которые поступают на рынок.

  2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Только рынок позволяет сделать это и определить взаимную выгоду отношений.

  3. Ценообразующая. Поступившие на рынок товары одинакового назначения содержат не одинаковое количество материальных и трудовых затрат. Рынок признает только затраты, которые согласен оплатить покупатель.

  4. Санирующая. Жесткая конкуренция на рынке очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Он оставляет лишь эффективно-предприимчивых, что повышает уровень производства и эффективность отношений между покупателем и продавцом.

  5. Регулирующая. Самая важная функция, связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Воздействие оказываются рыночным механизмом.

Классификация рынков:

Структура рынка по экономическому назначению:

По территориальному признаку (географическому положению):

По степени ограниченности конкуренции:

По отраслям:

По организационным формам:

По организации рыночного обмена:

По соответствию действующему законодательству:

По степени зрелости:

Инфраструктура рынка – это система правовых форм и соответствующих институтов обслуживающих рынок.

Элементы инфраструктуры:

  1. Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные).

  2. Аукционы, ярмарки, и др. формы небиржевого посредничества.

  3. Кредитная система и коммерческие банки.

  4. Эмиссионная система и эмиссионные банки.

  5. Система государственного и негосударственного регулирования занятости населения (биржи труда).

  1. Информационные технологии и средства деловой коммуникации.

  2. Налоговая система страны (налоговые инспекции).

  1. Система страхования коммерческих хозяйственных рисков (страховые компании).

  2. Таможенная система.

  3. Рекламные агентства, информационные центры, агентства, средств массовой информации.

  1. Торговые палаты и др. добровольные общественные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов.

  2. Профсоюзы (по найму).

13. Система высшего и среднего профессионального экономического образования.

  1. Аудиторские компании.

  2. Общественные и государственные фонды, для стимулирования деловой активности.

  1. Специальные зоны свободного предпринимательства.

Рыночная инфраструктура организует потоки товаров и знаков стоимостей (денег, ценных бумаг), способствует распределению ресурсов сообразно общественным запросам, реализует эффект обратной связи(от потребителя к производителю).