4. Понятие рыночного механизма, его основные элементы и функционирование. Эластичность спроса и предложения.
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
Элементы рыночного механизма:
цена;
спрос;
предложения;
конкуренция;
прибыль (убыток).
Механизм саморегуляции рынка:
Спрос > Предложение > Цены > Экономическая прибыль > Инвестиции > Предложение > Цены > Экономическая прибыль > Отток капитала
Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:
эластичность спроса по цене;
эластичность спроса по доходу;
эластичность предложения по цене;
перекрестная эластичность спроса по цене;
Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) характеризует степень изменчивости объема спроса на товар под влиянием цены. который показывает процентное изменение объема спроса (Q) при изменении цены (P) на 1%.
Эластичность - это изменение одной величины под влиянием изменения другой величины.
Ценовая эластичность спроса - это изменение величины спроса под влиянием динамики цены.
Если большое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос называется эластичным.
Если даже очень большое изменение цены вызывает незначительное изменение величины спроса, то такой спрос называется не эластичным.
Коэффициент эластичности спроса:
Kэd > 1 - спрос эластичный Kэd < 1 - спрос не эластичный
Формы эластичности спроса по цене выступает в следующих основных формах:
эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;
неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;
единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;
совершенно эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;
совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены.
Факторы, влияющие на коэффициент эластичности:
величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар;
число конкурирующих продавцов данного товара.
Эластичность спроса по доходу показывает изменение спроса при изменении дохода потребителя.
EI = (∆Q / Q0) / (∆I / I0)
EI – коэффициент эластичности спроса по доходам - % изменения спроса при изменении денежных доходов на 1%
∆I – абсолютный прирост денежных доходов
I0 - денежные доходы базисного периода
Перекрестная эластичность – характеризует относительное изменение объема спроса (Q) на один товар при изменении цены (Р) другого
ED = (∆Q / Q0) / (∆P / P0), где
Ed – коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене
∆Q – абсолютное изменение объема спроса одного товара (количество товара)
Q0 - объем спроса базисного (прошлого) периода одного товара
∆P – абсолютное изменение цены другого товара
P0 – цена единицы другого товара базисного года
Формы перекрестной эластичности
Положительная Ed >0 - для взаимозаменяемых товаров
Отрицательная Ed <0 – для взаимодополняющих товаров
Нулевая Ed = 0 товары независимые
Эластичность предложения по цене - это изменение величины цены под влиянием динамики цены.
Важным фактором влияющим на эластичность предложения является количество времени имеющееся у производителя для реакции на изменение цен. Чем больше времени для приспособления у производителя, чем выше эластичность предложения, что связано с определенной мобильностью ресурсов
Основные теории потребительского поведения. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Потребительский выбор.
Исследованием теории потребительского поведения занималась МАРЖИНАЛЬНАЯ ШКОЛА (маржинализм – 70гг. XIXв – нач. XXв)
Предмет изучения – поведение индивида (человека)
Достижение цели – максимизация полезности
Метод изучения – предельный анализ (предельные величины)
Результаты исследования:
- Теория потребительского выбора
- Теория предельной полезности
- Проблема меновой ценности благ (пропорция обмена)
ДВА направления маржинальной школы:
1.Кординалистский 2. Ординалистский
подход (70гг. XIXв) подход (к.XIX в нач. XXв)
попытки количественно относительный подход,
измерить полезность порядковый подход
(ЮТИЛЬ). В. Парето, Е. Слуцкий,
У.Джевонс, К.Менгер Р.Аллен, Дж.Хикс
Л. Вальрас
ЮТИЛЬ (от англ.utily - полезность) -воображаемая единица (мера) удовлетворения потребности от потребления товара (мера измерения полезности).
Потребительское поведение: (выбор блага потребителем)
желание доступность
(полезность блага) (возможность)
вкусы, покупательские денежные
намерения, предпочтения доходы
кривая безразличия бюджетная
линия
Рациональное поведение (экономическое понятие) - это достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях т.е. максимизация полезности.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета (денежных доходов).
Для анализа потребительских предпочтений служит кривая безразличия – линия показывающая различные сочетания (комбинации) товаров и услуг, дающие одинаковый уровень полезности.
Любая комбинация товаров (любая точка на линии) имеет равную общую полезность т.е. потребителю безразлично какую из этих комбинации выбрать.
Нас интересуют те сочетания, которые приносят потребителю одинаковое удовлетворение его потребностей в товарах A и B. Это исследование отражается кривой безразличия, которая показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение и полезность для потребителя. Значит потребителю безразлично, какой набор приобрести. Поэтому построение по точкам носит название кривой безразличия.
График кривой безразличия:
Каждая точка кривой безразличия показывает все возможные комбинации товаров A и B, дающие одинаковые удовлетворения.
Карта безразличия – это набор кривых безразличия для определенного потребителя.
Увеличение дохода позволяет перейти на кривую, расположенную правее относительно начала координат и отражающую большую величину удовлетворения.
Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую полезность она обеспечивает потребителю. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных товаров, при котором пользы в рамках его бюджета будет максимальной.
Чтобы сделать оптимальный выбор необходимо наложить на карту кривых безразличия бюджетную линию и выбор будет сделан.
График оптимального выбора:
Точка Е - это максимально суммарная полезность при данном доходе потребителя.
Кривая безразличия II и бюджет минимальны, с ab пересекаются в точке Е, что приносит потребителю максимальную полезность. Точки L и M на кривой безразличия I потребитель отвергает, т.к. его доход может претендовать на более высокую полезность. Кривая безразличия III для потребителя недоступна, т.к. полезность ее очень высока, а доход потребителя ограничен.
Кривая безразличия:
1.Отрицательный наклон, т.к. норма замещения двух благ всегда отрицательная величина
2.Выпуклость к началу координат (обычно) т.к. предельная норма замещения непостоянна
3.Разный наклон (крутизна) показывает разную предельную норму замещения
4.Может принять вид прямой линии, если блага совершенно взаимозаменяемые
5. Может принять вид прямого угла, если блага совершенно взаимодополняемые
Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:
P1Q1 + P2Q2 ≤ R
P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2
R — доходы потребителя
Бюджетная линия
Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:
P1Q1 + P2Q2 = R
Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид:
Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.
В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:
P1Q1 + P2Q2 + ... +PnQn + сбережения = R
Смещение бюджетной линии
Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.
Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.
Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии
Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:
при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней. увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.
Потребительский выбор: желание и возможности.
Потребитель имеет некоторую сумму денежных средств (М), которую он хотел бы израсходовать на приобретение товаров Х и У, цены на которые Рх и Ру.
Потребитель может поступить по-разному:
Израсходовать все деньги на приобретение товаров х (М=х*Рх)
На приобретение товаров у (М=у*Ру)
Выбрать любой промежуточный вариант (комбинацию товаров)
М=Рх*х + Ру*у
Ру*у=М - Рх*х
или у= М/Ру – (Рх/Ру)*х где М/Ру –постоянная величина
Рх/Ру – коэффициент при переменной
Таким образом прослеживается функциональная связь между количеством приобретаемых товаров.
Графическое изображение этой связи в «пространстве товаров» - прямая линия с отрицательным наклоном
- 1)Эволюция науки управления и концепций менеджмента
- 4 Школы управления.
- 2. Менеджмент: методология и организация, современные тенденции развития менеджмента в России.
- 3. Организация как социотехническая система, менеджерский анализ ее внутренней и внешней среды. Принципы построения структуры организации.
- 5) Факторы формирования и развития организационной культуры в организации. Социальная ответственность и этика организации.
- 6. Власть и лидерство в менеджменте, современный стиль управления.
- 7) Основные задачи и методы изучения личности в организации.
- 8) Формирование группового поведения в организации.
- 9) Управленческое общение в деятельности руководителя.
- 10) Управление изменениями в организации.
- 11. Процесс исследования систем управления
- 12) Методология и организация разработки и принятия управленческих решений.
- Классификация:
- 13) Управление персоналом современной организации: цели, функции и организационная структура кадровых служб.
- 14) Планирование и механизм реализации кадровой политики организации.
- 15) Оценка труда персонала организации.
- Методы оценки потенциала работников:
- 16) Развитие и обучение персонала организации.
- 17) Мотивация и стимулирование труда персонала.
- 18) Характеристика основных содержательных и процессуальных теорий мотивации и их использование в деятельности современной организации.
- 19) Формирование систем оплаты труда в современной организации.
- 22. Понятие стратегии ее цели и основные компоненты. Разработка стратегии фирмы. Анализ альтернатив.
- 23. Инновационный менеджмент и его связь с экономическими процессами.
- 24. Управление инновационными организациями. Правовая и государственная защита инноваций и инновационной деятельности.
- 25. Управление качеством: сущность, принципы и основные методы.
- 26. Особенности организации промышленного производства. Формирование производственных программ.
- 27. Эффективность промышленного производства. Оценка эффективности управления организацией.
- 28. Система финансового планирования на предприятии
- 29. Финансовый анализ: содержание, значение, виды.
- 30. Управление оборотным капиталом на предприятии.
- 31. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов Основные методы:
- 32. Управление финансовыми рисками на предприятии.
- 1. Различные подходы к типологии экономических систем. Основные принципы функционирования и характерные черты различных экономических систем.
- 3. Теория рынка. Сущность, структура, функции рынка. Классификация рынков и их инфраструктура.
- 4. Понятие рыночного механизма, его основные элементы и функционирование. Эластичность спроса и предложения.
- 6. Сопоставление издержек производства и выручки в краткосрочном и долгосрочном периодах деятельности предприятия. Точка безубыточности.
- 11. Антициклическая политика государства
- Факторы экономического роста.
- 14. Инфляционные процессы в экономике России. Антиинфляционная политика государства и ее инструменты.
- 15. Проблемы занятости и безработицы. Безработица как социально-экономическое явление, причины возникновения и виды. Безработица и рынок труда.
- Причины безработицы
- 16. Сущность государственного регулирования экономики. Субъекты и объекты регулирования. Масштабы регулирующего вмешательства государства в экономику.
- 17. Федеральный бюджет как элемент финансовой системы государства. Дефицит и профицит. Причины, источники покрытия дефицита.
- 18. Государственный долг: понятие, причины существования, виды, структура, объем. Управление государственным долгом. Социально-экономические последствия.
- Последствия накопления государственного долга
- 19. Этапы формирования мирового хозяйства, его структура и тенденции развития. Российская экономика в системе мирового хозяйства.
- Этапы развития мирового хозяйства
- Структура мирового хозяйства
- Тенденции развития современного мирового хозяйства
- 20. Основные формы международных экономических отношений и их субъекты. Россия в системе международных хозяйственных связей.
- 21 Экономический рост: типы, факторы, пределы. Проблема качества экономического роста.
- Типы экономического роста
- Факторы, обеспечивающие экономический рост
- 22. Комплекс маркетинга, разработка целевых рынков и их сегментация. Позиционирование товара.
- 23. Сбыт и продвижение как элементы комплекса маркетинга. Управление каналами распределения.
- Управление каналами распределения
- Вертикальные маркетинговые системы
- Горизонтальные маркетинговые системы
- 24. Хозяйственный учет в системе управления предприятие. Виды, взаимосвязь данных бухгалтерского и налогового учета.
- 25. Учетная политика организации (предприятия): содержание, основные элементы.
- Учетная политика для целей бухгалтерского учёта (фз и пбу)
- Учетная политика для целей налогового учёта
- 26. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и его основные элементы.
- 28. Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России.
- 2) Второй уровень:
- 3) Третий уровень: