14. Инфляционные процессы в экономике России. Антиинфляционная политика государства и ее инструменты.
В России, осуществляющей преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, в возрастающих масштабах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Ценовая нестабильность экономически и психологически изматывает большинство людей, создает огромную социальную напряженность в обществе. Повышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия.
Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508 %. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844 % .
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля.
Антиинфляционная политика государства и ее инструменты
Антиинфляционная политика - комплекс мер, разработанных государством, по предотвращению или сдерживанию возникшей инфляции.
Целью этой политики является создание таких условий функционирования рыночной системы, при которых инфляция была бы управляема, а ее уровень - умеренным.
В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики.
1-ый вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов:
· введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты;
· поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;
· либерализация деятельности предприятий;
· постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства (ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении);
2-ой вариант состоит в более активном вмешательстве государства в экономические процессы:
· регулирование внешней торговли и валютных операций;
· стимулирование предпринимательства;
· стимулирование накоплений населения;
· развитие инфраструктуры рынка;
· поддержка жизненно важных отраслей и производств;
· замораживание роста цен и зарплаты;
Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:
· необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы, содержащие как монетаристского (1-ый вариант), так и немонетаристского характера (2-ой вариант);
· целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер.
Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий.
За истекший период правительство России применяло различные варианты борьбы с инфляцией. В ходе реформ большое внимание уделено кредитно-денежной политике, уровень которой колебался от умеренного до жесткого. Однако денежному ограничению слабо поддаются такие факторы, имеющие место в отечественной рыночной экономике, как: быстрорастущие цены на топливо и энергоресурсы; транспортные тарифы; структурные диспропорции; положение в сельском хозяйстве; разрыв хозяйственных связей; суровые природно-климатические условия; внешний и внутренний долг и т.д. В связи с этим первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.
Резкое сжатие денежной массы, , привело к снижению уровня инфляции, но одновременно и к кризисному сокращению производства, неплатежам, задержке выплаты заработной платы.
С целью разрешения денежного кризиса в стране предпринимаются шаги по:
· разработке эффективной и регулируемой государством инвестиционной политике с привлечением иностранных и репатриированных российских капиталов;
· совершенствованию налоговой системы с акцентом на массу прибыли, рост производства товаров, прибылей и доходов населения;
· совершенствованию платежно-расчетного механизма: использование кредитных карточек; выплата зарплаты через банкоматы и т.п.;
· заключению межотраслевых отношений по тарифам и ценам;
Важной составляющей антиинфляционной стратегии в России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Для чего в стране разработаны и разрабатываются законы, регулирующие сферы рыночной экономики. Прежде всего, это касается финансового, фондового и валютного рынков.
Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения и компаний.
В целом необходимо отметить, правительство Российской Федерации проводит большую работу по борьбе с инфляцией, используя накопленный опыт мировой практики. Тем не менее, рассмотренные выше особенности российской действительности вносят существенные изменения в предполагаемые результаты антиинфляционных мер. Без своевременной, постоянной и умелой адаптации к условиям России, опыта мировой теории и практики на значительные успехи борьбы с инфляцией рассчитывать не приходиться.
- 1)Эволюция науки управления и концепций менеджмента
- 4 Школы управления.
- 2. Менеджмент: методология и организация, современные тенденции развития менеджмента в России.
- 3. Организация как социотехническая система, менеджерский анализ ее внутренней и внешней среды. Принципы построения структуры организации.
- 5) Факторы формирования и развития организационной культуры в организации. Социальная ответственность и этика организации.
- 6. Власть и лидерство в менеджменте, современный стиль управления.
- 7) Основные задачи и методы изучения личности в организации.
- 8) Формирование группового поведения в организации.
- 9) Управленческое общение в деятельности руководителя.
- 10) Управление изменениями в организации.
- 11. Процесс исследования систем управления
- 12) Методология и организация разработки и принятия управленческих решений.
- Классификация:
- 13) Управление персоналом современной организации: цели, функции и организационная структура кадровых служб.
- 14) Планирование и механизм реализации кадровой политики организации.
- 15) Оценка труда персонала организации.
- Методы оценки потенциала работников:
- 16) Развитие и обучение персонала организации.
- 17) Мотивация и стимулирование труда персонала.
- 18) Характеристика основных содержательных и процессуальных теорий мотивации и их использование в деятельности современной организации.
- 19) Формирование систем оплаты труда в современной организации.
- 22. Понятие стратегии ее цели и основные компоненты. Разработка стратегии фирмы. Анализ альтернатив.
- 23. Инновационный менеджмент и его связь с экономическими процессами.
- 24. Управление инновационными организациями. Правовая и государственная защита инноваций и инновационной деятельности.
- 25. Управление качеством: сущность, принципы и основные методы.
- 26. Особенности организации промышленного производства. Формирование производственных программ.
- 27. Эффективность промышленного производства. Оценка эффективности управления организацией.
- 28. Система финансового планирования на предприятии
- 29. Финансовый анализ: содержание, значение, виды.
- 30. Управление оборотным капиталом на предприятии.
- 31. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов Основные методы:
- 32. Управление финансовыми рисками на предприятии.
- 1. Различные подходы к типологии экономических систем. Основные принципы функционирования и характерные черты различных экономических систем.
- 3. Теория рынка. Сущность, структура, функции рынка. Классификация рынков и их инфраструктура.
- 4. Понятие рыночного механизма, его основные элементы и функционирование. Эластичность спроса и предложения.
- 6. Сопоставление издержек производства и выручки в краткосрочном и долгосрочном периодах деятельности предприятия. Точка безубыточности.
- 11. Антициклическая политика государства
- Факторы экономического роста.
- 14. Инфляционные процессы в экономике России. Антиинфляционная политика государства и ее инструменты.
- 15. Проблемы занятости и безработицы. Безработица как социально-экономическое явление, причины возникновения и виды. Безработица и рынок труда.
- Причины безработицы
- 16. Сущность государственного регулирования экономики. Субъекты и объекты регулирования. Масштабы регулирующего вмешательства государства в экономику.
- 17. Федеральный бюджет как элемент финансовой системы государства. Дефицит и профицит. Причины, источники покрытия дефицита.
- 18. Государственный долг: понятие, причины существования, виды, структура, объем. Управление государственным долгом. Социально-экономические последствия.
- Последствия накопления государственного долга
- 19. Этапы формирования мирового хозяйства, его структура и тенденции развития. Российская экономика в системе мирового хозяйства.
- Этапы развития мирового хозяйства
- Структура мирового хозяйства
- Тенденции развития современного мирового хозяйства
- 20. Основные формы международных экономических отношений и их субъекты. Россия в системе международных хозяйственных связей.
- 21 Экономический рост: типы, факторы, пределы. Проблема качества экономического роста.
- Типы экономического роста
- Факторы, обеспечивающие экономический рост
- 22. Комплекс маркетинга, разработка целевых рынков и их сегментация. Позиционирование товара.
- 23. Сбыт и продвижение как элементы комплекса маркетинга. Управление каналами распределения.
- Управление каналами распределения
- Вертикальные маркетинговые системы
- Горизонтальные маркетинговые системы
- 24. Хозяйственный учет в системе управления предприятие. Виды, взаимосвязь данных бухгалтерского и налогового учета.
- 25. Учетная политика организации (предприятия): содержание, основные элементы.
- Учетная политика для целей бухгалтерского учёта (фз и пбу)
- Учетная политика для целей налогового учёта
- 26. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и его основные элементы.
- 28. Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России.
- 2) Второй уровень:
- 3) Третий уровень: