16. Сущность государственного регулирования экономики. Субъекты и объекты регулирования. Масштабы регулирующего вмешательства государства в экономику.
Государственное регулирование экономики– система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По характеру действия выделяют методы административные и экономические.
Административные методы законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.);
Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов. С помощью этих методов осуществляются, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др.
По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия регулирование экономики, государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия.
Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства.
Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы.
Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке.
В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др.
Государственное регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов. Здесь важную роль играют политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.
Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы.
Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования.
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т. п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.
Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики - это:
-экономический цикл;
-секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
-условия накопления капитала;
-занятость;
-денежное обращение;
-платежный баланс;
-цены
-НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью --разработку и реализацию научных идей);
-условия конкуренции;
-социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по -найму, а также социальное обеспечение;
-подготовка и переподготовка кадров;
-окружающая среда;
-внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
- 1)Эволюция науки управления и концепций менеджмента
- 4 Школы управления.
- 2. Менеджмент: методология и организация, современные тенденции развития менеджмента в России.
- 3. Организация как социотехническая система, менеджерский анализ ее внутренней и внешней среды. Принципы построения структуры организации.
- 5) Факторы формирования и развития организационной культуры в организации. Социальная ответственность и этика организации.
- 6. Власть и лидерство в менеджменте, современный стиль управления.
- 7) Основные задачи и методы изучения личности в организации.
- 8) Формирование группового поведения в организации.
- 9) Управленческое общение в деятельности руководителя.
- 10) Управление изменениями в организации.
- 11. Процесс исследования систем управления
- 12) Методология и организация разработки и принятия управленческих решений.
- Классификация:
- 13) Управление персоналом современной организации: цели, функции и организационная структура кадровых служб.
- 14) Планирование и механизм реализации кадровой политики организации.
- 15) Оценка труда персонала организации.
- Методы оценки потенциала работников:
- 16) Развитие и обучение персонала организации.
- 17) Мотивация и стимулирование труда персонала.
- 18) Характеристика основных содержательных и процессуальных теорий мотивации и их использование в деятельности современной организации.
- 19) Формирование систем оплаты труда в современной организации.
- 22. Понятие стратегии ее цели и основные компоненты. Разработка стратегии фирмы. Анализ альтернатив.
- 23. Инновационный менеджмент и его связь с экономическими процессами.
- 24. Управление инновационными организациями. Правовая и государственная защита инноваций и инновационной деятельности.
- 25. Управление качеством: сущность, принципы и основные методы.
- 26. Особенности организации промышленного производства. Формирование производственных программ.
- 27. Эффективность промышленного производства. Оценка эффективности управления организацией.
- 28. Система финансового планирования на предприятии
- 29. Финансовый анализ: содержание, значение, виды.
- 30. Управление оборотным капиталом на предприятии.
- 31. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов Основные методы:
- 32. Управление финансовыми рисками на предприятии.
- 1. Различные подходы к типологии экономических систем. Основные принципы функционирования и характерные черты различных экономических систем.
- 3. Теория рынка. Сущность, структура, функции рынка. Классификация рынков и их инфраструктура.
- 4. Понятие рыночного механизма, его основные элементы и функционирование. Эластичность спроса и предложения.
- 6. Сопоставление издержек производства и выручки в краткосрочном и долгосрочном периодах деятельности предприятия. Точка безубыточности.
- 11. Антициклическая политика государства
- Факторы экономического роста.
- 14. Инфляционные процессы в экономике России. Антиинфляционная политика государства и ее инструменты.
- 15. Проблемы занятости и безработицы. Безработица как социально-экономическое явление, причины возникновения и виды. Безработица и рынок труда.
- Причины безработицы
- 16. Сущность государственного регулирования экономики. Субъекты и объекты регулирования. Масштабы регулирующего вмешательства государства в экономику.
- 17. Федеральный бюджет как элемент финансовой системы государства. Дефицит и профицит. Причины, источники покрытия дефицита.
- 18. Государственный долг: понятие, причины существования, виды, структура, объем. Управление государственным долгом. Социально-экономические последствия.
- Последствия накопления государственного долга
- 19. Этапы формирования мирового хозяйства, его структура и тенденции развития. Российская экономика в системе мирового хозяйства.
- Этапы развития мирового хозяйства
- Структура мирового хозяйства
- Тенденции развития современного мирового хозяйства
- 20. Основные формы международных экономических отношений и их субъекты. Россия в системе международных хозяйственных связей.
- 21 Экономический рост: типы, факторы, пределы. Проблема качества экономического роста.
- Типы экономического роста
- Факторы, обеспечивающие экономический рост
- 22. Комплекс маркетинга, разработка целевых рынков и их сегментация. Позиционирование товара.
- 23. Сбыт и продвижение как элементы комплекса маркетинга. Управление каналами распределения.
- Управление каналами распределения
- Вертикальные маркетинговые системы
- Горизонтальные маркетинговые системы
- 24. Хозяйственный учет в системе управления предприятие. Виды, взаимосвязь данных бухгалтерского и налогового учета.
- 25. Учетная политика организации (предприятия): содержание, основные элементы.
- Учетная политика для целей бухгалтерского учёта (фз и пбу)
- Учетная политика для целей налогового учёта
- 26. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и его основные элементы.
- 28. Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России.
- 2) Второй уровень:
- 3) Третий уровень: