28. Система финансового планирования на предприятии
Значение финансового планирования состоит в том, что оно:
воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;
служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Планирование связано с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Методы финансового планирования: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности, экономико-математического моделирования.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов..
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы — бух. баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких, как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам.
На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Ответственность за разработку финансовых планов возлагается на финансово-экономические службы предприятия. Основными функциями финансового менеджера в рамках финансового планирования на предприятии являются:
разработка финансовой стратегии;
формирование финансовой политики предприятия;
разработка прогнозов и планов вложения капитала, оценка различных вариантов инвестирования с учетом степени риска и получаемого дохода, выбор оптимального варианта;
разработка долгосрочных, среднесрочных и оперативных финансовых планов, доведение утвержденных плановых финансовых показателей и нормативов до соответствующих отделов, служб и цехов;
обеспечение выполнения утвержденных финансовых планов;
разработка финансового раздела бизнес-плана предприятия;
контроль за выполнением плановых финансовых показателей.
- 1)Эволюция науки управления и концепций менеджмента
- 4 Школы управления.
- 2. Менеджмент: методология и организация, современные тенденции развития менеджмента в России.
- 3. Организация как социотехническая система, менеджерский анализ ее внутренней и внешней среды. Принципы построения структуры организации.
- 5) Факторы формирования и развития организационной культуры в организации. Социальная ответственность и этика организации.
- 6. Власть и лидерство в менеджменте, современный стиль управления.
- 7) Основные задачи и методы изучения личности в организации.
- 8) Формирование группового поведения в организации.
- 9) Управленческое общение в деятельности руководителя.
- 10) Управление изменениями в организации.
- 11. Процесс исследования систем управления
- 12) Методология и организация разработки и принятия управленческих решений.
- Классификация:
- 13) Управление персоналом современной организации: цели, функции и организационная структура кадровых служб.
- 14) Планирование и механизм реализации кадровой политики организации.
- 15) Оценка труда персонала организации.
- Методы оценки потенциала работников:
- 16) Развитие и обучение персонала организации.
- 17) Мотивация и стимулирование труда персонала.
- 18) Характеристика основных содержательных и процессуальных теорий мотивации и их использование в деятельности современной организации.
- 19) Формирование систем оплаты труда в современной организации.
- 22. Понятие стратегии ее цели и основные компоненты. Разработка стратегии фирмы. Анализ альтернатив.
- 23. Инновационный менеджмент и его связь с экономическими процессами.
- 24. Управление инновационными организациями. Правовая и государственная защита инноваций и инновационной деятельности.
- 25. Управление качеством: сущность, принципы и основные методы.
- 26. Особенности организации промышленного производства. Формирование производственных программ.
- 27. Эффективность промышленного производства. Оценка эффективности управления организацией.
- 28. Система финансового планирования на предприятии
- 29. Финансовый анализ: содержание, значение, виды.
- 30. Управление оборотным капиталом на предприятии.
- 31. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов Основные методы:
- 32. Управление финансовыми рисками на предприятии.
- 1. Различные подходы к типологии экономических систем. Основные принципы функционирования и характерные черты различных экономических систем.
- 3. Теория рынка. Сущность, структура, функции рынка. Классификация рынков и их инфраструктура.
- 4. Понятие рыночного механизма, его основные элементы и функционирование. Эластичность спроса и предложения.
- 6. Сопоставление издержек производства и выручки в краткосрочном и долгосрочном периодах деятельности предприятия. Точка безубыточности.
- 11. Антициклическая политика государства
- Факторы экономического роста.
- 14. Инфляционные процессы в экономике России. Антиинфляционная политика государства и ее инструменты.
- 15. Проблемы занятости и безработицы. Безработица как социально-экономическое явление, причины возникновения и виды. Безработица и рынок труда.
- Причины безработицы
- 16. Сущность государственного регулирования экономики. Субъекты и объекты регулирования. Масштабы регулирующего вмешательства государства в экономику.
- 17. Федеральный бюджет как элемент финансовой системы государства. Дефицит и профицит. Причины, источники покрытия дефицита.
- 18. Государственный долг: понятие, причины существования, виды, структура, объем. Управление государственным долгом. Социально-экономические последствия.
- Последствия накопления государственного долга
- 19. Этапы формирования мирового хозяйства, его структура и тенденции развития. Российская экономика в системе мирового хозяйства.
- Этапы развития мирового хозяйства
- Структура мирового хозяйства
- Тенденции развития современного мирового хозяйства
- 20. Основные формы международных экономических отношений и их субъекты. Россия в системе международных хозяйственных связей.
- 21 Экономический рост: типы, факторы, пределы. Проблема качества экономического роста.
- Типы экономического роста
- Факторы, обеспечивающие экономический рост
- 22. Комплекс маркетинга, разработка целевых рынков и их сегментация. Позиционирование товара.
- 23. Сбыт и продвижение как элементы комплекса маркетинга. Управление каналами распределения.
- Управление каналами распределения
- Вертикальные маркетинговые системы
- Горизонтальные маркетинговые системы
- 24. Хозяйственный учет в системе управления предприятие. Виды, взаимосвязь данных бухгалтерского и налогового учета.
- 25. Учетная политика организации (предприятия): содержание, основные элементы.
- Учетная политика для целей бухгалтерского учёта (фз и пбу)
- Учетная политика для целей налогового учёта
- 26. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и его основные элементы.
- 28. Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России.
- 2) Второй уровень:
- 3) Третий уровень: