Значение понятия “мотивация”
Сегодня фактически все — и практики, и теоретики — имеют свое определение понятия “мотивациям (motivation). Как правило, в определение включают одно или несколько из приведенных далее слов: “страстное желание”, “необходимость”, “пожелание”, “цели”, “намерения”, “потребности”, “побуждения”, “мотивы”, “вознаграждение”. С точки зрения этимологии можно проследить связь слова “мотивация” с латинским movere, что означает “побуждать”. Такое значение представляется очевидным из следующего исчерпывающего определения. Мотивация — это процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Таким образом, ключ к пониманию процесса мотивации лежит в значении слов “потребности”, “побуждение”, “вознаграждение” и во взаимоотношении между ними.
На рис. 6.1 графически показан процесс мотивации. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения; в этом, собственно, и заключена основа мотивации. С позиции системного подхода мотивация складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов. -
1. Потребности. Потребности возникают всякий раз, когда нарушается физиологическое или психологическое равновесие. Например, потребность существует, когда клетки тела лишены пищи и воды, или когда человеку не хватает общества других людей, которые были бы его друзьями или компаньонами. Хотя психологические потребности могут основываться на некоем дефиците, иногда это бывает и не так. Например, биография человека с сильной потребностью достичь успеха может отражать непрерывную цепь достижений.
2. Побуждение. За редким исключением2 побуждения, или мотивы (оба термина часто используются как взаимозаменяющие), возникают, чтобы хоть частично удовлетворить потребности. Физиологический мотив можно определить просто как ощущение недостатка в чем-либо. Физиологические и психологические побуждения ориентированы на действие и обеспечивают энергию движения к достижению вознаграждения. Они составляют сердцевину мотивационного процесса. Например, потребности в пище и воде на уровне мотивов соответствуют голоду и жажде, а потребность в друзьях — мотиву принадлежности.
3. Вознаграждение. В конце цикла мотивации находится вознаграждение, определяемое как нечто, что приглушит потребность и снизит побуждение. Таким образом, достижение вознаграждения приведет к восстановлению физиологического и психологического баланса и уменьшит или совсем устранит побуждение. Поглощение пищи, питье воды и приобретение друзей приведут к восстановлению
ПОТРЕБНОСТИ ^ ПОБУЖДЕНИЯ ^ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ Рис. 6.1. Основной процесс мотивации
баланса и уменьшению соответствующих побуждений. В этих примерах пища, вода и друзья представляют собой поз награждение.
ПЕРВИЧНЫЕ МОТИВЫ
Психологи еще не пришли к общему мнению, как классифицировать различные мотивы человека, но признают, что некоторые из них являются врожденными и имеют физиологическое происхождение. Такие мотивы называют по-разному ~ физиологические, биологические, врожденные, или первичные. В данной книге используется последний термин, поскольку он представляется наиболее исчерпывающим. Использование термина ^первичный” отнюдь не подразумевает, что эта группа мотивов имеет некое превосходство над общими и вторичными мотивами. Хотя в некоторых теориях мотивации признается приоритет первичных мотивов, существует множество ситуаций, когда общие и вторичные мотивы доминируют над первичными. Типичными являются такие примеры, как обет безбрачия, который дают священники, и соблюдение поста по религиозным, социальным или политическим причинам. В обоих случаях вторичные, приобретенные, мотивы сильнее врожденных первичных.
Мотивы должны отвечать двум условиям, чтобы их можно было отнести к категории первичных: они должны быть врожденными” обусловливаться физиологией. Исходя из этого, самыми обычными из известных первичных мотивов являются голод, жажда, сон, стремление избежать боль, секс и материнский инстинкт. Поскольку с точки зрения физиологии все люди одинаковы, они, естественно, будут иметь одни и те же первичные потребности. Однако, когда речь идет о вторичных потребностях, ситуация оказывается иной.
- Цели изучения материала
- Значение понятия “мотивация”
- Общие мотивы
- Мотивы любопытства, желания манипулировать и деятельности
- Мотив привязанности
- Вторичные мотивы
- Мотив достижений
- Мотив принадлежности
- Мотив безопасности
- Мотив статуса
- Подходы к трудовой мотивации
- Содержательные теории трудовой мотивации
- Иерархия потребностей Маслоу