Мотив достижений
Хотя потребность во власти была признана давно и обсуждается уже долгое время, сслеловательские работы в этой области стали проводиться совсем недавно. С моти-ом достижений все происходило наоборот. Хотя он не имеет столь долгой истории, ак другие мотивы, о нем известно больше, поскольку ему было посвящено множество сследований5- Очень результативным инструментом для исследования мотива дости-.ении оказался “Тест тематической апперцепции” (ТТА) (Thematic Apperception Test, TAT). '. помощью ТТА можно эффективно идентифицировать и измерить уровень мотива до-гижений. Тест проводится следующим образом: на картинке теста изображен молодой еловек, который вспахивает поле; солнце вот-вот зайдет. Тестируемый должен расска-зть историю о том, что он видит на картинке. Эта история будет отражать основные ютивы тестируемого. Например, он может сказать, что человек на рисунке расстроен, оскольку солнце уже садится, а надо вспахать еще много земли и посеять семена до ачала дождей. Такой ответ указывает на высокую потребность в достижениях. Менее ацеленный н;1 достижения тестируемый мог бы сказать, что человек счастлив, поскольку олнце наконец-то заходит и можно пойти домой, расслабиться, выпить что-нибудь свежаюшее. Исследовательский подход при изучении мотива достижений был настолько спешен, что психологи часто считают его прототипом того, как нужно получать зна-;ия и добиваться понимания при изучении поведения.
Наиболее тесно с изучением мотива достижений связан Давид К. Макклелланд, [сихолог из Гарварда; как огмечено в гл. 12, теперь он проводит исследования, касающиеся и власти. Макклелланд много написал обо всех аспектах п Ach (мотива достижений). На основе его обширного исследования сложился четкий образ человека с высокой потребностью достижений. Попросту говоря, мотив достижений можно определить как желание соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции. Некоторые специфические черты человека, нацеленного надостижения, кратко рассматриваются в последующих разделах.
Умеренная склонность к риску. Склонность к умеренному риску, пожалуй, единственная наиболее характерная черта человека с высокой потребностью достижений. На первый взгляд может показаться, что человек с высокой потребностью достижений должен любить рисковать. Однако исследования снова и снова дают результаты, отличные от ожидаемых с точки зрения житейской логики. Лучше всего демонстрирует склонность к риску игра серсо. Было доказано: если участникам игры говорят, что при набрасывании колец на колышки они могут стоять, где хотят, люди с низкой и высокой потребностью в достижениях ведут себя абсолютно по-разному. Люди с низкой потребностью в достижениях, как правило, либо становятся очень близко и просто надевают кольца на колышки, либо, наоборот, располагаются очень далеко и кидают кольца наудачу. Люди с высокой потребностью достижений, напротив, почти всегда тщательно просчитывают расстояние до колышков в соответствии со своими способностями. Такие люди не встанут слишком близко, поскольку если они просто наденут кольцо на колышек, то не смогут проверить свои способности. По той же причине они не встанут чересчур далеко, так как в этом случае от удачи, а не от умения будет зависеть, окажется ли кольцо на колышке. Другими словами, люди с низкой потребностью в достижениях либо сильно рискуют, либо вовсе избегают риска; человек же с высокой потребностью достижений склонен к умеренному риску. Это оказывается справедливым как в простых детских играх, так и в деятельности взрослых и при принятии ими важных решений-
Потребность в немедленной обратной связи. Со стремлением к умеренному риску у людей с высокой потребностью в достижениях тесно связано и желание немедленно получить обратную связь (feedback). Люди с высоким п Ach предпочитают такие виды деятельности, которые могут обеспечить им немедленную и конкретную информацию об их успехах в достижении цели. Одни виды хобби и профессиональной деятельности предоставляют такого рода обратную связь, другие — нет. Люди с высокой потребностью в достижениях обычно предпочитают такие виды хобби, как работы по дереву или ремонт автомобилей, дающие быструю, точную обратную связь; они избегают хобби вроде коллекционирования монет, на которые надо потратить годы. По тем же причинам люди, ориентированные на достижения, имеют тенденцию стремиться к такой работе или деятельности, как работа продавцом или определенные менеджерские должности, когда их работа оценивается часто и по конкретным критериям; по крайней мере они получают от таких видов работы большее удовлетворение. На другом конце шкалы профессиональной деятельности, как правило, трудно обнаружить людей с высоким п Ach или же они испытывают фрустрацию, если им приходится заниматься, например, исследованиями и разработками или обучением, где обратная связь, характеризующая их деятельность, очень неточная, расплывчатая и охватывает большие промежутки времени.
Удовлетворение от завершения работы. Люди с высокой потребностью в достижениях считают, что выполнение задачи само по себе несет удовлетворение; они не ждут наград и не мечтают обязательно получить соответствующее материальное вознаграждение. Хорошей иллюстрацией этой характеристики является стремление к деньгам, но не по обычным причинам,
таким, как желание иметь деньги сами по себе или для приобретения материальных благ. Люди с высоким п Ach рассматривают деньги скорее как форму обратной связи или как оценку их работы. Если у людей, ориентированных на достижения, есть выбор между простой работой с хорошей оплатой и более трудной с низкой оплатой, они обычно при прочих равных условиях выбирают последнее.
Поглощенность поставленной задачей. Если люди с высокой потребностью в достижениях ставят задачу, они стремятся полностью посвятить себя ее реализации до успешного разрешения. Они не могут остановиться или сделать работу наполовину и не чувствуют себя удовлетворенными, пока не приложат максимум усилий. Такая преданность своему делу часто отражается на внешних проявлениях их личности, что зачастую негативно сказывается на тех, кто имеет с ними дело. Люди с высокой потребностью в достижениях часто воспринимаются другими как недружелюбные или как “одинокие волки”. Они могут быть очень спокойными и редко хвастаются своими достижениями. Они очень реалистично относятся к своими способностям и не позволяют вставать на их пути к цели. Очевидно, что при таком подходе люди, ориентированные на достижения, не всегда сохраняют хорошие отношения с другими. Обычно из таких людей получаются прекрасные продавцы, но очень редко — хорошие менеджеры по продажам.
Фрагмент “Практический пример: Люди с высокой потребностью в достижениях” описывает стратегии, которые используют предприниматели при открытии нового дела. Почти все предприниматели имеют относительно высокую потребность в достижениях,
- Цели изучения материала
- Значение понятия “мотивация”
- Общие мотивы
- Мотивы любопытства, желания манипулировать и деятельности
- Мотив привязанности
- Вторичные мотивы
- Мотив достижений
- Мотив принадлежности
- Мотив безопасности
- Мотив статуса
- Подходы к трудовой мотивации
- Содержательные теории трудовой мотивации
- Иерархия потребностей Маслоу