logo
Организационное поведение / ОРГ

Вторичные мотивы

В то время как общие мотивы при изучении поведения человека в организации пред­ставляются относительно более важными, чем первичные, вторичные мотивы, без со­мнения, являются самыми значимыми. По мере того как человеческое общество разви­вается экономически и становится более сложным, первичные и, в меньшей степени, общие мотивы при мотивации поведения уступают дорогу приобретенным вторичным. Даже с учетом некоторых очевидных исключений, с которыми все еще приходится бо­роться, мотивы голода и жажды все же не являются доминирующими среди людей, жи­вущих в экономически развитых странах. Очевидно, ситуация может измениться; на­пример, •абум рождаемости” или “парниковый эффект” могут изменить определенные человеческие потребности. Но на данный момент доминируют все же вторичные моти­вы.

Вторичные мотивы тесно связаны с концепциями научения, которые рассмотрены в гл. 8. В частности, подкрепление как принцип научения концептуально и практи­чески связан с мотивацией. Такая взаимосвязь очевидна, когда подкрепление делится на две категории — первичные и вторичные — и описывается как вознаграждение. Од­нако иногда подкрепление рассматривают просто как важный элемент, служащий для повышения мотивации к повторению поведения4; такой подход рассматривается в книге отдельно. Следует еще раз подчеркнуть, что хотя различные поведенческие понятия могут разделяться с целью анализа и изучения, на самом деле такие понятия, как подкрепле­ние и мотивация, при формировании поведения человека не действуют как отдельные сущности; здесь всегда имеет место эффект взаимодействия.

Мотив должен быть приобретенным, чтобы его можно было отнести к категории вторичных. Этому критерию отвечает множество важных человеческих мотивов. К наи­более значимым относят власть, достижения и принадлежность, или, каких сейчас обыч­но называют, п Pow, n Ach и п /^соответственно. Кроме того, особенно когда речь идет об организационном поведении, важными являются такие вторичные мотивы, как ста­тус и безопасность. В табл. 6.1 приведены примеры каждой из перечисленных важных вторичных потребностей-

Мотив власти

Мотив пласти рассматривается здесь первым, поскольку он был официально при­знан раньше других и изучается относительно давно. Главным защитником мотива вла­сти был один из первых ученых-бихевиористов Альфред Адлер. Адлер официально ра-

Примеры ключевых вторичных потребностей

Потребность В достижениях

Действовать лучше конкурентов

Достигать сложных целей или даже превосходить их.

Решать сложные проблемы

Успешно справляться с трудными заданиями

Находить лучшие пути выполнения чего-либо

'огрвбносг* в безопасности Иметь гарантированную работу Быть защищенным от потери дохо"дов или экономи­ческого краха

Быть огражденным от последствий болезни и нетрудоспособности

Быть защищенным от физических увечий или опасных условий труда

Избегать заданий или решений, связанных с риском неудачи или обвинений

Потребность в статусе

я Иметь соответствующую машину и носить соответ­ствующую одежду

Работать в престижной компании и занимать хорошую должность

Иметь диплом соответствующего университета

Жить в хорошем районе и быть членом загородного клуба

Иметь привилегии менеджера высшего ранга

Потребность в принадлежности

Быть любимым многими людьми

И Быть принятым группой или командой

Работать с людьми, которые настроены по-дружески и готовы к сотрудничеству

Поддерживать гармоничные взаимоотношения-и избегать конфликтов

Участвовать в приятной общественной деятельности

Потребность во власти

Влиять на людей так, чтобы они меняли свои позиции или поведение

Контролировать людей и их деятельность

Властвовать над другими

Иметь возможность контролировать информацию и ресурсы

Наносить поражение своим оппонентам или врагам

,орвал свои тесные связи с Зигмундом Фрейдом и сформулировал теоретические поло­жения, резко противоречащие теории психоанализа. Фрейд подчеркивал влияние про-илого опыта и неосознанной сексуальной мотивации, Адлер же заменил их на будущее [ непреодолимое стремление человека к превосходству и власти.

Для объяснения потребности во власти — потребности управлять другими или же-ания быть выше других — Адлер разработал понятия комплекс неполноценности и ком-'енсация. Он считал, что каждый маленький ребенок испытывает чувство неполнои,ен-ости (inferiority}. Когда это чувство соединяется с тем, что Адлер называл природной врожденной) потребностью в превосходстве, вместе они начинают руководить пове-ением человека. Индивидуальный стиль жизни можно охарактеризовать как стремле-;ие компенсировать чувство неполноценности, стремление, которое сочетается с врож-енным стремлением к власти.

Хотя современные психологи в большинстве своем не принимают доктрину о том, то потребность во власти является врожденной и поэтому доминирующей, в послед-:ие годы интерес к ней вновь обострился. Стремление к власти без труда можно заме-ить в современном американском обществе. Вероятно, лучшим примером япляются олитики; политические скандалы дают замечательную возможность изучать стремле-ие к власти и ее применение в правительственных и политических кругах. Однако на­яду с политиками любой человек, который занимает ответственную должность в биз-есе, правительстве, профсоюзах, в сфере образования или армии, также может прояв-ять значительную потребность во власти. Мотив власти имеет важное прикладное зна-ение для организационного лидерства и для неформальных, политических аспектов )ункционирования организации. В гл. 12 детально исследуется динамика власти. Она ревратилась в один из наиболее значимых факторов при изучении организационного сведения.