Вторичные мотивы
В то время как общие мотивы при изучении поведения человека в организации представляются относительно более важными, чем первичные, вторичные мотивы, без сомнения, являются самыми значимыми. По мере того как человеческое общество развивается экономически и становится более сложным, первичные и, в меньшей степени, общие мотивы при мотивации поведения уступают дорогу приобретенным вторичным. Даже с учетом некоторых очевидных исключений, с которыми все еще приходится бороться, мотивы голода и жажды все же не являются доминирующими среди людей, живущих в экономически развитых странах. Очевидно, ситуация может измениться; например, •абум рождаемости” или “парниковый эффект” могут изменить определенные человеческие потребности. Но на данный момент доминируют все же вторичные мотивы.
Вторичные мотивы тесно связаны с концепциями научения, которые рассмотрены в гл. 8. В частности, подкрепление как принцип научения концептуально и практически связан с мотивацией. Такая взаимосвязь очевидна, когда подкрепление делится на две категории — первичные и вторичные — и описывается как вознаграждение. Однако иногда подкрепление рассматривают просто как важный элемент, служащий для повышения мотивации к повторению поведения4; такой подход рассматривается в книге отдельно. Следует еще раз подчеркнуть, что хотя различные поведенческие понятия могут разделяться с целью анализа и изучения, на самом деле такие понятия, как подкрепление и мотивация, при формировании поведения человека не действуют как отдельные сущности; здесь всегда имеет место эффект взаимодействия.
Мотив должен быть приобретенным, чтобы его можно было отнести к категории вторичных. Этому критерию отвечает множество важных человеческих мотивов. К наиболее значимым относят власть, достижения и принадлежность, или, каких сейчас обычно называют, п Pow, n Ach и п /^соответственно. Кроме того, особенно когда речь идет об организационном поведении, важными являются такие вторичные мотивы, как статус и безопасность. В табл. 6.1 приведены примеры каждой из перечисленных важных вторичных потребностей-
Мотив власти
Мотив пласти рассматривается здесь первым, поскольку он был официально признан раньше других и изучается относительно давно. Главным защитником мотива власти был один из первых ученых-бихевиористов Альфред Адлер. Адлер официально ра-
Примеры ключевых вторичных потребностей
Потребность В достижениях
Действовать лучше конкурентов
Достигать сложных целей или даже превосходить их.
Решать сложные проблемы
Успешно справляться с трудными заданиями
Находить лучшие пути выполнения чего-либо
'огрвбносг* в безопасности Иметь гарантированную работу Быть защищенным от потери дохо"дов или экономического краха
Быть огражденным от последствий болезни и нетрудоспособности
Быть защищенным от физических увечий или опасных условий труда
Избегать заданий или решений, связанных с риском неудачи или обвинений
Потребность в статусе
я Иметь соответствующую машину и носить соответствующую одежду
• Работать в престижной компании и занимать хорошую должность
• Иметь диплом соответствующего университета
• Жить в хорошем районе и быть членом загородного клуба
• Иметь привилегии менеджера высшего ранга
Потребность в принадлежности
• Быть любимым многими людьми
И Быть принятым группой или командой
• Работать с людьми, которые настроены по-дружески и готовы к сотрудничеству
• Поддерживать гармоничные взаимоотношения-и избегать конфликтов
•Участвовать в приятной общественной деятельности
Потребность во власти
• Влиять на людей так, чтобы они меняли свои позиции или поведение
• Контролировать людей и их деятельность
• Властвовать над другими
• Иметь возможность контролировать информацию и ресурсы
• Наносить поражение своим оппонентам или врагам
,орвал свои тесные связи с Зигмундом Фрейдом и сформулировал теоретические положения, резко противоречащие теории психоанализа. Фрейд подчеркивал влияние про-илого опыта и неосознанной сексуальной мотивации, Адлер же заменил их на будущее [ непреодолимое стремление человека к превосходству и власти.
Для объяснения потребности во власти — потребности управлять другими или же-ания быть выше других — Адлер разработал понятия комплекс неполноценности и ком-'енсация. Он считал, что каждый маленький ребенок испытывает чувство неполнои,ен-ости (inferiority}. Когда это чувство соединяется с тем, что Адлер называл природной врожденной) потребностью в превосходстве, вместе они начинают руководить пове-ением человека. Индивидуальный стиль жизни можно охарактеризовать как стремле-;ие компенсировать чувство неполноценности, стремление, которое сочетается с врож-енным стремлением к власти.
Хотя современные психологи в большинстве своем не принимают доктрину о том, то потребность во власти является врожденной и поэтому доминирующей, в послед-:ие годы интерес к ней вновь обострился. Стремление к власти без труда можно заме-ить в современном американском обществе. Вероятно, лучшим примером япляются олитики; политические скандалы дают замечательную возможность изучать стремле-ие к власти и ее применение в правительственных и политических кругах. Однако наяду с политиками любой человек, который занимает ответственную должность в биз-есе, правительстве, профсоюзах, в сфере образования или армии, также может прояв-ять значительную потребность во власти. Мотив власти имеет важное прикладное зна-ение для организационного лидерства и для неформальных, политических аспектов )ункционирования организации. В гл. 12 детально исследуется динамика власти. Она ревратилась в один из наиболее значимых факторов при изучении организационного сведения.
- Цели изучения материала
- Значение понятия “мотивация”
- Общие мотивы
- Мотивы любопытства, желания манипулировать и деятельности
- Мотив привязанности
- Вторичные мотивы
- Мотив достижений
- Мотив принадлежности
- Мотив безопасности
- Мотив статуса
- Подходы к трудовой мотивации
- Содержательные теории трудовой мотивации
- Иерархия потребностей Маслоу