logo search
Игры и упражнения на расширение ориентировки в

21. Кто как двигается?

ЦЕЛЬ 1. Для первого варианта: расширять словарь детей — использовать в речи глаголы, обозначающие разные движения животных (летают, бегают, ползают). Развивать умение соотносить название глагола движения с действием животного (летает — полетит, улетает — ...). 2. Для второго варианта: закрепить в речи детей слова, обозначающие разные способы передвижения животных (бегает, ползает, летает, плавает, прыгает). Подвести детей к классификации животных по способу передвижения. 3. Для третьего варианта: упражнять детей в точном названии движений животных (бегают, прыгают, ползают, летают). Научить соединять в пары одинаково передвигающихся животных. Развивать умение действовать совместно. 4. Для четвертого варианта: правильно, по смыслу употреблять слова, обозначающие движения животных, отбирать для предложений точные глаголы: прибежал отпрыгнул убежал спрыгнул забежал запрыгнул приполз уполз заполз прилетел(а) улетел(а) залетел(а) или слетел(а) приплыл или подплыл уплыл заплыл

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Для первого варианта: картонные домики с 3 окошка¬ми для картинок и окошком (балконом) на крыше для хозяина дома; предметные картинки с изображениями знакомых детям животных: воробей, голубь, ворона, бабочка, стрекоза (летают); лиса, волк, медведь, белка (бегают); жук, гусеница, змея, червяк (ползают).

2. Для второго варианта: на каждого ребенка — по 2-4 картинки с изображением по-разному передвигающихся животных. Например: рыба, лягушка, улитка, воробей; кузнечик, червяк, ласточка, волк и т.п. У воспитателя имеется карточка с пятью полосками для выкладывания картинок.

3. Для третьего варианта: на двух детей — карточка, разделенная на 8-10 клеток; на каждого ребенка — набор картинок с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых. Наборы картинок для каждой пары могут быть такими: Заяц кенгуру Щука кит Ласточка стрекоза Змея Гусеница Дельфин Тюлень Лиса Волк Кузнечик Лягушка Грач Бабочка Попугай Воробей Жук Улитка Белка Обезьяна Сорока летучая мышь Медведь лев Лебедь ворона Петух индюк

4. Для четвертого варианта: предметные картинки с изображениями животных с разными способами передвижения (звери, птицы, рыбы, насекомые). Таких животных на картинках должно быть по одному на каждого играющего. Например, на пятерых детей — пять летающих животных: бабочка, орел, кукушка, стрекоза, скворец; на одного ребенка — пять по-разному передвигающихся животных: олень, колибри, морж, кенгуру, кобра; фишки.

ХОД ИГРЫ

I вариант (вторая младшая группа) Воспитатель показывает детям домики с разными по цвету крышами и рассказывает: «В домике с красной крышей живет синичка. Она вышла на балкон и ждет гостей — тех животных, у которых есть крылья и которые тоже умеют летать. А в домике с желтой крышей живет лисичка. Она умеет быстро бегать и пригласила к себе зверей, которые хорошо бегают, и с балкона смотрит, не бегут ли к ней гости». Первый раз можно ограничиться двумя домиками и раздать детям по 2 картинки с животными, основными движениями которых являются бег и полет. В игре могут участвовать 3 ребенка. Воспитатель спрашивает каждого, кто у него полетит к синичке и кто побежит к лисичке. Ребенок показывает свои картинки и говорит: «Бабочка полетит к синичке», «Волк побежит к лисичке», — и выкладывает свои картинки на окошки в домиках. Когда все картинки будут выложены, воспитатель указывает то на одну, то на другую картинку и спрашивает: «Кто прилетел к синичке?» Ребенок, к которому обращается воспитатель, отвечает: «К синичке прилетел воробей (голубь...)». «Кто прибежал к лисичке?» — «К лисичке прибежала белочка». Воспитатель обобщает: «У синички в гостях — все летающие животные, а у лисички — бегающие». «Угостили синичка и лисичка своих гостей чаем с вкусными пирогами, и стали гости собираться домой. Кто сначала улетел? (показывает на тех или иных животных)». Ребенок отвечает: «Стрекоза улетела» и т. д. «Кто потом убежал домой?», «Кто последний улетел (убежал)?» При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям картинки с ползающими животными и добавляет еще один домик. Можно дать детям одну картинку с животным, которое ползает, а другую — с животным, которое летает или бегает, позже можно дать по 3 картинки. Воспитатель следит за изменением глаголов в речи детей, в зависимости от действий животных (пополз, приполз, уполз).

II вариант (средняя группа) Воспитатель говорит детям, что разные животные по-разному двигаются. Одни хорошо бегают, другие — летают, ползают, прыгают или плавают. Раздает детям конверты с картинками и объясняет: «Достаньте из конверта картинки и разложите их в ряд перед собой (может спросить каждого ребенка, какие животные изображены на его картинках). Я буду называть какое-либо движение животных, а тот, у кого животное умеет подобным образом двигаться, поднимет картинку и скажет, например, так: «Заяц прыгает» или «Стрекоза летает», — и положит свою картинку на полоску этой карточки (показывает). И у нас на каждой полоске соберутся животные, которые могут одинаково двигаться. Картинки на полоске кладите в ряд». Если ребенок не сможет правильно назвать движение животного, то картинка остается у него. И в конце игры кто-либо из детей помогает ему. Когда дети выложат на карточку все свои картинки, воспитатель называет какое-либо движение, а дети хором называют всех одинаково передвигающихся животных. Например, воспитатель: «Плавают» — Дети: «Кит, щука...» Правила игры: 1) показывать то животное, которое передвигается соответственно названному движению; 2) выкладывать свою картинку на полоску карточки рядом с животными, так же передвигающимися.

III вариант (старшая группа) Каждый играющий получает набор картинок (5 штук) с изображением разных животных и одну карточку с клетками на двоих. В игре могут участвовать 2 или 3 пары детей. Воспитатель объясняет детям игровую задачу и правила игры: «Вам нужно объединить животных в пары, которые одинаково двигаются. Например, лебедя и ворону, потому что эти птицы летают, или лису и волка, потому что эти звери бегают (если животные разных видов, например грач и бабочка, то в ответе следует употреблять слово "животные"). Пары животных вы будете составлять вдвоем на одной карточке. Кто-либо из вас положит на нее любую картинку из своего набора, а другой выложит рядом картинку с животным, которое так же двигается. Получится пара животных. Потом другой выкладывает свою картинку, а его партнер по игре подбирает к ней картинку с животным из своего набора, т.е. вы будете действовать поочередно. Таковы правила этой игры. Когда вы выложите на карточку все картинки, то по очереди будете объяснять, почему так объединили своих животных («мы объединили змею и гусеницу в пару, потому что они ползают»)». В конце игры подводится итог. Воспитатель может за правильно составленные пары животных дать детям красные кружки (фишки). Можно сравнить результаты у 2-3-х пар детей. Одобрить совместную дружную работу вдвоем, соблюдение правил игры: 1) объединять животных в пары по одинаковому способу передвижения; 2) выкладывать поочередно картинки на карточку; 3) объяснять, почему так составлены пары животных.

IV вариант (подготовительная группа) Воспитатель вперемежку раскладывает картинки посредине стола и предлагает детям взять по одной с животным, которое летает (прыгает, плавает...). Объясняет детям игровое задание и правила игры: «Нужно про своего животного составить три предложения, в которых обязательно должны быть такие слова: прилетел, залетел, улетел». Просит нескольких детей повторить эти слова. В качестве примера может составить 3 предложения про снегиря, а детей попросить проследить, все ли названные слова будут в предложениях: «Зимой прилетел в наши края снегирь». «Снегирь поклевал ягоды рябины и улетел». «Снегирь залетел за трубу на крыше дома и спрятался там от холодного ветра». Воспитатель говорит детям, что за каждое правильно составленное предложение ребенок получит фишку. Если ошибку заметит другой ребенок и исправит ее, то он тоже получит фишку. Играющий может также получить дополнительную фишку, если он не только правильно употребит глаголы, но и проявит хорошие знания о данном животном, его образе жизни, среде обитания (животные Севера, жарких стран, пустынь). В одной игре можно использовать от 2-х до 4-х наборов картинок в зависимости от интереса детей и их количества. При повторном проведении игры можно изменить содержание картинок (взять других животных) или частично поменять глаголы для предложений. В конце игры воспитатель подводит итог — дети считают полученные фишки и определяют победителей.

Правила игры: 1. Выбрать животное, которое передвигается таким способом, на который указал ведущий. 2. Запомнить 3 слова, обозначающие движения животного, и включить их в свои предложения.