logo
Игры и упражнения на расширение ориентировки в

26. Почему они так называются?

ЦЕЛЬ Приобщать детей к элементарному этимологическому анализу слов родного языка — понимать связь названий некоторых предметов с родственными словами, развивать способность к абстрагированию. Развивать объяснительную речь детей.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

  1. 10-12 карточек с тремя однородными предметами, один из которых связан по названию с другим родственным словом. Подбор предметов на карточках: клюква, черника, крыжовник ромашка, астра, подснежник роза, клевер, тюльпан аист, синица, сова жук, гусеница, муха бескозырка, кепка, фуражка туфли, босоножки, ботинки погремушка, мячик, юла сорока, ласточка, кукушка подберезовик, груздь, мухомор клевер, одуванчик, фиалка лисичка, белый, опенок

  2. Предметные картинки: подсолнечник, удав, скворечник, капустница (бабочка), грабли, осьминог, пастух, беседка, подосиновик, опенок, грузовик.

ХОД ИГРЫ

I вариант Перед игрой воспитатель рассказывает детям подготовительной группы: «В русском языке есть слова, которые можно назвать родственными. Они как-то связаны между собой и похожи по звучанию. Например, слова снеговик и снег. Как вы думаете, дети, что связывает эти слова? Это родственные слова, потому что снеговика лепят из снега. А можно ли назвать родственными слова снегирь и снег! (Да.) Почему? (Снегири прилетают к нам зимой, когда земля покрыта снегом.) Посмотрите на эти два предмета. Они называются наперсток и перстень. Есть такое слово перст, но сейчас это слово в разговорах не употребляется, потому что это старинное слоне). А в далекие времена палец на руке называли перстом. Значит, слова наперсток и перстень являются родственными словами слову перст. Это слово можно встретить в волшебных сказках и в рассказах про старину». Далее воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Почему они так называются?», раздает детям по две карточки и объясняет, что на каждой карточке нарисовано по 3 предмета: 3 птицы, 3 цветка, 3 игрушки, 3 гриба и др. Среди 3-х предметов есть один, который является родственным какому-то другому предмету, названию цвета, движению или звуку: «Я буду рассказывать вам о таком предмете, а вы должны угадать его, положить на него фишку, а потом объяснить, почему он так называется и с каким родственным словом он связан».

Вопросы к детям: 1. Название этой ягоды связано с названием черного цвета. Как называется эта ягода и с каким родственным словом она связана? (Черника — черный.) 2. Этот цветок появляется первым ранней весной, едва лишь сойдет снег. Назови цветок и его родственное слово. (Подснежник — снег.) 3. Эту обувь носят летом в жаркую погоду. У нее нет носка и пятки. Как она называется и каким может быть ее родственное слово? (Босоножки — босой.) 4. Эта птица получила название из-за своего крика. Как она называется и как кричит? (Кукушка — ку-ку.) 5. А эта небольшая юркая птичка называется так, потому что в ее оперении есть синие перышки. Кто она? (Синичка — синий.) 6. Эта игрушка своим названием похожа на звук, который мы слышим во время грозы, только не такой громкий. (Погремушка — гром.) 7. Этот гриб растет в лесу под деревом с белым стволом. Как он называется и почему? (Подберезовик — береза.) 8. Название этого гриба такое же, как у лесного зверя, потому что он такого же цвета, как цвет шерсти этого животного. (Лисички — лиса.) 9. Этот цветок люди считают самым красивым, и свое название он получил от розового цвета, хотя и бывает красным, желтым. Как называется королева цветов? (Роза — розовый.) 10. Когда это насекомое летит, то издает такой звук, по которому получил свое название. Как оно называется? (Жук — жужжит.) 11. Стоит ветру подуть на этот цветок, как от него отрываются пушинки и летят по воздуху. Как он называется? (Одуванчик — дуть.) 12. Этот головной убор не имеет козырька, а сзади у не ленточки. Как он называется? (Бескозырка — козырек.) Если ребенок дает правильный ответ, то фишка у него остается, если ошибается, воспитатель забирает у него фишку и передает ее ребенку, который пожелает дать ответ на этот вопрос. Выигравшими считаются дети, у которых две и более фишек.

II вариант По слову найти предмет, название которого произошло от него. Воспитатель кладет на середину стола картинки изображением вниз и предлагает детям взять по 2 штуки. Спрашивает, все ли знают, что или кто нарисован на картинках и, если нужно, дает пояснения. Затем объясняет правила игры: « Я буду называть разные слова. От этих слов произошли названия предметов, нарисованных на ваших картинках. Если вы заметите связь между словом и своим предметом, то назовете его и поясните, почему вы так думаете». Слова воспитателя солнце давить скворец капуста сгребать восемь пастьба (коров) беседовать осина пень груз Картинки для детей подсолнечник удав скворечник капустница (бабочка) грабли осьминог пастух беседка подосиновик опенок грузовик Примерные предполагаемые ответы детей: Беседка — это небольшое строение в саду, где можно собраться и побеседовать друг с другом. Граблями сгребают сено, мусор, опавшие листья. Капуста — это овощ, листья которого объедают гусеницы бабочки-капустницы. Скворец — это птица, для которой люди строят домики-скворечники. Удав — это громадная змея, которая обвивается вокруг жертвы, давит и душит ее. Подсолнух — это растение с желтыми лепестками, похожее на солнце. Пастух — это человек, который пасет стадо коров (овец, коз). Пень — это то, что осталось от спиленного дерева. На нем растут грибы опенки. И т. д. За правильные ответы дети получают фишки.