logo
Игры и упражнения на расширение ориентировки в

23. Новоселье у матрешек

ЦЕЛЬ 1. Для первого варианта: упражнять детей в понимании смысла пространственных предлогов и наречий (на, над, под, рядом) — правильно располагать матрешек в окнах двухэтажного дома. Ввести в речь детей пространственные предлоги. 2. Для второго варианта: закрепить понимание в речи пространственных предлогов (добавить предлог между) и научить выделять их интонационно в своих ответах.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Для первого варианта: 2 карточки-домика с 6 окошками и 12 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета: красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого. Размер картинок с матрешками равен размеру окошка. 2. Для второго варианта: 2 карточки-дома с 6 окошками и 12 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета: красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого.

ХОД ИГРЫ

I вариант Играют 3 детей, которым воспитатель дает по 2 картинки с изображением матрешек, а на середину стола кладет карточку-домик и рассказывает: «Построили для матрешек новый дом. Вот этот. И для каждой матрешки выделили в нем комнатку. Приехали матрешки к своему новому дому, а кто в какой комнатке будет жить и на каком этаже — не знают. Но мы им поможем. Я буду называть, где какая матрешка (в каком платочке) будет жить, а вы будете селить своих матрешек. Матрешка в красном платочке будет жить в комнате рядом с дверью (ребенок кладет картинку на окошко), а матрешка в желтом платочке — тоже в комнате рядом с дверью, но с другой стороны (другой ребенок кладет свою матрешку)». Воспитатель обращается к этим детям: «Скажите, на каком этаже поселились ваши матрешки? (На первом.) Теперь будем заселять второй этаж. Матрешка в зеленом платочке будет жить в комнате над дверью. Покажи, где ее окошко (обращается к 3-му ребенку). А где оно расположено? (Над дверью.) А на каком этаже ее комната? (На втором.) Кто же будет жить над комнатой матрешки в желтом платочке? Это будет матрешка в оранжевом платочке. Покажи ее окошко. Где она будет жить? А еще выше (в мансарде) будет жить матрешка в голубом платочке. Над кем она поселится? (Над матрешкой в зеленом платочке.) Мы помогли всем матрешкам найти свои комнаты в новом доме. Они очень рады, что вы им помогли, и теперь будут праздновать новоселье». При повторном проведении игры, после расселения матрешек, можно поупражнять детей в правильном применении в речи предлогов через вопросы: «Какая матрешка в... (цвет) платочке живет рядом (над, под) матрешкой в... платочке?» Позже в игре можно использовать такие ситуации, когда 1— 2 матрешки приехали в новый дом не сразу и им какая-либо матрешка «объясняет», где остались свободные комнаты (с использованием предлогов), или какие-то матрешки решили поменяться комнатами, и одна из них рассказывает, где она жила раньше (на 1-м этаже под комнатой..., а теперь будет жить на 2-м этаже над...) и т.п.

II вариант Играть могут 4 ребенка и заселять 2 домика. У каждого дома — разные по цвету крыши. Каждый ребенок селит в дом по 3 матрешки, дети в игре осваивают и предлог между. Рассказ воспитатель может построить аналогично рассказу для детей младшей группы или придумать какие-либо другие ситуации. Дети при повторении игры могут и сами заселить дома как хотят, но потом каждая матрешка рассказывает, где находится ее комната в доме. Матрешка, живущая на 2-м этаже (в среднем окне), рассказывая о местоположении своей комнаты (окна), употребляет предлог между. Воспитатель может спросить, где находится дверь дома («Между окнами матрешек в ... и ... платочках»). Воспитатель предлагает детям выделять интонационно слова (предлоги), которые точно указывают, где кто живет.