4.4. Научно-технические приоритеты и их обоснование
В условиях глобализации мировой экономики, объективной необходимости перехода белорусской экономики к экономике, основанной на знаниях, принципиально важным становится выбор приоритетных направлений развития научно-технической сферы, на которых и должны быть сконцентрированы все имеющиеся ресурсы. Правильный выбор и реализация приоритетных направлений научной и инновационной деятельности будут способствовать социально-экономическому развитию страны, укреплению ее позиций и авторитета на мировом рынке и в мировом сообществе, обеспечению национальной безопасности.
Отсюда основное содержание научно-технической политики составляет выбор приоритетных направлений развития научно-технического прогресса.
Приоритетность в выборе направлений развития научно-технического прогресса связана:
с одной стороны, с ресурсным обеспечением;
с другой – с новыми и весьма значимыми направлениями в развитии научно-технического прогресса;
с третьей стороны, с объективной необходимостью решения первоочередных и наиболее значимых проблем в жизнедеятельности общества.
Приоритет, означающий первенство в какой-либо области, должен быть определен применительно к конкретному объекту или сфере деятельности.
Под научно-техническими приоритетами понимаются наиболее перспективные открытия, разработки, способствующие многократному росту производительности труда, прибыли, снижению издержек производства и потребления, ресурсообеспечению и т.д.
В области научной деятельности приоритеты конкретизируются в приоритетных фундаментальных и прикладных исследованиях.
В области инновационной деятельности приоритетами являются меры, обеспечивающие процесс производства новых знаний, и оперативное внедрение результатов исследований в народное хозяйство страны.
Решающую роль в определении приоритетных направлений научной и инновационной деятельности играют их соответствие целям и задачам социально-экономического и научно-технического развития страны, их социально-экономический эффект.
Согласно принятому в Республике Беларусь Закону «Об основах государственной научно-технической политики», приоритеты определяются по результатам разработки прогнозов социально-экономического и научно-технического развития республики, составленных на основе заключений экспертизы и общественного обсуждения.
В соответствии с мировыми тенденциями и практикой приоритетными направлениями научно-технического развития становятся наукоемкие технологии, способные обеспечить социальные потребности личности и общества, производство высококонкурентной продукции и услуг, экологическая безопасность. К ним относятся, прежде всего, аэрокосмические, информационные, лазерные, биотехнологии.
У нас в республике при проведении прогнозных исследований отбор приоритетов осуществляется с учетом двух видов критериев: по критерию научной значимости и перспективности работ и критерию социально-политических и организационных условий реализации.
По критерию научной значимости и перспективности к приоритетным относятся следующие направления научно-технологического развития:
кардинально обновляющие научные представления в традиционных областях и направлениях науки;
оказывающие существенное влияние на получение новых знаний в различных областях и направлениях научных исследований;
открывающие перспективы обновления и развития прикладных возможностей науки.
По критерию социально-политических и организационных условий реализации в число приоритетных входят направления, определяющие социально-экономическое развитие республики и подъему уровня жизни народа, а также те, реализация которых возможна только за счет мер государственного воздействия.
При определении критериев на долговременную перспективу наибольшее значение имеют научная значимость и перспективность исследований и разработок с учетом общенациональных и межведомственных интересов.
В Республике Беларусь в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития республики определены следующие приоритетные направления:
технологии, основанные на высококонцентрированных потоках энергии (лазерно-оптические, плазменные, ионно-лучевые, ионно-плазменные);
информационные технологии, основанные на применении вычислительной техники (включая разработку элементарной базы для ЭВМ новых поколений программного обеспечения, автоматизированных банков данных, систем обработки информации с использованием элементов искусственного интеллекта, локальных и региональных сетей и линий связи);
перспективные технологии интегрированных производств с использованием вычислительной техники (АСУ, АСПР, СаПР);
биотехнологии (технологии использования микроорганизмов, генетической и клетчатой инженерии, оптимизации мембранной регуляции, создание биосенсоров);
новые материалы (высокотемпературные, сверхпроводящие керамические, полупроводниковые, магнитные, полимерные и композиционные);
ресурсосберегающие и экологически чистые технологии.
Критериями выбора приоритетных направлений в области научно-технического развития Республики Беларусь являются:
конкурентоспособность отечественной продукции, работ и услуг с ориентацией на развитие их экспорта, импортозамещение и обеспечение национальной безопасности;
ресурсосбережение и энергоэффективность;
рациональное природопользование, обеспечение безопасной жизнедеятельности населения, повышения качества и продолжительности жизни людей.
Приоритетными направлениями научно-технической деятельности в разрезе отдельных отраслей являются:
В промышленности:
разработка и производство автоматизированных систем управления войсками, оружием, разведкой и радиоэлектронной борьбой, в том числе связь, средства отображения информации, средства вычислительной техники в защищенном и специальном исполнении, средства радиолакации и войсковые контрольно-измерительные приборы;
создание новых поколений дорожной, внедорожной и специальной техники, транспорта общего назначения, двигателей для их оснащения;
создание высокоточного автоматизированного оборудования, включая гибкие производственные модули и инструмент;
разработка физических, химических и биотехнологических процессов получения новых веществ и материалов различного функционального назначения, включая наноматериалы и нанотехнологии, новых технологий формообразования, упрочения и восстановления изделий из металлических и неметаллических материалов;
создание систем и средств измерения и технической диагностики, оптико-механических и оптико-электронных изделий нового поколения;
создание нового поколения интегральной элементной базы промышленной и бытовой техники, оборудования для ее производства, опто- и СВЧ-электроники, современных электротехнических изделий, микросенсорики;
создание систем навигационно-временного обеспечения, компьютерных средств и систем, средств связи, включая цифровое телевидение и аппаратуру кабельных сетей.
В строительстве:
создание новых строительных материалов, конструкций и технологий;
разработка прогрессивных архитектурных и конструктивных решений.
В топливно-энергетическом комплексе: разработка и внедрение энергоэффективного оборудования, материалов и технологий, в том числе использующих местные топливно-энергетические ресурсы, нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.
В области информатизации и связи:
разработка и внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в отраслях экономики, образования и социальной сфере;
создание информационных автоматизированных систем управления различного назначения, включая системы формирования поддержки принятия решений для государственных органов и комплексной защиты информации.
В агропромышленном комплексе:
разработка и внедрение технологий, машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
создание высокопродуктивных, устойчивых сортов растений и пород животных и средств их защиты, в том числе с использованием генноинженерных технологий.
В области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности:
разработка и внедрение технологий рационального биосферносовместимого природопользования, в том числе обеспечивающих естественное воспроизводство возобновляемых ресурсов;
разработка и внедрение эффективной национальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
совершенствование и внедрение технологий реабилитации радиоактивно зараженных земель и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
разработка и внедрение экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий и техники, обеспечивающих снижение техногенного загрязнения окружающей среды.
В здравоохранении: разработка и внедрение новых технологий и средств, обеспечивающих функционирование и развитие национальной системы образования и воспитания.
При этом реализация самой государственной инновационной политики, обеспечивающей проведение структурной и технологической перестройки производственной и социальной сфер на базе достижений научно-технического и образовательного потенциалов выступает одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе.
Для обеспечения повышения конкурентоспособности отечественных инновационных идей и проектов особая роль в инновационной политике отводится фундаментальным исследованиям. Создан Перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований Республики Беларусь на 2001--2005 гг., одобренный Комиссией по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь, в соответствии с которым проводятся научные исследования.
На основе выбора приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности определяется тематика прикладных научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств государственного бюджета.
Тематика фундаментальных и прикладных исследований в республике формируется на конкурсной основе. Общую координацию фундаментальных исследований осуществляет Национальная академия наук Беларуси, а прикладных -- Государственный комитет по науке и технологиям.
Что касается выбора приоритетов научной и инновационной деятельности в других странах, то здесь следует отметить следующее. На сегодняшний день в мировом масштабе нет единого механизма их выбора. Это связано с тем, что каждая страна имеет свой путь развития, определяемый целым комплексом факторов политического, экономического, социального, структурного, исторического, географического и др. характера. Отсюда каждая страна определяет свою систему ценностей, целей и задач развития, располагает определенной ресурсной базой и научно-техническим потенциалом, что предопределяет выбор государственных приоритетов и критериев их отбора. Можно лишь отметить, что приоритеты научной и инновационной деятельности предопределяют производственную специализацию страны в системе мировых экономических отношений и представляют собой сложную иерархическую структуру. Все это не позволяет выработать единый механизм отбора национальных приоритетов научной и инновационной деятельности.
В реализации государственной научно-технической политики и приоритетных направлений научной и инновационной деятельности определяющую роль играет организация и содержание государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности.
- А кадемия управления при Президенте Республики Беларусь с истема открытого образования Государственное управление инновационной деятельностью
- Введение1
- Тема 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития Лекция 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития
- 1.1. Этапы развития инновационной деятельности. Теория инноватики
- 1.2. Технологические уклады: понятие, влияние на развитие государства. Теория кластеров
- 1.3. «Новая экономика» и ее характерные особенности
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Инновации как объект управления Лекция 2. Инновации как объект управления
- 2.1. Понятие, виды и классификация инноваций
- 2.2. Инновационная деятельность и ее особенности
- 2.3. Специфические модели продвижения инновационных товаров на рынок
- Контрольные вопросы к теме 2
- 3.1. Формы научно-технического обмена
- 3.2. Наукоемкие отрасли: характеристика, классификация
- 3.3. Таргетирование развития наукоемких отраслей
- 3.4. Эффективность инновационных проектов и их продвижение на рынок
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Формирование государственной инновационной политики Лекция 4. Формирование государственной инновационной политики
- 4.1. Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в различных странах
- Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в развитых странах
- Оценка инновационной активности предприятий российской промышленности2
- Предпосылки кардинального повышения инновационной активности в России
- Восприимчивость предприятий промышленности Беларуси к инновационным процессам
- 4.2. Новые подходы к инновационной политике государства
- 4.3. Инновационная политика Республики Беларусь
- 4.4. Научно-технические приоритеты и их обоснование
- Контрольные вопросы к теме 4
- 5.1. Роль высших государственных органов власти и управления в управлении инновационной деятельностью
- 5.2. Органы управления инновационной деятельностью специального назначения
- 5.3. Экономические, отраслевые и местные органы управления инновационной деятельностью
- Контрольные вопросы к теме 5
- 6.1. Условия возникновения венчурного предпринимательства. Эволюция концепции венчурной деятельности
- 6.2. Механизм венчурной деятельности
- 6.3. Национальные особенности моделей развития венчурной деятельности
- Контрольные вопросы к теме 6
- Тема 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности Лекция 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности4
- 7.1. Понятие и виды интеллектуальной собственности. Лицензионный договор
- 7.2. Формирование системы государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь
- 7.3. Организация работы по правовой охране промышленной собственности
- Контрольные вопросы к теме 7
- Тема 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития Лекция 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития
- 8.1. Понятие, характеристика и элементы инновационной инфрастуктуры
- 8.2. Технопарки: понятие, классификация и характеристика основных групп
- 8.3. Основные компоненты технопарков и их функции
- 8.4. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме 8
- Литература Список нормативно-правовых актов по управлению научно-технической и инновационной деятельностью
- 1. Закон Республики Беларусь
- 2. Закон Республики Беларусь
- 3. Закон Республики Беларусь
- 11.Постановление Совета Министров Белорусской сср.
- 23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь
- 24. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 26. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 27 Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь
- 28. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь
- 29. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь Министерства зкономики Республики Беларусь
- 30. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики беларусь
- 33. Указ Президента Республики Беларусь
- 34. Указ Президента Республики Беларусь
- 42. Постановление Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь
- 43. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь
- 44. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 45. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 46. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- Учебные пособия
- Вопросы к зачету
- Учебное издание
- Государственное управление инновационной деятельностью
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.